Цель и задачи программы:
Основная цель: выявить дидактические черты в современных технологических подходах к обучению, которые остаются устойчивыми в течение последних десятилетий и успешно применяются в школах России.
Задачи для решения проблем:
- Дать представление о современных дидактических возможностях построения учебного процесса на уроках и внеклассных занятиях;
- Определить место образовательных целей на уроке в качестве основы учебного процесса;
- Рассмотреть структурные критерии построения урока;
- Изучить современные технологические возможности обучения.
Формы занятий.
- семинары – практикумы,
- теоретические семинары: 1.5 лекционных часа в четверть + уроки – практикумы.
Гипотеза.
Если семинарские занятия будут организованы без отклонения от тематики и вида занятий, то:
- слушателями семинара будут пересмотрены используемые в работе технологии;
- расширится арсенал дидактических возможностей построения уроков и внеклассных мероприятий;
- изменится отношению к целеполаганию, как основному этапу урока;
- слушатели будут иметь четкие представления о структурной стороне урока;
- расширятся знания о технических возможностях урока.
Прогноз.
После участия в семинарских занятиях «Учительская мастерская» учителя школы, которые еще пока не остановились в своем профессиональном росте, откроют для себя новые возможности повышения успешности в своей работе. Это позволит активизировать педагогическую деятельность и включить в работу новое, уже апробированное в процессе семинарских занятий и эффективное в применении на уроках.
Содержание занятий:
1 занятие - «Еще раз об уроке». В основе всех школьных технологий лежит урок. Принимая урок как данность, другого, лучше, чем урок, пока еще ничего не придумано, и не отменяя в качестве школьного продукта умения и навыки, повторяем типы уроков, структуру и организационные формы обучения. Занятие – лекция с использованием презентации в PowerPoint, что можно применять и на уроках. После занятий - 3 открытых урока с последующим анализом и самоанализом.
2 занятие - «Учебное занятие как динамическая система». Задача учителя – организовать работу на уроке так, чтобы каждая минута вовлекла в работу каждого ученика, чтобы минуты не пропадали даром ни для кого. Ряд крупных дидактических идей и тысяча мелких нюансов педагогической работы складываются в образ той живой целостности организации учебной жизни, которая предоставляет каждому ученику чувство успешности, позволяет освоить необходимое и служит основой сотрудничества взрослых и детей.
3 занятие - «Современные техники урока». «Все дети могут успешно учиться, если школа умеет учить». О новых идеях, которые необходимо знать современному учителю, и о «старых» правилах, которые следует помнить каждому, входящему в класс. Основное пособие для подготовки занятия – книга А.Гина «Педагогические техники»
4 занятие - «Формула продуктивности образовательного процесса». «Обучение грамотному учению состоит не из одних только призывов, но в основном – из полезных и выверенных советов» (И.П.Подласный). Отношение людей к собственному учению в наше время стало избирательным, прагматичным. Никто не желает ни секунды потратить своего времени на освоение предмета, от которого он не ожидает никакой пользы. А отсюда, стимулы нужно искать в продуктивном обучении. Если они очевидны – любой возьмется за учение, а школьник в первую очередь.
Тематическое планирование учебно – методических семинаров.
№ | Вид занятий | Тема |
1. | Семинар – практикум | «Еще раз об уроке». |
2. | Теоретический семинар | «Учебное занятие как динамическая система» |
3. | Семинар – практикум | «Современные техники урока» |
4. | Теоретический семинар с последующей творческой работой по МО | Формула продуктивности образовательного процесса» |
Семинары планируются 1 раз в четверть.
Рекомендуемая литература для подготовки и проведения семинарских занятий:
- Адамский М., Яновицкая Е. Большая дидактика и 1000 мелочей в разноуровневом обучении. – С. – Петербург.: «Атлант», 2005
- Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003
- Гин А. Педагогические техники. – М.:
- Кларин М.В. Технология обучения: идеал и реальность. – Рига.: «Эксперимент», 1999
- Конаржевский Ю.А. Анализ урока. – М.6 педагогический поиск, 1999
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока: Практическое пособие для учителей и руководителей образовательных учреждений, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. – Ростов –н-Д.: ТЦ «Учитель», 2001
- Левитес Д.Г. Школа профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит. – М.: НПО «МОДЕК»., 2001
- Найденова З.Г., Панасюк В.П. Региональная система управления качеством образования как объект анализа и оценки. Ж «УКО» №2, 2006.
- Немова Н.В.
- Подласный И.П. Продуктивная педагогика. – М.: «Народное образование», 2003
- Селевко Г.К Современные образовательные технологии: учебное пособие . – М.: Народное образование, 1998
- Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология. – М.: НИИ школьных технологий, 2005
- Тучкова Т.У. Урок как показатель грамотности и мастерства учителя. – М.:ЦГЛ АПКиПРО, 2003