Задачи:
образовательные:
- познакомить учащихся с жизнью и научной деятельность, увлеченностью различными видами искусства Д.И. Менделеева,
- подчеркнуть значение работ ученого в становлении и развитии химии, физики, метрологии, нефтяной и химической промышленности и т. д.
развивающие:
- развивать умение работать с научно-популярной литературой, поиск материалов с использованием ИНТЕРНЕТА, систематизировать и обрабатывать материал средствами ИКТ с помощью программ MICROSOFT WORD, POWERPOINT И т.д., совершенствовать навыки и умения учащихся при выполнении демонстрационных опытов,
воспитательные:
- развивать желание учиться активно, развивать чувство патриотизма, гордости за достижения российской науки, развивать любовь к химии и научным исследованиям, создать атмосферу творчества, радости постижения истины, углубления в тайны мира.
Оборудование и вспомогательные материалы:
- страницы журнала,
- портрет Д.И. Менделеева
- высказывание Д.И. Менделеева “Первое и главное в жизни – труд для других…”
- компьютер для презентации
- оборудование и реактивы для проведения демонстрационного опыта “Появление надписи”
- выставка докладов и сообщений, информации в электронном виде, журналов посвященная Д. И. Менделееву
- картина А. Куинджи “Лунная ночь на Днепре”
- творческие работы учащихся
УЧИТЕЛЬ Ребята, сегодня мы перелистаем страницы жизненного пути и научной деятельности, великого русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева. Многие видные деятели науки, общественные деятели поддерживают идею об объявлении 2009 года - Национальным годом Д.И. Менделеева в Российской Федерации. Так как самое выдающееся открытие в истории химии – открытие периодического закона и создание периодической системы химических элементов – было сделано нашим гениальным соотечественником Д.И. Менделеевым. Воодушевляемый любовью к Родине всеми силами своего необыкновенного таланта, Дмитрий Иванович стремился приумножить благосостояние и авторитет России. Мы \как потомки \ горды и счастливы тем, что можем пользоваться плодами величайшего открытия. Открываем первую страницу нашего устного журнала \ из воспоминаний родственников и современников ученого \
1-я страница “Краткий жизненный путь ученого”\фото из архива ученого (приложение)
1-й ученик:
Д. И.Менделеев родился 8 февраля 1834 года в глухом сибирском городе Тобольске. У Ивана Павловича и Марии Дмитриевны Менделеевых было 17 детей. В год рождения Дмитрия его отец ослеп и вышел в отставку, матери в то время было 41 год. Семья жила на небольшую пенсию, бедствовала и переселилась в деревню Аремзянку \ в 25 верстах от Тобольска \, где находилась небольшая стекольная фабрика. Первые пять лет детства Менделеева прошли в Аремзянке. Заводом управляла умная, энергичная матушка. “Там на стеклянном заводе, управляемом моею матушкою, получились первые мои впечатления от природы, от людей и от промышленных дел,”- писал позднее Менделеев. На этом заводе маленький Дмитрий впервые ознакомился с химическими и технологическими процессами.
Через несколько лет удачная операция в Москве возвратила зрение отцу. В Тобольске семья Менделеевых возвратилась в связи с необходимостью подготовки в гимназию младших детей – Павла и Дмитрия.
В детстве особое влияние на Дмитрия оказала мать. Она сумела привить своим детям оптимизм, умение преодолевать жизненные препятствия, любовь к труду. Дмитрий любил решать головоломки, задачи, а дома играл в “учителя”, причем старшим братьям и сестрам нередко приходилось трудно, т.к. удовлетворить строгого экзаменатора могли только быстрота мышления, неизвестные ему факты или сказанные к месту афоризмы.
В доме Менделеевых царила трудовая и доброжелательная обстановка. В Тобольской гимназии он получил начальное образование. Сначала учился посредственно, в старших классах заинтересовался физикой, математикой, историей, географией, законоведением. Среди учителей выделялся преподаватель русской литературы и словесности, известный русский поэт Петр Павлович Ершов.Он оказал несомненное влияние на духовное воспитание Дмитрия.
В 1847 году умер отец, вскоре умерла старшая сестра, другие братья и сестры разъехались, семья распалась.
