Проект "Менеджмент в творческом коллективе молодых педагогов"

Разделы: Администрирование школы, Школьная психологическая служба


Проект “Менеджмент в творческом коллективе молодых педагогов”

Проект “Менеджмент в творческом коллективе молодых педагогов” посвящен приоритетному направлению в решении социальных, образовательных проблем – менеджменту в образовании. Проект менеджмента творческого коллектива в сфере образования, прежде всего, основывается на культуре проектного и инновационного менеджмента и предполагает активное участие всех педагогических кадров и непосредственную работу молодых педагогов.

Система образовательного менеджмента состоит из управленческих циклов, различных по времени, объектам и целям, но все они – в соответствии и с требованиями современной системы образования, и с требованиями логики управленческого процесса – должны быть направлены не только на обеспечение функционирования данной системы, но и на перевод её в новое качественное состояние. Другими словами, любое управленческое решение должно работать на повышение качества образования, формирование развивающейся, комфортной образовательной среды, способствующей социализации и развитию личности молодого специалиста, становлению педагогических, творческих компетенций этого коллектива.

Сегодня, в эпоху реформы системы образования, вопрос о работе в школах молодых специалистов поднимается на разных уровнях. А между тем по-прежнему существует проблема того, как привлечь в школу грамотных молодых специалистов, и (что ещё существеннее) того, как удержать их там. Вопросов, которые надо решать, очень много: это и финансовая поддержка, и система моральных наград и поощрений, и адаптация в коллективе, и, наконец, методическая подготовка. Некоторые вопросы (например, финансовые или проблема престижа профессии учителя в обществе) не находятся в компетенции управления образовательного учреждения, это дело времени и вопрос многих образовательных реформ. А вот проблемы адаптации в коллективе, создание эмоционально благоприятной атмосферы, вопросы методической подготовки грамотного специалиста, а также создание условий для его творческого роста вполне можно решить в стенах учебного заведения. В этом и заключается актуальность и социальная значимость данной проблемы.

Проект “Менеджмент в творческом коллективе молодых педагогов” опирается на приоритетную ценность ответственного и инициативного управленческого действия. Поэтому представляемый проект, прежде всего, основывается на культуре проектного и инновационного менеджмента социальной сферы в широком смысле и предполагает разворачивание образовательных и тематических линий как обеспечивающих (т.е. вторичных) персональное проектное действие члена коллектива, а в будущем управленца.

Любой человек, начинающий свой путь в профессии, испытывает затруднения вследствие отсутствия опыта. По нашему мнению, учителям в этом смысле повезло меньше других: педагогическое образование не обеспечивает им достойную стартовую площадку для взлёта в профессию, и, вероятно, именно поэтому становление учителя протекает труднее, острее, больнее, чем у представителей других интеллигентских профессий. Анализ педагогической деятельности в школах убедительно показывает, что, во-первых, как профессионал недавний выпускник вуза еще достаточно слаб: сдавая в институте экзамены, он выучивал внешние в отношении себя факты, которые просто образовали в его сознании некоторую сумму знаний. Во-вторых, выпускник не очень понимает изменившуюся с его школьных лет типологию сознания современного школьника. В-третьих, молодой специалист оказывается недостаточно подготовленным в нормативно-правовых вопросах, в целом у него недостаточно знаний и в области методики преподавания предмета.

Если молодого человека в такой ситуации просто “отпустить в свободное плавание”, то после первых недель душевного подъёма и эйфории неминуемо начнутся конфликты: у него могут появиться сомнения в собственной состоятельности: и в профессиональной, и в личностной. В конце концов, тревожность может из ситуативной превратиться в постоянную, стать личностной чертой, а в таком случае бессмысленно говорить о каком-то творческом потенциале и способности к инновациям. В результате возникает проблема несоответствия между уровнем методической подготовки выпускника, его желания работать в школе и социальным запросом общества, согласно которому в школе должен быть не просто учитель-предметник, а креативный организатор, менеджер образовательной среды, человек, способный не просто образовывать и воспитывать ребёнка, но и прозревать в нём человека и личность будущего и помогать раскрыться.

