Все занимающиеся в школьной секции делятся в зависимости от возраста на 4 года обучения: подготовительная группа (1 – 4 классы) – 1 год обучения, младшая группа (5 – 7 классы) – 2 года обучения, средняя группа (8 – 9 классы) – 3 года обучения, старшая группа (10 – 11 классы) – 4 года обучения.
Желающие записаться в группу должны получить разрешение врача.
Занятия проводятся руководителем два раза в неделю по 2 академических часа. Они должны быть направлены на всестороннюю физическую подготовку и изучение основ техники и тактики игры.
Учебная работа в секции осуществляется на основе данной программы, которая содержит материал теоретических и практических занятий.
Теоретические занятия проводятся в форме 15-ти минутных бесед в процессе практических занятий, а также в форме отдельного занятия.
Практические занятия должны быть разнообразными и эмоциональными.
При обучении необходимо применять упражнения, эстафеты, подвижные игры, в которых активно принимают участие все занимающиеся.
Обучаемые ежедневно должны делать утреннюю гимнастику, применять водные процедуры, выполнять задания преподавателя по самостоятельному повышению уровня своей физической подготовленности и совершенствованию в отдельных элементах техники.
Каждая возрастная группа, наряду с общими, имеет свои специфические задачи.
Подготовительная группа (1 – 4 классы) – укрепление здоровья и закаливание организма, развитие быстроты, гибкости, ловкости, знакомство с основными элементами техники игры, подготовка к сдаче тестов.
Младшая группа (5-7 классы) – укрепление здоровья занимающихся, совершенствование физической подготовки, дальнейшее развитие быстроты, координации, способностей в ориентировки, изучение основ техники и тактики баскетбола, освоение процесса игры по правилам мини - баскетбола, подготовка к сдаче тестов.
Средняя группа (8-9 классы) – дальнейшее совершенствование физической подготовки, развитие быстроты, скоростно-силовых качеств, изучение техники и тактики игры, знакомство с её основными правилами, подготовка к сдаче тестов.
Старшая группа (10 – 11 классы)- всестороннее развитие физических качеств, овладение техникой и тактикой игры и её основными правилами.
В работе с группами обязательным является дифференцированный подход к определению содержания, объема и интенсивности физических упражнений в зависимости от возраста, пола, индивидуальных особенностей и физической подготовленности занимающихся.
Особое внимание на занятиях необходимо уделять развитию таких физических качеств, как прыгучесть, быстрота, выносливость, координация, при этом чередуя напряжение с расслаблением мышц, делая паузы для отдыха, обращая особое внимание на дыхание занимающихся (глубокое, ритмичное, без задержки).
На занятиях целесообразно применять соревновательный метод (эстафеты, подвижные игры), технические приемы изучать в сочетании с выработкой тактических умений.
Программа по баскетболу
(подготовительная группа 1-4 классы)
Развитие баскетбола в России.
Описание игры её возникновение и развитие.
Гигиенические сведения.
Занятия физической культуре в режиме дня школьника. Гигиена тела. Форма занятий в спортивном зале и на открытом воздухе (летом и зимой). Временные противопоказания к занятиям.
Меры безопасности.
Правила поведения и меры безопасности на занятиях баскетболом.
Оборудование мест занятий.
Площадка для игры. Разметка и её назначение.
Правила игры.
Правила игры в мини-баскетбол.
Общая и специальная физическая подготовка.
Значение общей физической подготовки для развития спортсменов.
Строевые упражнения. Понятие о строе и командах. Шеренга, фланг, интервал, дистанция. Строевой и походный шаг.
Гимнастические упражнения. Упражнения для рук, ног, шеи на месте и в движении. Упражнения для формирования правильной осанки. Упражнения со скакалкой, с малыми мячами.
Упражнения на гимнастических снарядах. Лазание по гимнастической стенке, по канату. Ходьба по бревну. Смешанные висы.
Акробатические упражнения. Перекаты вперед и назад. Кувырок вперед, стойка на лопатках.
Прыжки. Прыжки с места в длину, вверх. Прыжки с разбега в длину и высоту. Прыжки вперед и назад “лягушкой”.
Бег. Пробегание отрезков 10 м, 30 м, 60 м. Стартовые ускорения. Бег приставным шагами (правым и левым боком, спиной вперед). Подвижные игры: “День и ночь”, “Салки без мяча”, “Караси и щуки”, “Волк во рву”, “Тритий - лишний”, “Удочка”, “Бейсбол”. Комбинированные эстафеты.
Основы техники и тактики игры.
