Программа семинарских занятий "Учительская мастерская"

Разделы: Администрирование школы


Цель и задачи программы:

Основная цель: выявить дидактические черты в современных технологических подходах к обучению, которые остаются устойчивыми в течение последних десятилетий и успешно применяются в школах России.

Задачи для решения проблем:

  1. Дать представление о современных дидактических возможностях построения учебного процесса на уроках и внеклассных занятиях;
  2. Определить место образовательных целей на уроке в качестве основы учебного процесса;
  3. Рассмотреть структурные критерии построения урока;
  4. Изучить современные технологические возможности обучения.

Формы занятий.

  • семинары – практикумы,
  • теоретические семинары: 1.5 лекционных часа в четверть + уроки – практикумы.

Гипотеза.

Если семинарские занятия будут организованы без отклонения от тематики и вида занятий, то:

  • слушателями семинара будут пересмотрены используемые в работе технологии;
  • расширится арсенал дидактических возможностей построения уроков и внеклассных мероприятий;
  • изменится отношению к целеполаганию, как основному этапу урока;
  • слушатели будут иметь четкие представления о структурной стороне урока;
  • расширятся знания о технических возможностях урока.

Прогноз.

После участия в семинарских занятиях «Учительская мастерская» учителя школы, которые еще пока не остановились в своем профессиональном росте, откроют для себя новые возможности повышения успешности в своей работе. Это позволит активизировать педагогическую деятельность и включить в работу новое, уже апробированное в процессе семинарских занятий и эффективное в применении на уроках.

Содержание занятий:

1 занятие - «Еще раз об уроке». В основе всех школьных технологий лежит урок. Принимая урок как данность, другого, лучше, чем урок, пока еще ничего не придумано, и не отменяя в качестве школьного продукта умения и навыки, повторяем типы уроков, структуру и организационные формы обучения. Занятие – лекция с использованием презентации в PowerPoint, что можно применять и на уроках. После занятий - 3 открытых урока с последующим анализом и самоанализом.

2 занятие - «Учебное занятие как динамическая система». Задача учителя – организовать работу на уроке так, чтобы каждая минута вовлекла в работу каждого ученика, чтобы минуты не пропадали даром ни для кого. Ряд крупных дидактических идей и тысяча мелких нюансов педагогической работы складываются в образ той живой целостности организации учебной жизни, которая предоставляет каждому ученику чувство успешности, позволяет освоить необходимое и служит основой сотрудничества взрослых и детей.

3 занятие - «Современные техники урока». «Все дети могут успешно учиться, если школа умеет учить». О новых идеях, которые необходимо знать современному учителю, и о «старых» правилах, которые следует помнить каждому, входящему в класс. Основное пособие для подготовки занятия – книга А.Гина «Педагогические техники»

4 занятие - «Формула продуктивности образовательного процесса». «Обучение грамотному учению состоит не из одних только призывов, но в основном – из полезных и выверенных советов» (И.П.Подласный). Отношение людей к собственному учению в наше время стало избирательным, прагматичным. Никто не желает ни секунды потратить своего времени на освоение предмета, от которого он не ожидает никакой пользы. А отсюда, стимулы нужно искать в продуктивном обучении. Если они очевидны – любой возьмется за учение, а школьник в первую очередь.

Тематическое планирование учебно – методических семинаров.

Вид занятий Тема
1. Семинар – практикум «Еще раз об уроке».
2. Теоретический семинар «Учебное занятие как динамическая система»
3. Семинар – практикум «Современные техники урока»
4. Теоретический семинар с последующей творческой работой по МО Формула продуктивности образовательного процесса»

Семинары планируются 1 раз в четверть.

Рекомендуемая литература для подготовки и проведения семинарских занятий:

  1. Адамский М., Яновицкая Е. Большая дидактика и 1000 мелочей в разноуровневом обучении. – С. – Петербург.: «Атлант», 2005
  2. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003
  3. Гин А. Педагогические техники. – М.:
  4. Кларин М.В. Технология обучения: идеал и реальность. – Рига.: «Эксперимент», 1999
  5. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. – М.6 педагогический поиск, 1999
  6. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока: Практическое пособие для учителей и руководителей образовательных учреждений, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. – Ростов –н-Д.: ТЦ «Учитель», 2001
  7. Левитес Д.Г. Школа профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит. – М.: НПО «МОДЕК»., 2001
  8. Найденова З.Г., Панасюк В.П. Региональная система управления качеством образования как объект анализа и оценки. Ж «УКО» №2, 2006.
  9. Немова Н.В.
  10. Подласный И.П. Продуктивная педагогика. – М.: «Народное образование», 2003
  11. Селевко Г.К Современные образовательные технологии: учебное пособие . – М.: Народное образование, 1998
  12. Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология. – М.: НИИ школьных технологий, 2005
  13. Тучкова Т.У. Урок как показатель грамотности и мастерства учителя. – М.:ЦГЛ АПКиПРО, 2003