Таким образом, объектом проекта “Менеджмент в творческом коллективе молодых педагогов” является творческий коллектив молодых педагогов, предметом – система управления (менеджмент) молодым творческим коллективом.

Цели проектной работы заключаются:

    • в раскрытии стратегии системы управления (менеджмента) творческим коллективом молодых педагогов как будущих менеджеров педагогической общественности,
    • сформировать менеджерскую позицию в сфере образования, способную определять стратегию деятельности творческого коллектива и осуществлять принятие решений на ее основе, умеющую соорганизовывать разные интересы для достижения выработанных целей, обеспечивающей поддержку инициатив и проектов, создающих новые ресурсы,

В связи с целью проекта мы выдвигаем гипотезу о том, что,

1) если в управленческой деятельности использовать системный подход по повышению профессиональной компетентности молодых специалистов, то это позволит недавнему выпускнику вуза быстро адаптироваться к работе в школе, избежать моменты неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию по предмету и методике его преподавания, по психологии и педагогике, “почувствовать вкус” профессиональных достижений, раскрыть свою индивидуальность и начать формирование собственной профессиональной траектории.

2) Таким образом, в результате разработки и организации новой технологии формирования менеджерской позиции по отношению к творческому коллективу молодых педагогов предполагается, что специалисты будут способны:

  1. управлять развивающимися программами и проектами в образовательной сфере;
  2. формировать общественный интерес и участвовать в образовательной политике школы, района, города и региона;
  3. разворачивать общественно-государственные формы управления образованием;
  4. менять стратегии управленческого действия: от директивного – к стратегии социального партнерства, поддержке образовательных инициатив и действий потенциальных субъектов образовательной политики.

Исходя из цели и гипотезы, намечены следующие задачи:

  1. раскрыть особенности системы управления (менеджмента) творческим коллективом молодых педагогов;
  2. определить стратегию развития проекта “Менеджмент в творческом коллективе молодых педагогов”;
  3. обеспечить мониторинг профессиональной деятельности молодого специалиста, определить перспективы и пути дальнейшего совершенствования профессиональной компетентности педагога;

Становление молодого специалиста как профессионала-креатива благодаря организации менеджмента творческого коллектива произойдет не на основе “работы над совершёнными по неопытности ошибками”, а на основе педагогической парадигмы достижения УСПЕХА.

Система управленческой работы в творческом коллективе молодых педагогов будет способствовать реализации концепции развития школы, предполагающей создание комфортной образовательной среды, в которой каждый участник образовательного процесса найдет свое место в соответствии со своими желаниями, возможностями и интересами.

Стратегия развития проекта “Менеджмент в творческом коллективе молодых педагогов” состоит из трех этапов:

  1. Создание творческого коллектива из молодых специалистов в своей школе.
  2. Привлечение молодых специалистов из других образовательных учреждений.
  3. Далее будет действовать сетевой принцип: к участию в программе будут привлекаться молодые педагоги любых программ (вузов, университетов, школ, учреждений дополнительного образования, общественных организаций и пр.).

Ожидаемые результаты. Участие членов коллектива во всех мероприятиях: конкурсах, семинарах, конференциях, праздниках, спортивных соревнованиях, тренингах, в культурной самодеятельности. Результаты деятельности будут способствовать формированию Открытого образовательного пространства – созданию образовательных услуг, возникновению новых социокультурных проектов, поддержке образовательных инициатив и пр.

В организации работы проекта “Менеджмент в творческом коллективе молодых педагогов” можно выделить следующие направления: адаптационная работа, психологическая поддержка, мотивация самообразования, организация профессиональной коммуникации.