Техника – основа спортивного мастерства. Передвижение по площадке в низкой стойке. Передача мяча, ведение, бросок. Целесообразность применения приемов в конкретной игровой обстановке. Выбор свободного места для получения мяча. Перемещение защитника, его расположение по отношению к щиту и противнику.
Техника нападения. Основная сойка баскетболиста. Бег с изменением направления и скорости. Передвижение приставными шагами (правым и левым боком, вперед и назад). Остановки во время бега: шагом, прыжком. Повороты на месте: вперед, назад. Сочетание передвижений, остановок, поворотов. Ловля двумя руками мяча, летящего навстречу и сбоку на уровне груди. Передача мяча двумя руками от груди после ловли и на месте, после ловли с остановкой, после поворота на месте. Ведение мяча правой, левой рукой и попеременно. Ведение с изменением направления. Броски мяча двумя руками, от груди с близкого расстояния, с места под углом к корзине, с отражением от щита. Техника защиты.
Техника защиты. Стойка защитника: одна нога выставлена вперед, ноги расставлены на одной линии. Перемещение в стоке защитника вперед, в стороны, назад.
Тактика нападения. Индивидуальные действия: умение выбрать место и открыться для получения мяча. Целесообразное применение техники передвижения: прыжков, остановок, поворотов. Командные действия: нападение по принципу выбора свободного места.
Тактика защиты. Индивидуальные действия: умение выбрать место и держать игрока с мячом и без мяча.
Контрольные игры и соревнования. Организация и проведение соревнований, разбор проведенных игр, устранение ошибок в игре.
Практические занятия. Соревнования по мини-баскетболу, соревнования по подвижным играм с элементами техники баскетбола. Сдача тестов.
Программа по баскетболу
(младшая группа 5-7 классы)
Развитие баскетбола в России:
Описание игры её возникновение и развитие.
Гигиенические сведения.
Режим дня режим питания, питьевой режим. Использование естественных факторов природы для закаливания организма.
Гигиена места занятий.
Значение разминки. Правила поведения и меры безопасности на занятиях баскетболом.
Общая и специальная физическая подготовка.
Значение общей и специальной физической подготовки для спортсменов. Характеристика основных средств и их значение для достижения высокого, спортивно-технического мастерства.
Парные и групповые упражнения: сопротивление, перетягивание, переталкивание. Упражнения на гимнастических снарядах: висы, подтягивание, размахивания, смешанные висы и упоры, обороты и соскоки.
Акробатические упражнения. Кувырки вперед, назад, в стороны, стойка на голове, стойка на руках.
Бег. Стартовые рывки с места. Повторные рывки на максимальной скорости на отрезках до 15 м. Бег со сменой направления по зрительному сигналу. Челночный бег: 3 х 10 м, 5 х 10 м, 10 х 5 м. Ускорение из различных исходных положений. Пробегание отрезков 30, 60 м. Кросс 300, 500 м.
Прыжки. Опорные и простые прыжки с мостика и трамплина. Серийные прыжки с доставанием подвешенных предметов. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх. Метание мячей в движущуюся цель с места и в движении.
Подвижные игры. “Салки спиной к щиту”, “Вызов номеров”, “Слушай сигнал”, “круговая охота”, “бегуны”, “переправа”, “кто сильнее”, “бейсбол”.
Техника и тактика игры.
Характеристика основных приемов техники: перемещения, ловли, передач, ведения, бросков, поворотов. Значение технической подготовки для роста спортивного мастерства. Понятие о тактике игры. Связь техники и тактики. Индивидуальные и групповые технические действия.
Техника нападения. Бег с изменением направления и скорости из различных исходных положений. Ловля мяча одной рукой на месте с поддержкой другой рукой. Ловля двумя руками мяча, летящего на уровне груди, низко и высоко – на месте и в движении (с выходом навстречу мячу). Передача мяча двумя руками от головы, одной от плеча, после ловли, на месте и двумя руками от груди после ловли в движении. Ведение мяча с изменением высоты отскока и направления. Броски мяча двумя руками от груди и от головы с близкого расстояния после ловли с остановкой и после ведения с остановкой.
Техника защиты. Вырывание мяча рывком на себя. Выбивание мяча при ведении и броске. Перехват мяча.
Тактика нападения. Индивидуальные действия: умение правильно выбрать место и своевременно применять передачу, ведение, бросок. Групповые действия: взаимодействие двух нападающих против одного защитника (2 х 1). Командные действия: нападение с целью выбора свободного места.
Тактика защиты. Индивидуальные действия: противодействие игроку, ловящему. ведущему, бросающему мяч. Командные действия: личная защита.
