Задачи для учителя:
- помочь учащимся систематизировать знания об истории и особенностях жизни народов и государств, соседствующих со славянами, охарактеризовать взаимоотношения этих народов и государств со славянами и определить их влияние на развитие славянских племён;
- развивать у учащихся познавательный интерес к предмету “история России” и использовать ранее приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, а также сопоставлять их с новым материалом через создание системы опережающих групповых заданий по выбору учащихся;
- развивать у учащихся умения и навыка составлять, заполнять и пользоваться таблицей “соседи восточных славян”;
- развивать творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся в процессе театрализованного сообщения и работы в группе по заданной теме;
- развивать аналитическое мышление учащихся посредством анализа текста хрестоматии, учебника по известному алгоритму, составления и заполнения таблицы;
- развивать у учащихся умения и навыки работы с исторической картой;
- содействовать воспитанию у учащихся следующих нравственных качеств: толерантность, уважение, беспристрастность.
Задачи для учащихся:
- Знать историю и особенности жизни народов и государств, соседствующих со славянами;
- Охарактеризовать взаимоотношения этих народов и государств со славянами;
- Оценить их влияние на развитие славянских племён;
- Уметь показать на исторической карте территории расселения народов, соседствующих со славянами, границы государств, города;
- Изложить в форме группового театрализованного сообщения самостоятельно прочитанный материал;
- Использовать знания об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Тип урока: формирование новых знаний.
Формы урока: беседа, театрализация.
Использованное оборудование и литература: карта “Восточные славяне”; таблица в тетрадях учащихся; учебник Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России: с древнейших времён до конца 16 в. М., Просвещение, 2007; Шаповал В. В. Дидактические материалы по истории России с древнейших времён до конца 16 в. М., Экзамен, 2006; дополнительная литература (словари, энциклопедии) на выбор учащихся.
Межпредметные связи: русский язык (этимология слов).
Межкурсовые связи: история средних веков (Великое переселение народов, Византийская империя).
Внутрипредметные связи: восточные славяне.
Основные понятия: дань, колонизация.
Опережающее задание: на предыдущем уроке учащимся было предложено разделиться на 4 группы по 4 человека (по желанию). Каждая группа, используя дополнительную литературу, должна была подготовить театральную презентацию народа, соседствующего с восточными славянами по заранее обговорённому алгоритму.
Ход урока
Этапы урока |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационный момент. | 30 сек. | Приветствует, знакомит с гостями, активизирует внимание, настраивает на урок. | Настраиваются на урок, актуализируют внимание. |
2. Повторение. | 7 мин. | Просит назвать тему прошлого
урока. На какие основные вопросы мы обратили
внимание на прошлом уроке? Что показалось вам
наиболее интересным на уроке? Читает отрывок из документа “Византийский писатель П. Кесарийский о восточных славянах” (учебник с. 13), не называя его. Задаёт вопрос: О ком идёт речь в документе? Покажите территорию расселения восточных славян. Когда они заняли эту территорию? |
Называет тему прошлого урока и
основные отработанные вопросы.
Отвечают на вопрос, аргументируя своё мнение.
1 учащийся показывает на большой карте и отвечает на вопрос, остальные – следят по атласу. |
3. Переход к формированию новых знаний. | 3 мин. | Организация мотивационного
блока: До появления восточных славян в Восточной Европе её территория уже была заселена другими племенами, с которыми восточные славяне стали соседствовать. Просит сформулировать тему урока. Просит поставить цель урока. Рассказывает об организации форм и способов деятельности на уроке. Просит экспертов раскрыть критерии оценивания выступления групп. |
Формулируют и записывают тему урока в тетрадь.
Ставят цель.
Эксперты раскрывают критерии оценивания деятельности групп. Памятка для оценивания вывешивается на доске. Остальные – слушают. |
4. Формирование новых знаний. | 23 мин. | Организует выступления учащихся и работу класса. | Каждая группа представляет свои
театрализованные словесные презентации по
алгоритму. Остальные – заполняют таблицу, графу которой соответствуют алгоритму презентации. Эксперты оценивают согласно выработанным заранее критериям. |
5. Закрепление. | 7 минут | Вывод к таблице - оценить влияние
соседствующих со славянами народов, государств
на развитие славян. Просит выступить экспертов. |
Выступление экспертов. Обобщают, формулируют вывод. Выступление экспертов: впечатления, отметка, аргументация. |
6. Домашнее задание и инструктаж его выполнения. |
2 мин. | на “3”, “4” параграф 2 прочитать,
закончить таблицу (народ, о котором не шла речь на
уроке); на “5” внести в таблицу данные о викингах, воспользовавшись дополнительной литературой. |
Записывают в дневник. |
7. Рефлексия. | 1 мин. | Просит отправить “смайлик” (круг, в котором необходимо нарисовать лицо, обозначающее самочувствие и работу учащегося на уроке). | Рисуют и отправляют учителю. |
8. Итоги урока. | 1 мин. | Оценивает урок, выставляет отметки, аргументируя каждую. |
Примечание
Алгоритм подготовки презентации и граф для таблицы.
- Название народа.
- Период существования.
- Государство.
- Местоположение.
- Управление.
- Занятия.
- Религия.
- Быт.
- Отношения с восточными славянами.
- Придумать символ (тотем) народа.
Карточка эксперта для оценивания выступлений групп. Критерии предлагаются учащимися (при необходимости корректируются учителем).
название группы | 1 критерий | 2 критерий | 3 критерий | 4 критерий | 5 критерий |
финно-угры | |||||
скифо-сарматы | |||||
хазары | |||||
византийцы |
Примерные критерии для экспертов.
- Логичность.
- Информированность.
- Навыки ораторского мастерства.
- Использование наглядности (опорные значки, схемы, историческую карту, атрибуты театрального представления (костюмы…).
- Использование дополнительной литературы.