Адаптационная работа включает в себя:

  1. знакомство со школой, представление молодого учителя коллективу школы на педагогическом совете;
  2. анкетирование (выявление затруднений в работе на начало года);
  3. закрепление учителя-наставника за молодым специалистом;
  4. заполнение диагностических карт роста педагогического мастерства;
  5. презентацию проекта “Менеджмент в творческом коллективе молодых педагогов”;
  6. выделение свободного методического дня.

Работа по организации профессиональной коммуникации включает в себя такие направления, как установление профессиональной коммуникации:

а) с наставниками – оказание помощи при составлении тематических и поурочных планов, взаимопосещение уроков, совместная подготовка материалов для контрольных работ, анализ и коррекция результатов;

б) с коллегами по методическому объединению и в учреждении образования;

в) с администрацией;

г) с учениками и их родителями;

д) с коллегами из других школ.

Основные способы вовлечения педагогов в процесс повышения квалификации:

- педагогическое проектирование;

- решение педагогических ситуаций;

- активно-игровые методы;

- индивидуальное и микрогрупповое исследование;

- профессиональные конкурсы;

- документальный анализ;

- написание творческих работ;

- ведение аналитического дневника;

- дискуссионный способ;

- часы заинтересованного информационного обмена;

- посещение уроков и мероприятий, проводимых коллегами, с последующим анализом;

- совместная с наставником работа по подготовке уроков и педагогических мероприятий;

- разработка и реализация индивидуальных и парных профессиональных программ

Основные принципы проекта:

  1. Сетевое взаимодействие молодых педагогов разных школ.
  2. Взаимное стимулирование участников.
  3. Реализация общей циклограммы (плана) основных мероприятий.
  4. Возможность индивидуального инициативного участия члена коллектива в любом мероприятии (района, города, региона) в качестве:
  • активного участника,
  • пассивного участника (наблюдателя),
  • члена группы поддержки.

Формы работы Творческого коллектива:

  • Лекции-проблематизации,
  • рамочные лекции,
  • тематические консультации,
  • лекции-презентации управленческого опыта.

Наряду с этим используются интерактивные формы работы:

  • тренинги,
  • деловые игры,
  • работа с кейсами и сценариями,

а также – рефлексивно-аналитический режим работы:

  • диагностика,
  • анализ результатов,
  • экспертиза проектного движения и пр.

Программы досуговой деятельности:

  • Капустники
  • Вечера авторской песни
  • КВНы
  • Спортивные мероприятия и т.д.

Ожидания молодых людей – открытие нового:

  • Образование и информация
  • Признание со стороны общества
  • Яркий отдых
  • Дружба
  • Единение
  • Приключение
  • Участие в акциях, направленных на развитие Творческого коллектива.
  • Разработка, всестороннее обоснование и предложение к реализации социальных проектов различной направленности.
  • Участие в развитии самоуправления в образовательных учреждениях и местном сообществе.
  • Организация или участие в благотворительных и поддерживающих акциях и мероприятиях.
  • Ежеквартальные церемонии признания достижений педагогов.
  • Тренинги и информированность по всему комплексу развивающих программ
  • Позитивная репутация в педагогических сообществах
  • Важно, чтобы успех на профессиональном поприще и признание в сообществе являлись основой для дальнейшего продвижения ценностей и программ Творческого коллектива.
  • Доверие со стороны других и их желание участвовать в успешной программе.
  • Презентация и, если надо, лоббирование проекта на разных уровнях.
  • Передача опыта “Как быть успешным в молодежной воспитательной программе!”

6 сфер личностного роста молодых специалистов при членстве в Творческом коллективе:

Физическое развитие;

Умственное развитие;

Эмоциональное развитие;

Социальное развитие;

Развитие характера;

Духовное развитие.

Примерная циклограмма методической работы с вновь пришедшим молодым педагогом:

1 этап работы

Тема

Краткий обзор рассматриваемых вопросов

Дата

Знакомство с молодым учителем. Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации.