Контрольные игры и соревнования. Правила соревнований. положение о соревнованиях. Расписание игр. Оформление хода и результатов соревнований.
Практические занятия. Учебно-тренировочные игры. Соревнования по подвижным играм с элементами техники баскетбола. Сдача тестов.
Программа по баскетболу
(средняя группа 8-9 классы)
Развитие баскетбола в России.
Описание игры её возникновение и развитие.
Гигиенические знания и меры безопасности на занятиях.
Врачебный контроль, предупреждение травм и переутомления. Первая помощь при травмах. Правила поведения и меры безопасности на занятиях баскетболом.
Организация и проведение соревнований.
Виды соревнований. Положение о соревнованиях. Составление таблиц. Подготовка мест соревнований. Роль и обязанности судейского аппарата.
Общая и специальная физическая подготовка.
Акробатические упражнения. Кувырки вперед в сочетании с выпрыгиванием вверх, кувырки вперед с прыжком, стойка на голове.
Бег. Бег на дистанции 100, 400, 500 м. Бег с изменением направления и скорости.
Спортивные игры. Волейбол, футбол, бадминтон, хоккей, бейсбол.
Прыжки: в высоту, в длину, с места, с разбега. Сочетание рывка (10-20м) с прыжком вверх, толчком одной, двух ног. Имитационные движения кистью и руками на передачу, бросок. Ловля и передача малых набивных, теннисных мячей.
Техника и тактика игры.
Взаимосвязь и взаимообусловленность техники и тактики. Характеристика стремительного и позиционного нападения в зоне защиты.
Техника нападения. Сочетания изученных приемов перемещения. Ловля мяча, летящего навстречу и с боку, с выходом вперед и в сторону. Передача мяча с отскоком от пола. Передача мяча двумя руками от груди, одной рукой от плеча, двумя руками от головы во время ходьбы и бега (после ловли и после ведения) вперед, в стороны, на короткие и средние расстояния; передача мяча после поворота на месте и после ловли с остановкой. Ведение мяча со снижением, обводка, переход от обычного ведения к ведению со снижением; изменение скорости передвижения во время ведения. Ведение с последующей остановкой и с продолжением ведения на месте. Броски изученными ранее способами со средних дистанций. Броски одной рукой от плеча, с места, в движении. Штрафные броски.
Техника защиты. Накрывание мяча при броске с места. Овладение мячом, отскочившим от кольца.
Тактика нападения. Индивидуальные действия: финты с мячом “на ведение”, “на передачу”, “на бросок” с последующим ведением, передачей, броском.Групповые действия: взаимодействие трех нападающих (треугольник), взаимодействие нападающих при численном paвенстве защитников. Командные действия: нападение быстрым прорывом, расстановка при штрафном броске, при спорном мяче.
Тактика защиты. Индивидуальные действия: выбор места для овладения мячом при передачах и ведении. Групповые действия: взаимодействие двух защитников при численном равенстве нападающих (подстраховка).Командные действия: прессинг.
Контрольные игры и соревнования. Соревнования по баскетболу. Сдача тестов.
Программа по баскетболу
(старшая группа 10-11 классы)
Гигиенические знания и навыки.
Понятие о тренировке и спортивной форме. Основы спортивного массажа. Дневник самоконтроля. Правила поведения и меры безопасности.
Основы методики тренировки.
Периодизация спортивной тренировки. Понятие об общей и специальной физической подготовке. Тесты и их назначение для планирования индивидуальной подготовки баскетболистов. Индивидуальный план тренировки. Основная направленность тренировки баскетболиста. Влияние характера тренировки на развитие физических качеств и формирование спортивно-технического мастерства. Основные сведения о методах тренировки баскетболистов, различных по возрасту, полу и спортивной подготовленности.
Общая и специальная физическая подготовка.
Особенности использования средств общей и специальной физической подготовки в различных возрастных группах (объем, интенсивности т. д.) В зависимости от периода подготовки (подготовительного, соревновательного, переходного). Особенности применения средств скоростно-силовой и силовой подготовки.
Упражнения с отягощениями. Метание больших набивных мячей. Бег на дистанции 500, 600, 800 м, кроссы на дистанции: 1000, 1500, 2000, 3000 м.
Техника и тактика игры.
Методы совершенствования индивидуального технического мастерства. Анализ основных способов позиционного нападения: через центрового игрока, “восьмеркой”, “серией заслонов”.
