Цели урока:
- Образовательные: повторить и обобщить знания учащихся о первоначальных химических понятиях; производить расчеты по химическим формулам.
- Развивающие: развивать познавательный интерес и эмоции школьников, умение выделять главное, сравнивать, обобщать, логически излагать мысли.
- Воспитательные: формировать основные мировоззренческие идеи: материальность мира, причинно-следственные связи явлений, познаваемость мира; формировать умение работать в коллективе, где развиваются чувства товарищества, доброжелательности и требовательности к себе и своему товарищу.
Тип урока. Урок закрепления знаний.
Методы обучения. Поисковый.
Оборудование: Комплект заданий для каждой группы учеников; ПСХЭ Д.И. Менделеева; калькуляторы; фломастеры; плакаты для записей (листы формата А3); на доске начерчен кроссворд и записан девиз урока; плакаты (на листах А3) с таблицами для игры в «Крестики-нолики».
Девиз урока
«Истина не рождается в голове одного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими, в процессе их диалогического общения».
М. М. Бахтин.
Ход урока
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Контроль |
1 | Организация начала занятий. | Проверяет готовность к уроку (класс
заранее разделен на 4 группы и в каждой выбран
лидер, который контролирует работу всей группы). Сообщает, что сегодняшний урок пройдет в форме командного соревнования, представляет команды, знакомит учащихся с правилами игры, объявляет число конкурсов и их названия: Вспомнить все; кто быстрее; сделай сам; игры, в которые могут играть химики. Каждый конкурс (кроме 3) оценивается 5 баллов. Оценка за 3 конкурс выставляется каждому ученику отдельно после проверки учителем его работы. Таким образом, команды могут набрать 15 баллов. |
Лидеры групп зачитывают девиз группы и приветствие соперникам. | |
2 | Актуализация опорных знаний и мотивация. | Просит одного из учащихся зачитать
эпиграф к уроку, а остальных учеников подумать
над этими словами, почему именно они выбраны в
качестве девиза ? Сообщает учащимся, что любое (даже химическое) соревнование начинается с разминки (1-ый конкурс), предлагает выполнить кроссворд и найти ключевое слово, которое и будет являться основным в теме урока (Приложение 1). Проверяет правильность выполнения кроссворда на доске, обсуждает трудные моменты, называет тему урока. |
Зачитывают эпиграф (девиз) к уроку,
думают и высказывают предположения о значении
эпиграфа. Командно выполняют кроссворд. Команда, которая первая справилась с заданием, записывает верные ответы в кроссворд, начерченный на доске, остальные учащиеся сверяют свои решения. |
Контроль за работой каждой группы. |
3 | Закрепление | Сообщает учащимся, что разминка прошла
успешно, все участники соревнования вспомнили
все основные понятия и даже назвали тему
урока-соревнования. Называет следующий конкурс «Кто быстрее» (Приложение 1), объясняет, что победит команда, которая за определенное время быстрее всех и верно решит задачи, представленные в таблице. Подводит итоги этого соревнования. Объявляет, что в следующем конкурсе «Сделай сам» (Приложение 1) каждый учащийся работает самостоятельно и выполняет любые 3 задачи из выданной карточки на листочках. Учитель собирает листочки с выполненными задачами. В результате после проверки каждый учащийся получит оценку. Сообщает, что в любом соревновании всегда должна быть небольшая перемена и предлагает учащимся отдохнуть и поиграть в крестики-нолики - конкурс «Игры, в которые играют химики» (Приложение 1). Для игры выбираются 8 человек из разных команд, их приглашают для выполнения задания к доске. Остальные учащиеся болеют за своих товарищей. Учитель подводит итоги этого последнего конкурса и всего соревнования, называет самых активных учащихся и команду-победителя, выставляет оценки за урок. |
Решают задачи, вносят ответы в таблицу,
напечатанную как плакат (на листе А3). Индивидуально решают задачи на карточках В парах играют в игру «Крестики-нолики» у доски |
Контроль за работой каждой группы. |
4 | Домашнее задание. | Предлагается домашнее задание на следующий урок: составить самостоятельно 2 расчетных задачи по теме ”Первоначальные химические понятия” и решить их. | Записывают задание в дневниках | Записи в дневнике. |
5 | Рефлексия. | Создает условия для проведения
рефлексии: Сегодня на уроке я научилась (ся)… Сегодня на уроке я закрепил (а) свои знания… Что еще я хотел (а) бы узнать… |
Рефлексируют свои знания. | |
Планирование работы на следующий урок. |