Изучение “Закона об образовании”, документов Министерства образования, локальных актов школы, включающих в себя положения о заполнении, ведении и проверке классных журналов, тетрадей и дневников учащихся; положение о предметном кружке, факультативе, курсе по выбору; положение о дежурном классе и дежурном учителе, документы НОТ. Составление календарно-тематического планирования. Диагностика умений и навыков молодого учителя. Заполнение информационной карточки листа карьеры молодого учителя

Сентябрь

Посвящение в учителя

Традиционно посвящение в учителя проводится на торжественном собрании, посвященном Дню учителя

Октябрь

Современный урок. Требования к организации.

Семинар-практикум, на котором рассматриваются типы и формы уроков, факторы, влияющие на качество преподавания.

Ноябрь

Контроль знаний, умений, навыков учащихся. Виды контроля.

Оценивание знаний учащихся: теория, психология, практика. Критерии и показатели качества обучения. Нормы оценивания учебной деятельности. Виды контроля и их рациональное использование на различных этапах изучения программного материала. Организация мониторинговых исследований: при обсуждении данной темы молодым учителям предлагаются образцы составления обобщающих таблиц, отслеживающих результаты учебной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя, предлагаются способы определения рейтинга учебных достижений учащихся и выявления степени обученности учащихся, предлагается бланк анализа проведённых контрольных работ и мониторинговых исследований. Система мер, направленных на предупреждение неуспеваемости школьников.

Декабрь

Эмоциональная устойчивость молодого учителя. Функция общения на уроке.

Дискуссия на тему: “Трудная ситуация на уроке и ваш выход из неё”. Общая схема анализа причин конфликтных ситуаций. Анализ педагогических ситуаций. Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический). Преимущества демократического стиля общения. Структура педагогических воздействий (организующее, оценивающее, дисциплинирующее). Проблемы, с которыми сталкиваются педагоги (по личным отчетам учителей). Ознакомление с работами психологов: Л. Выгодского, В. Давыдова, Л. Занкова, П. Гальперина

Февраль

Самообразование учителя – лучшее обучение.

Выбор методической темы. Молодым учителям предлагаются примерные темы по самообразованию, проводится анализ того, как спланировать работу над методической темой на год

Апрель

Бенефис молодого учителя.

Организуется проведение творческого отчётного вечера-концерта, на котором молодые учителя представляют себя не только как молодых педагогов, но и как увлечённых, инициативных молодых людей со своими интересами, талантами. Творческий отчет учителя-наставника.

Май

2 этап работы

Тема

Краткий обзор рассматриваемых вопросов

Дата

Изучение нормативно-правовой базы.

Анализ изменений в программах, учебных планах, других документах к началу учебного года.

Сентябрь

Классное руководство. Составление характеристики класса с учётом возрастных особенностей учащихся.

Моделирование воспитательной системы класса (диагностическое исследование целей класса, проектирование целей, деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса). Проводится ознакомление с планами работы лучших классных руководителей школы. Предлагается структура плана воспитательной работы классного руководителя. Изучаются основы составления психолого-педагогической характеристики класса и учащегося. Даётся опора для составления психолого-педагогической характеристики класса, учащегося. Классный час как урок взаимопонимания.

Ноябрь

Основы целеполагания урока. Самоанализ урока.

Методика целеполагания. Триединая дидактическая цель. Основы самоанализа урока. Программа самонаблюдения и самооценивания урока. Самоанализ по качеству цели и задач урока. Десять вопросов молодого учителя при использовании информационных или инновационных технологий. Памятка для проведения самоанализа урока. Образцы самоанализа урока. Сравнительный анализ и самоанализа урока.

Январь

Анализ урока.

Триединая дидактическая цель. Основы анализа урока. Памятки для проведения анализа урока. Советы молодому учителю по подготовке урока. Совместный анализ урока учителем и завучем – эффективный способ внутришкольного повышения квалификации

Март

Методическая выставка достижений молодого учителя.

Уровень профессионализма молодого учителя (заполнение карты учительских достоинств), систематизация наработок за 2 года профессиональной деятельности.

