Цели:
- Систематизация знаний, умений и навыков учащихся по теме «Решение показательных уравнений».
- Развитие интереса к предмету, активизация мыслительной деятельности.
- Формирование навыков самостоятельной деятельности, воспитание коллективизма, воспитание умения ценить, уважать и беречь свое здоровье.
Учитель: С древних времен на Руси,
прощаясь и встречаясь, говорили «Будь здрав»,
позднее «Будь здоров», и, наконец,
«Здравствуйте», то есть люди желали здоровья
друг другу.
Здравствуйте, ребята, здравствуйте, наши гости.
Садитесь. Целью нашего сегодняшнего
урока является: систематизация знаний, умений и
навыков по теме «Решение показательных
уравнений». На уроке мы с вами повторим теорию,
проведем устную работу, рассмотрим решение
показательных уравнений различными методами. А
чтобы выполнить все намеченное, вы должны быть
активны, бодры, а главное – здоровы.
Сегодня на уроке мы с вами поговорим о
необходимом условии для полного счастья
человека, о его главном богатстве – здоровье.
Все задания будут зашифрованы, а чтобы их
отгадать, мы должны применить знания по
пройденной теме.
Учитель: ребята, что-то сегодня мне не
нравится, как вы сидите. Давайте все-все подняли
плечи, развернули и отпустили их.
– Какой урок у вас был до этого урока? Устали?
Чтобы снять усталость и включиться в работу
проведем такие упражнения:
1. Сложить ладони перед грудью, интенсивно
потереть друг о дружку (это упражнение
способствует мобилизации энергетического
потенциала и работы всех внутренних органов, так
как на ладонях находится много биологически
активных зон).
2. Раздвиньте указательный и средний пальцы на
обеих руках, просуньте между ними уши и с силой
растирайте кожу, этот массаж улучшит ваше зрение
и активизирует работу головного мозга.
Учитель: А теперь повторим.
- Функция какого вида называется показательной?
- Область определения и область значений данной функции.
- Как называется график показательной функции?
- Характер монотонности показательной функции.
- Методы решения показательных уравнений.
Учитель: В первом задании вы должны расшифровать пословицу. У каждого из вас на столе есть листочки зеленого цвета с уравнениями. Первая таблица является ключом к заданию. Во второй таблице первая строка означает номер вашего уравнения, выбираете из первой таблицы букву, соответствующую значению корня вашего уравнения, эту букву ставите под номером вашего уравнения.
у |
з |
р |
в |
д |
а |
е |
м |
ж |
ь |
с |
о |
г |
2 | –2 | 1 | –1 | 0 | 3 | –3 | 4 | –4 | 4,5 | –5 | 5 | 2,5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
|||
у |
м |
д |
а |
з |
д |
о |
р |
о |
в |
ь |
е |
д |
о |
р |
о |
ж |
е |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
в |
с |
е |
г |
о |
- 3x = 9
- 2x = 16
- 2x = 7x
- 0,5x = 0,125
- 7 = 1/49
- 32x = 1
- 3x – 3 = 9
- 2x = 2/x
- 2x – 8 = 0,53
- 0,3x . 3x = 10/9
- 62x – 7 = 36
- 3–x = 27
- 11x + 1 = 11
- 5x – 2 = 125
- 3x = 3/x
- 13x – 3 =169
- 2x . (3/2)x = 1/81
- (1/3)x + 1 = 9
- 5x . 2x = 0,15
- 3x = 1/27
- 5x = 25
- 2x + 1 = 64
Учитель: Человек здоровый, наделенный мудростью, владеющий запасом знаний чувствует себя уверенно, достойно, он может многое в жизни сделать.
Учитель: Как читается теорема о корне уравнения f(х) = g(х)?
Т. Если функция f(x) является убывающей, а функция g(x)возрастающей, и если уравнение f(x) = g(x) имеет корень, то он единственный.
Задание. Используя теорему о корне решите уравнения:
В) 3x = –x + 1
И) 3x = 4 – x
O) (1/3)x = x + 11
P) (1/7)x = x + 8
Ответы запишите в порядке возрастания и запишите соответствующие им буквы. Вы узнаете самое распространенное заболевание среди школьников.
Ответ:
–2 | –1 | 0 | 1 |
о | р | в | и |
Задание: Что лучше всего вас защитит от гриппа и ОРВИ? Ответ вы найдете в следующем задании.
Найдите значения корней в уравнениях, встречающихся в блоках А и В заданий ЕГЭ. Корни уравнений соответствуют номеру правильного ответа на поставленный вопрос.
а)
б) 2x + 1 + 3 . 2x =
160
в) 100x – 8 . 10x
– 20 = 0
г) 5x + 1 – 5x – 2 = 620
Ответы:
1) прививки;
2) мороженое;
3) прогулки на свежем воздухе;
4) закаливание;
5) изоляция больных;
6) компьютерные игры.
Учитель: Своевременное введение вакцины против гриппа обеспечивает защитный эффект у 80 – 90% детей. Закаливание в 1,5 – 2 раза снижает риск заражения вирусными инфекциями. Пребывание в детских коллективах больных детей не допускается. Соблюдение режима дня, в котором присутствуют прогулки на свежем воздухе вместо просиживания за компьютерными играми, также укрепит ваше здоровье.
