Урок по предмету "Окружающий мир" на тему "Путешествие бутерброда" (составлен по учебнику А.А. Вахрушева "Окружающий мир", 4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели: Формировать новые анатомо-физиологические понятия: о питательных веществах, пищеварении, роли органов пищеварения, продолжить развивать связи строения и роли органов человека. Развивать умение работать с книгой, обосновывать свое мнение, развивать творческое мышление, речь, познавательные способности.

Оборудование: компьютерный класс, упаковки продуктов (на партах).

Методические рекомендации:

- тип урока (изучение нового материала);
- методы урока (наглядные, словесные, практические)

ХОД УРОКА

Постановка проблемы и актуализация знаний.

  • Обсуждение творческих вопросов с прошлого урока (интеллектуальнаяразминка).
  • Проблемная ситуация. Диалог на с. 16. Выбор правильной версии (задание 1).
  • Актуализация. Прежде чем ответить на проблемный вопрос, надо вспомнить с учениками, что они уже знают.
  1. Какие органы принимают участие в питании и использовании пищи организмом?
  2. Как и на что используются поглощенные организмом вещества?
  3. Что такое обмен веществ и чем он отличается от круговорота веществ?
  4. Какие группы веществ мы знаем? Из чего состоят вещества?
  5. Как различные организмы получают вещества?
  • Ученики определяют тему урока.

Совместное открытие знаний.

  • Работа с рисунком на с. 18 (вверху):
  • Что изображено?
  • Почему кубики разных цветов?
  • Давайте, определим эти вещества (масло оставляет жирное пятно, в нем
    содержится жир; углеводы и белки - рассказывает учитель).

  • Рассмотрите упаковки продуктов на партах. Какие вещества содержатся в продуктах? Что еще о них сказано? (Углеводы, белки и жиры – источники энергии.)
  • Как бы вы определили, что такое “переваривание пищи”?
  • Работа с рисунком на с. 18 (внизу).

- Можно ли из веществ, попавших в кровь, создать новые белки, жиры и углеводы?

  • Работа с рисунком на с. 19.
  • Построены ли мышцы из веществ?
  • Каких веществ в них больше?
  • Можно ли получить энергию из веществ?
  • Почему человек, которому ввели в кровь молоко или куриный белок, может умереть, а человек, съевший эти продукты, будет жить нормально? (Высказывание гипотез - переход к обсуждению роли пищеварения.)
  • Какие вещества нам необходимы кроме белков, жиров и углеводов? (Выполнение задания 3 нас. 19.)
  • Какие же органы помогают нам совершать такое увлекательное путешествие по организму? (Работа с рисунком нас. 16.)
  • Утром вы завтракали, как вы думаете, где сейчас находится пища? Проследите ее путь. Просмотр модели “Процесс пищеварения”.
    • Какую же роль сыграли различные органы в процессе пищеварения?

Просмотр презентации по теме “Пищеварительная система”.

Первичное закрепление:

  • Почему у людей с плохими зубами часто болит желудок?
  • Выполнение задания 2 на с. 17.
  • Что делает язык?
  • Почему глотать невозможно, если во рту нет слюны?
  • В каком органе переваривается большая часть пищи?
  • Где будут всасываться переваренные вещества?

Самостоятельное применение знаний.

  • Вопросы на с. 20.
  • Выполнение заданий

№ п/п

Данные

Ответ

Проверка

 
1 Что дает нам энергию   Неверно а. Пища
2 Вещество, которое мы откладываем про запас.   Неверно а. Жир
3 Без чего не растут кости и не превращаются друг в друга вещества.   Неверно б. Соль
4 Чем "наполнен" наш организм, в чем "варятся" все его вещества?   Неверно в. Вода.
5 В виде какого вещества наш организм использует энергию?   Неверно б. Углеводы
6 Основной строительный материал в организме   Неверно а. Белки
7 Что обязательно должно входить в наш рацион, чтобы мы не болели?   Неверно а .Витамины
         
  Результат   0  

Подведение итога.

  • Обмен мнениями по выполнению заданий.
  • Почему параграф назван “Путешествие бутерброда”?

Домашнее задание.Вопросы со звездочкой. § 4, задание 6 (с последующей презентацией меню).

Таблица 1.

№ п./п.

Этап урока

Время

 

Организационный момент

2 минуты

 

Постановка проблемы

3 минуты

 

Актуализация знаний

7 минут

 

Совместное открытие знаний

15 минут

 

Самостоятельное применение знаний

6 минут

 

Физминутки (2)

4 минуты

 

Подведение итогов

5 минут

 

Домашнее задание

3 минуты