14 июля 1849 года Дмитрий получил аттестат, в котором были две удовлетворительные оценки. Заметив большие способности своего младшего сына Дмитрия, мать выехала из Тобольска в Москву, навсегда оставив родину – Сибирь, для того, чтобы дать ему возможность получить высшее образование. Мария Дмитриевна хотела определить сына в Московский Университет. Так как Тобольская гимназия относилась к Казанскому учебному округу. Мария Дмитриевна надеялась на помощь своего брата Василия Дмитриевича Корнильева. Менделеевы поселились у Василия Дмитриевича, который был управляющим у князей Трубецких. В доме собиралась московская литературная и научная интеллигенция. Он был лично знаком с А.С. Пушкиным.
Менделеевы прожили в Москве зиму 1849\50 г.г. Несмотря на хлопоты дяди и его друзей, получить разрешение на поступление Дмитрия в Московский университет не удалось. Мария Дмитриевна отклонила предложение брата определить Дмитрия на службу в канцелярию Московского губернатора. Она была непреклонна в своем решении; дать высшее образование своему последнему сыну. Мать привезла сына в Петербург. Здесь в университете работал друг ее мужа, профессор математики Чижов . Он получил разрешение Дмитрию Менделееву, как сыну учителя, поступить в главный педагогический институт в не приемный год. Обучение в ГПИ 4 года, Дмитрию предложили выбрать 3 или 5 лет обучения. Он выбрал 5 лет. Вскоре после переезда в Петербург умерла мать, сам Дмитрий много болел. Дмитрий Иванович окончил институт с золотой медалью.
2-й ученик:
Вся сознательная жизнь Д.И. Менделеева прошла в Петербурге в постоянном труде, работая в университете, а с 1890 года – в Главной палате мер и весов.
Последние часы жизни Дмитрия Ивановича.
Со слов его сестры Марии Ивановны Поповой, которая приехала его навестить, узнав о его болезни. Она рассказывала: “Он сидит у себя в кабинете бледный, страшный. Перо в руке.
Ну что, Митенька, хвораешь? Лег бы ты”, - сказала она.
Ничего, ничего …
А перо в руке.
Она зашла потом к нему еще раз и опять видит: еда сидит, и перо в руке.”
Это перо- точно ружье у солдата, смертельно раненого, но остающегося на своем посту до смены. \ О. Писаржевский, 1951 г.\
К вечеру жена Дмитрия Ивановича едва уговорила его лечь на диван сначала, а потом в постель, с которой он уже не встал. Скончался от паралича сердца. Он дышал сначала очень тяжело, а потом все реже и тише, и в 5 часов его не стало.
2-я страница “Дмитрий Иванович - разносторонний ученый”
3-й ученик:
Дмитрий Иванович Менделеев российский химик, разносторонний ученый, педагог.
Автор фундаментальных исследований по химии, химической технологии, физике, метеорологии, воздухоплаванию, метрологии, сельскому хозяйству, экономике, народному просвещению и других, тесно связанных с потребностями развития производительных сил России. Один из инициаторов создания Русского химического общества \1868\, Профессор Петербургского университета \1865-90\, ушел в отставку в знак протеста против притеснения студенчества. С 1876 года член-корреспондент Петербургской АН, в 1880 году выдвигался в академики, но был забаллотирован, что вызвало резкий общественный протест. Организатор и первый директор \1893\ Главной палаты мер и весов \ныне ВНИИ метрологии им. Менделеева \.
4-й ученик:
Компьютерная презентация по слайдам: 1 НЕФТЯНЫЕ дела, 2 МЕЧТА УЧЕНОГО - полетать на воздушном шаре, 3 КАК МЕНДЕЛЕЕВ изобрел порох…, 4 ДРУГАЯ МЕЧТА ученого - ледяная Арктика, 5 ОТКРЫТИЯ в области
3-я страница “Менделеев и периодический закон”. Копии фото из архива семьи
5-й ученик:
Зимой 1867-68 года Менделеев начал писать учебник “Основы химии” и сразу столкнулся с трудностями систематизации фактического материала. К середине февраля 1869 года, обдумывая структуру учебника, он постепенно пришел к выводу, что свойства простых веществ \а это и есть форма существования химических элементов в свободном состоянии \ и атомные массы элементов связывает некая закономерность.
Менделеев многого не знал о попытках его предшественников расположить химические элементы по возрастанию их атомных масс и о возникающих при этом казусах. Например, он не имел почти никакой информации о работах Шанкуртуа, Ньюлендса и Мейера.
