Цель урока:
- развитие устной речи, образного мышления и внимания к слову.
Задачи:
- обобщать знания учащихся об употреблении заглавной буквы в именах собственных;
- воспитывать любовь к домашним животным;
- формировать навык выразительного чтения.
I. Орг. момент.
II. Просмотр слайдов (с 1по16). Беседа.
Внимание на экран.
- Кого увидели?
- Кто понравился?
- На одном из уроков природоведения мы говорили о
животных и знаем в чём отличие диких животных от
домашних.
- Каким животным приходится труднее? Почему?
- Всегда ли домашние животные видят заботу и
любовь со стороны человека?
- Какие домашние животные есть у вас?
- Почему их так назвали?
- Почему начали урок русского языка с разговора о
животных?
III. Сообщение темы.
Продолжим работу над темой: Слово – имя собственное.
Поведём разговор о словах – названиях животных.
IV. Работа над темой урока.
1.Загадка:
Сама пёстрая,
Ест зелёное,
Даёт белое.
(Корова)
- Назовите её.
- Расскажите всё об этом слове (на слух).
- Произнесите его [карова].
Слово на карточке на доске: к (оа)рова
- Как считаете, какая буква в этом слове?
корова – читаем, как написано
- Запишите слово.
Дополнение учителя. Корова считается священным животным Индии. Ей поклоняются, она неприкосновенна.
Как бы вы назвали корову, какую кличку дали? (Посмотрите на неё внимательно). А теперь нам надо записать. Как запишем словосочетание?
(Ученик пишет на доске: корова Бурёнка, остальные дети пишут в тетрадях).
2.Загадка:
Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
(Собака)
- Расскажите всё об этом слове (слово на
карточке на доске в правильном варианте).
- Прочитайте, как написано.
- Запишите.
- По правилам произношения произносим звук [а]
в первом слоге, по правилам написания – пишем
букву о.
- Какую бы кличку дали собаке? (Посмотрите на неё
внимательно). А теперь нам надо записать. Как
запишем словосочетание? (Ребёнок пишет на доске: собака
Шарик, остальные дети пишут в тетрадях).
Дополнение учителя. Собаку считают самым верным животным. Есть такое выражение: собака – друг человека. Как понимаете? (Собаки служат на границе, есть собаки – спасатели, собаки – поводыри. Собаке люди поставили памятник.)
3.Загадка.
Без расчёски причесался
И умылся без воды,
В кресло мягкое забрался
И запел на все лады.
(Кот)
- Произнесите слово кот.
- Сможете без разбора записать слово в тетрадь?
(Пишут сами) карточка на доске кот.
- Кто не ошибся?
- Как назовём?
- А как запишем? (Один ученик пишет на доске, а
остальные в тетрадях).
Дополнение учителя. Кот в Древнем Египте был священным животным. Его изображение очень часто встречается на амфорах, свитках и фресках Древнего Египта.
Посмотрите внимательно на записи, которые получились. Что заметили? (Все клички животных пишутся с заглавной буквы, потому что это имя собственное.)
А как в предложении заметить имя собственное и написать его с большой буквы?
V. Работа в группах.
Каждая группа получает карточку с заданием, где нужно решить орфографические задачи.
1 группа: Собака шарик поймала воздушный
шарик.
2 группа: Корова зорька проснулась на зорьке.
3 группа: Кот рыжик увидел рыжик.
(Поработав в группах, к доске выходит по одному человеку от группы. Ученики в порядке очерёдности знакомят класс со своим заданием и его решением.)
Почему слова Собака, Корова и Кот записали с заглавной буквы? (Это начало предложения.)
Запишите понравившееся предложение.
VI. Физминутка.
VII. Работа с текстом.
Животных изображали художники, музыканты посвящали им свои произведения, а писатели и поэты рассказывали о них с помощью слов.
С одним из таких произведений мы сегодня познакомимся.
Доска: Ю.Коринец “Лапки”
Можно ли догадаться по заголовку, о ком пойдёт речь?
1.Первичное чтение учителем.
- О ком произведение?
- Как догадались?
- Какой представили кошку?
2.Чтение “по цепочке”. (Дети передают “по цепочке” мягкую игрушку – кошку. Прочитав своё четверостишие, ученик передаёт мягкую игрушку следующему ученику.)
- Охарактеризуйте кошку, какая она?
Верная – докажите словами из текста (привязана
к бабке).
Озорная – клубок в уголок.
Чистюля – рот умывает
Хитрая – кость утащила.
Помощница – мышей ловит.
- Отчего ж тогда стара
Их не гонит со двора?
(любит, скучно одной, пользу приносит)
- Как кошка относится к хозяйке?
- Как бы вы её назвали? Почему?
- Запишите в тетрадь. (Дети записывают в тетрадь словосочетание: кошка …)
3.Работа над выразительностью.
- Какие чувства испытывает автор, глядя на эту кошку?
(У учителя заготовлены карточки со словами: радость, удивление, успех, восхищение)
- Чему радуется автор?
- Чему он удивляется?
- Что его восхищает?
- Как будем читать, чтобы передать чувства автора?
(Чтение произведения детьми выразительно по желанию.)
VIII. Рефлексия.
Животные могут выражать разные чувства. А вы, какие ощущения испытываете?
(На доске карточки со словами: радость, удивление, успех, восхищение, тревожность, усталость. Называя своё ощущение, ребёнок сопровождает его комментарием: почему он испытывает такое ощущение?)
IX.Домашнее задание. (Любое на выбор)
- выразительное чтение;
- рисунок к произведению;
- прочитать другие произведения о животных и приготовить пересказ понравившегося произведения.