Техника нападения. Совершенствование передвижений, остановок, поворотов на быстроту выполнения. Ловля низких и катящихся мячей одной рукой. Ловля мяча на максимальной скорости передвижения, на максимальной высоте прыжка. Передачи мяча: скрытые передачи (назад, вправо, влево), передачи в прыжке двумя руками от головы и одной от плеча. Ведение мяча на максимальной скорости. Броски мяча одной от плеча со средних и дальних дистанций.
Техника защиты. Отбивание мяча.
Тактика нападения. Индивидуальные действия: применение изученных приемов в сочетании с финтами “без мяча” и “с мячом”. Заслоны игроку с мячом и игроку без мяча.
Групповые действия: взаимодействие двух нападающих против трех защитников, “тройка”, скрестный выход и малая восьмерка, наведение, пересечение. Командные действия: разучивание комбинаций при вбрасывании из-за боковой.
Тактика защиты. Индивидуальные действия: действия одного защитника против двух нападающих, отступание при заслонах. Групповые действия: проскальзывание, противодействие тройке, скрестному выходу и малой восьмерке. Командные действия: варианты зонной защиты.
Контрольные игры и соревнования. Анализ проведенной игры. Положение команды в календаре. Состав команды и установка на игру всей команде, а также отдельным игрокам в предстоящих встречах.
Практические занятия. Соревнования по баскетболу. Проведение разминки. Показ выполнения технических приемов. Сдача тестов.
Примерный тематический план занятий подготовительной группы (1-4 классы).
№ п/п | Содержание занятий |
Количество |
||
Всего |
Теоретич. сведен. |
Практические занят. |
||
1. | Развитие баскетбола в России | 1 | 1 | 0 |
2. | Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях | 1 | 1 | 0 |
3. | Оборудование мест занятий | 1 | 1 | 0 |
4. | Правила игры | 1 | 1 | 0 |
5. | Общая и специальная физическая подготовка | 60 | 1 | 59 |
6. | Основы техники и тактики игры | 60 | 1 | 59 |
7. | Контрольные игры и соревнования | 10 | 1 | 9 |
8. | Тестирование | 10 | 0 | 10 |
Итого: | 144 | 7 | 137 |
Примерный тематический план занятий младшей группы (5-7 классы).
№ п/п | Содержание занятий |
Количество |
||
Всего |
Теоретич. сведен. |
Практические занят. |
||
1. | Развитие баскетбола в России | 2 | 2 | 0 |
2. | Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях | 2 | 2 | 0 |
3. | Общая и специальная физическая подготовка | 60 | 1 | 59 |
4. | Основы техники и тактики игры | 60 | 1 | 59 |
5. | Контрольные игры и соревнования | 10 | 1 | 9 |
6. | Тестирование | 10 | 0 | 10 |
Итого: | 144 | 6 | 138 |
Примерный тематический план занятий средней группы (8-9 классы).
№ п/п | Содержание занятий | Количество | ||
Всего | Теоретич. сведен. | Практические занят. | ||
1. | Развитие баскетбола в России | 1 | 1 | 0 |
2. | Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях | 1 | 1 | 0 |
3. | Организация и проведение соревнований | 2 | 2 | 0 |
4. | Общая и специальная физическая подготовка | 60 | 0 | 60 |
5. | Техника и тактика игры | 60 | 0 | 60 |
6. | Контрольные игры и соревнования | 10 | 0 | 10 |
7. | Тестирование | 10 | 0 | 10 |
Итого: | 144 | 4 | 140 |
Примерный тематический план занятий старшей группы (10-11 классы).
№ п/п |
Содержание занятий | Количество | ||
Всего | Теоретич. сведен. | Практические занят. | ||
1. | Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях | 2 | 2 | 0 |
2. | Общая и специальная физическая подготовка | 60 | 0 | 60 |
3. | Техника и тактика игры | 60 | 0 | 60 |
4. | Контрольные игры и соревнования | 16 | 0 | 16 |
5. | Тестирование | 6 | 0 | 6 |
Итого: | 144 | 2 | 142 |
Литература.
- Байгулов Ю. П. Программа средней школы по физической культуре (внеклассная работа), М., Просвещение, 1982г.
- Байгулов Ю. П. Мостки к мастерству. - Спортивные игры, 1974, №4:
- Байгулов Ю. П:, Аверин Г. А. Атакует чемпион мира. - Спортивныe игры, 1973, N3
- Бубэх. и др: Тесты в спортивной практике. М., 1968.
- Рудик П. А. Психология. М., 1967.
- Старажиле А. А. Делай характер смолоду. - Спортивные игры, 1970,№11.