Решающий этап его раздумий наступил 1 марта 1869 года \14 февраля по старому стилю \. Днем раньше Менделеев написал прошение об отпуске на 10 дней для обследования артельных сыроварен в Тверской губернии: он получил письмо с рекомендациями по изучению производства сыра от А. И. Ходнева – одного из руководителей Вольного экономического общества.
В Петербурге в этот день было пасмурно и морозно. Под ветром поскрипывали деревья в университетском саду, куда выходили окна квартиры Менделеева. Еще в постели Дмитрий Иванович выпил теплого молока, встал, умылся и пошел завтракать. Настроение у него было чудесное.
6-й ученик: НЕОЖИДАННАЯ МЫСЛЬ.
За завтраком ученому пришла неожиданная мысль: сопоставить близкие атомные массы различных химических элементов и их химические свойства.
Недолго думая, на обратной стороне письма Ходнева он записал символы хлора С! и калия К с довольно близкими атомными массами, равными соответственно 35, 5 и 39 \разница всего в 3, 5 единицы \. На том же письме Менделеев набросал символы других элементов, отыскивая среди них подобные “парадоксальные” пары: фтор F и натрий Na, бром Br и рубидий Rb, иод I и цезий Cs, для которых различие масс возрастает с 4, 0 до 5, 0, а потом и до 6, 0. Менделеев тогда не мог знать, что “неопределенная зона” между явными НЕМЕТАЛЛАМИ и МЕТАЛЛАМИ содержит элементы – благородные газы, открытие которых в дальнейшем существенно видоизменит Периодическую систему.
После завтрака Менделеев закрылся в своем кабинете. Он достал из конторки пачку визитных карточек и стал на обратной стороне писать символы элементов и их главные химические свойства. Через некоторое время домочадцы услышали, как из кабинета стало доноситься: “У-у-у! Рогатая. Ух, какая рогатая! Я те одолею. Убью-у!” Эти возгласы означали, что у Дмитрия Ивановича наступило творческое вдохновение. Менделеев перекладывал карточки из одного горизонтального ряда в другой, руководствуясь значениями атомной массы и свойствами простых веществ, образованных атомами одного и того же элемента. В который раз на помощь ему пришло доскональное знание неорганической химии. Постепенно начал вырисовываться облик будущей Периодической системы химических элементов.
Так, вначале он положил карточку с элементом бериллием Be \атомная масса 14\ рядом с карточкой элемента алюминия Аl \атомная масса 27, 4\, по тогдашней традиции приняв бериллий за аналог алюминия. Однако затем, сопоставив химические свойства, он поместил бериллий над магнием Мg. Усомнившись в общепринятом тогда значении атомной массы бериллия, он изменил ее на 9, 4, а формулу оксида бериллия переделал изBe2О3 в BеО \как у оксида магния MgО\. Кстати, “исправленное” значение атомной массы бериллия подтвердилось только через 10 лет. Так же смело действовал он и в других случаях.
Постепенно Дмитрий Иванович пришел к окончательному выводу, что элементы, расположенные по возрастанию их атомных масс, выказывают явную периодичность физических и химических свойств.
В течение всего дня Менделеев работал над системой элементов, отрываясь ненадолго, чтобы поиграть с дочерью Ольгой, пообедать и поужинать.
Вечером 1 марта 1869 года он набело переписал составленную им таблицу и под названием “Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве” послал ее в типографию, сделав пометки для наборщиков и поставив дату “17 февраля 1869 года” \это по старому стилю \.
Так был открыт Периодический закон, современная формулировка которого такова : СВОЙСТВА ПРОСТЫХ ВЕЩЕСТВ, А ТАКЖЕ ФОРМЫ И СВОЙСТВА СОЕДИНЕНИЙ ЭЛЕМЕНТОВ НАХОДЯТСЯ В ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЗАРЯДА ЯДЕР ИХ АТОМОВ.
7-й ученик:
Менделееву тогда было всего 35 лет.
Отпечатанные листки с таблицей элементов Менделеева разослал многим отечественным и зарубежным химикам и только после этого выехал из Петербурга для обследования сыроварен. До отъезда он еще успел передать Н.А. Меншуткину, химику- органику и будущему историку химии, рукопись статьи “Соотношение свойств с атомным весом элементов” - для публикации в Журнале Русского химического общества и для сообщения на предстоящем заседании общества.