Май

3 этап работы

Тема

Краткий обзор рассматриваемых вопросов

Дата

Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации

Изучаются документы: проводится анализ изменений в программах, учебных планах, других документах к началу учебного года.

Сентябрь

Аттестация. Требования к квалификации

Изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников. Портфолио аттестуемого

Ноябрь

Нестандартные формы урока. Использование информационных технологий.

Система нестандартных уроков, нестандартные уроки в планах методической работы, карты экспертной оценки проведения нестандартных уроков. Информационные технологии в учебной деятельности. Создание программного продукта.

Декабрь

Внеклассная работа по предмету. Научно-исследовательская деятельность. Методика работы с одарёнными детьми.

Разнообразие методов и форм внеклассной работы по предмету. Система работы с одаренными детьми. Определение “одарённые дети”, “высоко мотивированные дети”. Качества педагогов, необходимые для работы с одарёнными детьми. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Научно-исследовательская деятельность молодых педагогов.

Февраль

Профильное обучение. Профориентация.

Концепция мультипрофильного обучения. Модель выпускника школы. Социальный заказ общества.

Апрель

Успешность педагогической деятельности. “Наказ бывшего стажёра”.

Конференция “Учиться самому, чтобы успешнее учить других”. Портфолио молодого учителя. Анализ карьерных перспектив молодого учителя. Чему наставник научился у молодого учителя? Клятва-напутствие молодого учителя

Май

Цель проекта “Менеджмент в творческом коллективе молодых педагогов” – обеспечить постепенное вовлечение молодого учителя во все сферы профессиональной деятельности; а также формировать и воспитывать у молодых учителей потребность в непрерывном самообразовании; работать над формированием индивидуального стиля творческой педагогической деятельности, опираясь на достижения педагогического опыта.

Деятельность Творческого коллектива способствует тому, чтобы из молодого специалиста за три года “вырос” молодой перспективный учитель, знакомый со всеми сферами педагогической деятельности, умеющий анализировать становление собственного мастерства, способный к реализации собственного творческого потенциала в педагогической деятельности.

Проект “Менеджмент в творческом коллективе молодых педагогов” использует гибкость и возможность выбора уровня обучения, консультационное сопровождение, преимущество деятельностных форм обучения. Однако наряду с этим в данной программе используется сетевой принцип выстраивания системы взаимообмена ресурсами среди участников регионального пространства, а также проектно-исследовательские формы организации образования: проектный ход члена творческого коллектива является структурообразующим элементом, относительно которого выстраивается “знаниевое” обеспечение.

Еще одной важной установкой является формирование представлений о разных подходах и технологиях менеджмента, предоставления права молодому специалисту действовать с помощью того инструментария, который (ситуационный подход, системный подход, процессный метод, количественные методы и пр.) ему предпочтителен.

Работа проекта “Менеджмент в творческом коллективе молодых педагогов” способствует тому, чтобы в гимназиях, лицеях, средних общеобразовательных школах преподавали творческие педагоги, реализующие свой внутренний потенциал и способствующие (хотя бы в какой-то мере) повышению престижа профессии учитель. Реализация системы работы проекта “Менеджмент в творческом коллективе молодых педагогов” способствует также эффективной организации в школе одного из управленческих циклов системы образовательного менеджмента – работы с молодыми специалистами, в частности, и с педагогическим коллективом в целом. Таким образом, культура менеджмента творческого коллектива – это ресурс развития образовательного учреждения, в частности, и сферы образования на уровне города или региона, в целом.

Литература:

  1. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами. – М., 1997.
  2. Воропаев В.И. Управление проектами в России. – М., 1995.
  3. Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. – М., 1996.
  4. Новикова Т.Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах. – М., 2003.
  5. Панов А.И. Проектная и экспертная работа в образовании. – Томск, 1998.
  6. Родионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. – СПб., 1996.
  7. Шапиро В.Д. и др. Управление проектами. – СПб., 1996.