Интегрированный урок русского языка и чтения: "Слово — имя собственное". Ю.Коринец. "Лапки". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель урока:

  • развитие устной речи, образного мышления и внимания к слову.

Задачи:

  • обобщать знания учащихся об употреблении заглавной буквы в именах собственных;
  • воспитывать любовь к домашним животным;
  • формировать навык выразительного чтения.

I. Орг. момент.

II. Просмотр слайдов (с 1по16). Беседа.

Внимание на экран.

- Кого увидели?
- Кто понравился?
- На одном из уроков природоведения мы говорили о животных и знаем в чём отличие диких животных от домашних.
- Каким животным приходится труднее? Почему?
- Всегда ли домашние животные видят заботу и любовь со стороны человека?
- Какие домашние животные есть у вас?
- Почему их так назвали?
- Почему начали урок русского языка с разговора о животных?

III. Сообщение темы.

Продолжим работу над темой: Слово – имя собственное.

Поведём разговор о словах – названиях животных.

IV. Работа над темой урока.

1.Загадка:

Сама пёстрая,
Ест зелёное,
Даёт белое.
(Корова)

Слайд 18.

- Назовите её.
- Расскажите всё об этом слове (на слух).
- Произнесите его [карова].
Слово на карточке на доске: к (оа)рова
- Как считаете, какая буква в этом слове?
корова – читаем, как написано
- Запишите слово.

Дополнение учителя. Корова считается священным животным Индии. Ей поклоняются, она неприкосновенна.

Как бы вы назвали корову, какую кличку дали? (Посмотрите на неё внимательно). А теперь нам надо записать. Как запишем словосочетание?

(Ученик пишет на доске: корова Бурёнка, остальные дети пишут в тетрадях).

2.Загадка:

Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
(Собака)

Слайд 19.

- Расскажите всё об этом слове (слово на карточке на доске в правильном варианте).
- Прочитайте, как написано.
- Запишите.
- По правилам произношения произносим звук [а] в первом слоге, по правилам написания – пишем букву о.
- Какую бы кличку дали собаке? (Посмотрите на неё внимательно). А теперь нам надо записать. Как запишем словосочетание? (Ребёнок пишет на доске: собака Шарик, остальные дети пишут в тетрадях).

Дополнение учителя. Собаку считают самым верным животным. Есть такое выражение: собака – друг человека. Как понимаете? (Собаки служат на границе, есть собаки – спасатели, собаки – поводыри. Собаке люди поставили памятник.)

3.Загадка.

Без расчёски причесался
И умылся без воды,
В кресло мягкое забрался
И запел на все лады.
(Кот)

Слайд 20.

- Произнесите слово кот.
- Сможете без разбора записать слово в тетрадь? (Пишут сами) карточка на доске кот.
- Кто не ошибся?
- Как назовём?
- А как запишем? (Один ученик пишет на доске, а остальные в тетрадях).

Дополнение учителя. Кот в Древнем Египте был священным животным. Его изображение очень часто встречается на амфорах, свитках и фресках Древнего Египта.

Посмотрите внимательно на записи, которые получились. Что заметили? (Все клички животных пишутся с заглавной буквы, потому что это имя собственное.)

А как в предложении заметить имя собственное и написать его с большой буквы?

V. Работа в группах.

Каждая группа получает карточку с заданием, где нужно решить орфографические задачи.

1 группа: Собака шарик поймала воздушный шарик.
2 группа: Корова зорька проснулась на зорьке.
3 группа: Кот рыжик увидел рыжик.

(Поработав в группах, к доске выходит по одному человеку от группы. Ученики в порядке очерёдности знакомят класс со своим заданием и его решением.)

Почему слова Собака, Корова и Кот записали с заглавной буквы? (Это начало предложения.)

Запишите понравившееся предложение.

VI. Физминутка.

VII. Работа с текстом.

Животных изображали художники, музыканты посвящали им свои произведения, а писатели и поэты рассказывали о них с помощью слов.

С одним из таких произведений мы сегодня познакомимся.

Доска: Ю.Коринец “Лапки”

Можно ли догадаться по заголовку, о ком пойдёт речь?

1.Первичное чтение учителем.

- О ком произведение?
- Как догадались?
- Какой представили кошку?

2.Чтение “по цепочке”. (Дети передают “по цепочке” мягкую игрушку – кошку. Прочитав своё четверостишие, ученик передаёт мягкую игрушку следующему ученику.)

- Охарактеризуйте кошку, какая она?

Верная – докажите словами из текста (привязана к бабке).
Озорная – клубок в уголок.
Чистюля – рот умывает
Хитрая – кость утащила.
Помощница – мышей ловит.

- Отчего ж тогда стара
Их не гонит со двора?
(любит, скучно одной, пользу приносит)
- Как кошка относится к хозяйке?
- Как бы вы её назвали? Почему?

- Запишите в тетрадь. (Дети записывают в тетрадь словосочетание: кошка …)

3.Работа над выразительностью.

- Какие чувства испытывает автор, глядя на эту кошку?

(У учителя заготовлены карточки со словами: радость, удивление, успех, восхищение)

- Чему радуется автор?
- Чему он удивляется?
- Что его восхищает?
- Как будем читать, чтобы передать чувства автора?

(Чтение произведения детьми выразительно по желанию.)

VIII. Рефлексия.

Животные могут выражать разные чувства. А вы, какие ощущения испытываете?

(На доске карточки со словами: радость, удивление, успех, восхищение, тревожность, усталость. Называя своё ощущение, ребёнок сопровождает его комментарием: почему он испытывает такое ощущение?)

IX.Домашнее задание. (Любое на выбор)

  • выразительное чтение;
  • рисунок к произведению;
  • прочитать другие произведения о животных и приготовить пересказ понравившегося произведения.