18 марта 1869 года Меншуткин, который был в то время делопроизводителем общества, сделал от имени Менделеева небольшой доклад о Периодическом законе. Доклад сначала не привлек особого внимания химиков, и Президент русского химического общества, академик Николай Зинин \1812-1880\ заявил, что Менделеев делает не то, чем следует заниматься настоящему исследователю. Правда, через 2 года, прочтя статью Дмитрия Ивановича “Естественная система элементов и применение ее к указанию свойств некоторых элементов”, Зинин изменил свое мнение и написал Менделееву: “Очень, очень хорошо, премного отличных сближений, даже весело читать, дай Бог Вам удачи в опытном подтверждении Ваших выводов. Искренне Вам преданный и глубоко Вас уважающий Н.Зинин ”.Менделееву после открытия Периодического закона предстояло сделать еще многое. Причина периодического изменения свойств элементов оставалась неизвестной, не находила объяснения и сама структура Периодической системы, где свойства повторялись через 7 элементов у восьмого. Не все зарубежные химики сразу оценили значение открытия Менделеева. Самое важное в этом законе – предсказание существования еще не открытых химических элементов.
С каждым годом Периодический закон завоевывал все большее число сторонников, а его открыватель- все большее признание. Время триумфа пришло, когда в 1875 году французский химик Поль-Эмиль Лекок де Буабодран открыл в минерале вюртците – сульфиде цинка ZnS – предсказанный Менделеевым 2Экаалюминий” и назвал его в честь своей родины галлием Ga\ латинское название Франции – “Галлия”\.Он писал: “Я думаю, нет необходимости настаивать на огромном значении подтверждении теоретических выводов господина Менделеева”. Потом были открыты другие химические элементы, которые предсказал Менделеев. В 1905 году Менделеев написал: “По-видимому, периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает, хотя как русского меня хотели затереть, особенно немцы!”.Открытие Периодического закона ускорило развитие химии и открытие новых химических элементов.
4-я страница “ХОББИ И ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ВЕЛИКОГО УЧЕНОГО”
5-я страница “ЗАВЕТЫ МЕНДЕЛЕЕВА”
8-й ученик
Письмо ученого к своим детям. Берет в руки конверт и достает из него чистый лист. Чтобы прочитать текст письма нужно провести демонстрацию опыта / т.к. химия – наука о веществах и их превращениях/. Проводит \под руководством учителя \ опыт “ Появление надписи” \описание проведения опыта описывается в приложении
Читает текст.
“Первое и главное в жизни- труд для других ..Труд не суета, не работа, не ломка сил, а, напротив, спокойное, любовное размеренное делание того, что надо для других и для себя.
Труд всякий, если не про себя одного, самый скромный. Самый невидимый – осветит жизнь.
Удовольствие пролетит, оно – себе, труд оставит след долгой радости - он другим. Учение себе, плод учения – другим. Другого смысла в учении нет, иначе его не надо была… А если при руде успеха не будет, будет неудача – не беда, пробуйте еще, сохраните спокойствие, то внутреннее обладание, которое делает людей с волей, ясных и нужных другим. Иного завета, лучшего, дать не могу. С ним живите, его завещайте”.
УЧИТЕЛЬ: Первые строчки письма –“Первое и главное в жизни – труд для других” - девиз к нашему устному журналу. Ученый через много лет как бы обращается к вам, чтобы помочь правильно выбрать жизненный путь, успех которого основан на таких качествах – как трудолюбие, терпение, любознательность. Когда Дмитрию Ивановичу говорили, что он гений, то он отвечал “99% потения и 1% гения”. Этим он подчеркивал, что главное в человеке труд. Надеюсь, что все услышанное сегодня произведет на вас самые хорошие впечатления, жизненный путь ученого станет примером для многих из вас, качества характера ученого примените уже скоро: сначала при подготовке домашнего задания, потом подготовке к выпускным экзаменам, поступлении в другие учебные заведения и пронесете через дальнейшую свою жизнь.
В ходе подготовки этого мероприятия и сегодня многие из вас, ребята, тоже хорошо потрудились, я благодарю всех вас за это
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
- Творческие работы учащихся, выполненные в ходе подготовки к мероприятию \1,5 месяца\
- Рисунок портрета ученого Д.И. Менделеева \выполнил Маслаков Саша ученик 9 кл-планирует поступить в текущем году в Художественное училище г. Суздаль \
- стихотворение “ Посвящается Менделееву…” \Крылова Анна 8 класс\
- тесты “Путешествие по страницам жизненного пути великого ученого Д. И. Менделеева” - \составила ученица 9 кл Волкова Ирина \