Учитель: А сейчас мы с вами проведем физкультминутку.
- И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперед, – выдох. Повторить 4 раза.
- И.п. – сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в и.п. Повторить 4 раза.
- И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза. Открыть веки, поморгать. Повторить 4 раза.
- И.п. – откинувшись на спинку стула. Работаем по офтальмотренажеру. По 4 раза, не поворачивая головы, глазами проводим вверх – вниз, затем влево – вправо, 4 раза по часовой стрелке по наружному овалу, 4 раза против часовой стрелки по внутреннему овалу, и 4 раза рисуем глазами знак бесконечности.
Учитель: В следующем задании найдите соответствие между функциями и их областью значений. Поставьте буквы в соответствии номера задания, – вы получите имя древнегреческой богини здоровья.
1. у = 2x + 1 | а)[2; +) |
2. у = 3x | и)(–; 0) |
3. у = 7x – 1 – 2 | и)(0; +) |
4. у = –5x | г)(1; +) |
5. у = + 1 | е)[1; + ) |
6. у = –3x +1 | н)(–; 1) |
7. у = + 2 | г)(–2; +) |
Учитель: От её имени происходит раздел медицины – гигиена, которая изучает условия сохранения здоровья. Одним из условий хорошего здоровья является соблюдение гигиены своего тела, полости рта, гигиены труда и отдыха, гигиены питания.
Учитель: В следующем задании, решив уравнения, вы найдете числа, относящиеся к биологическим ритмам человека.
Ответ:
11 часов – время наивысшей трудоспособности;
15 часов – время наибольшего утомления;
19 часов – вечерний подъем трудоспособности;
21 часов – время прекращения всякой трудовой
деятельности.
Учитель: Использование полученных знаний о биологических ритмах при составлении режима дня позволит достичь максимальной трудоспособности и повысить сопротивляемость организма к утомлению.
Учитель: В настоящее время мы часто видим молодых людей с наушниками от плееров, от сотовых телефонов. Послушайте сообщение, в котором язык цифр заставит нас задуматься/
Сообщение ученика. У современного
человека наибольшую локальную нагрузку несут
органы зрения и слуха, причем если глаза отдыхают
во сне, то органы слуха постоянно подвергаются
раздражению. Они, конечно, приспосабливаются к
некоторым видам шумов, происходит так называемая
слуховая адаптация. Но, по мнению специалистов,
шум оказывает на организм даже более сильное
воздействие, чем курение. Люди, подвергающиеся
постоянному воздействию шума, становятся более
трудными в общении, у них появляются
систематические головные боли и снижается
трудоспособность.
Нормальный уровень шума 30 дб. Уже при шуме в 65 дб
(громкий разговор) у ребят увеличивается
количество ошибок, снижается внимание,
ухудшается зрение. Группа японских врачей,
обследовавшая студентов, увлекающихся
прослушиванием музыки через наушники,
опубликовала полученные результаты: из 4500
студентов, страдающих дефектами слуха, 3000
ежедневно от 1 часа до 4 часов подвергали свои уши
шумовому воздействию. Опасным для здоровья
считается звук в 110 дб, который сравним со звуком
автомобильной сирены. Такой шум чаще всего
издают музыкальные усилители на дискотеках. Шум,
ведущий к полной глухоте (если вы в нем будете
несколько часов) – 150 дб. Шум в 192 дб приводит к
летальному исходу, так как при этом шуме
образуется волна сверхдавления.
Задание: Представьте числа в виде степени с основанием 2 и расположите числа в порядке возрастания, и вы узнаете, какова была первая врачебная заповедь, сформулированная родоначальником всей медицины Гиппократом.
и |
е |
в |
д |
а |
р |
е |
н |
н |
0,5–6 |
21,5 |
1 |
21,4 |
2–0,5 |
0,53 |
0,50,3 |
Ответ:
0,53 | 2–0,5 | 0,50,3 | 1 | 21,4 | 21,5 | 0,5–6 | |||
н | е | н | а | в | р | е | д | и |
Учитель: дорогие, ребята, цените, уважайте и берегите свое здоровье, здоровье своих близких, это самое дорогое богатство, которое не терпит пренебрежительного отношения к себе.
Итоги урока. Выставление оценок.
Домашнее задание. Индивидуальные задания (на листочках).
Учитель:
1а) Ребята, пожалуйста, поднимите руки те,
которым показалось, что урок прошел быстрее, чем
обычно?
2а) Кто из вас устал на этом уроке?
2б) У кого поднялось настроение?
3б) А кто из вас чувствует, что у него прибавилось
сил?
Учитель: в конце урока проведем небольшую физкультминутку. Наклоните голову на грудь, затем отведите назад и опять вперед. Растираем затылок и шею (сзади) одновременно, это упражнение снимает напряжение мышц шеи, а также умственную усталость. Встаньте, поверните туловище влево и поднимите руки вверх, поверните туловище вправо, руки опустили.
Учитель: Урок окончен. Спасибо всем за работу. До свидания. Будьте здоровы.
Литература.
1. Алимова Т.М. Здоровье. Сборник заданий по математике на тему здоровья. 5 – 9 классы: Методическое пособие.М., 2003.160 с.