Введение
Хотелось бы провести данный урок в виде экскурсии по нашему Ушумунскому лесу, проверить, хорошо ли ребята знают его, знакомы ли они с целебными свойствами лесных растений и с повадками животных, закрепить известные им редкие и исчезающие растения и животные; формировать уважительное отношение к миру природы.
На подготовительном этапе вместе с ребятами сделали два стенда: «Красная Книга нашего края», где разместили рисунки животных и растений окрестностей нашего поселка, нуждающихся в охране, цитаты знаменитых людей об охране живого мира; а также стенд «Зеленая аптека». На этом стенде разместили рисунки тех растений окрестностей нашего поселка, которые используют в качестве профилактики и лечения некоторых заболеваний жители Ушумуна с их названием и целью применения. Рисунки были сделаны ребятами.
Задумкой урока – игровой экскурсии было создание облика нашего леса в пределах школьного класса. Для этого оформили выставку картин, ученических работ, местных художников, описывающих природу нашего поселка. Хотелось, чтобы мы не просто вспомнили растения и животных, окружающих нас, а чтобы каждый ученик вошел в образ своего персонажа, прочувствовал его важность и необходимость на Земле. Для этого мы сделали каждому свой персонажный костюм и подобрали выступление. И на уроке каждый говорил не о каком-то живом организме, а уже о своем образе, о себе..
В течении урока мы «бродили» по тропинкам «нашего леса» и находили разные «сюрпризы». Это и головоломка по растениям, и кроссворд по насекомым, и грибная корзина, и корзина с ягодами, следы животных … Обратили внимание на то, что в лесу можно найти ядовитые растения, их не нужно уничтожать, даже они кому-то нужны. Материал сопровождался видеосюжетами, чтобы ребята увидели, как в природе выглядят и ведут себя некоторые животные и птицы.
Мне хотелось, чтобы каждый ученик почувствовал за свой представленный персонаж и восхищение за то, что есть это растение или животное, что оно приносит пользу и радость нам – людям, и боль – за то, что мы не бережем окружающую природу, и она болеет и страдает от того, что в ней становится меньше растений и животных, и ответственность за них, потому, что они нуждаются в нашей защите.
Результатом этой задачи были их ответы на вопрос: «Если в «наш лес» придет сейчас человек, какие правила поведения вы бы для него назвали?». А также слова благодарности и восхищения своему персонажу в стихотворной форме.
В течение урока было представлено значительное количество растений и животных нашего леса, но все охватить невозможно. Поэтому закрепление полагало запись тех растений, птиц и животных, которые на уроке не прозвучали. Чтобы выполнить это задание в начале урока была поставлена цель: «среди вас я вижу не всех представителей нашего леса. Это не случайно. С этим связано ваше итоговое задание, где нужно будет записать те растения и тех животных, которые не будут названы в течения урока. Поэтому вам нужно внимательно слушать и работать на уроке».
После того, как были выставлены оценки, ребята рассматривали выставку. Она сопровождалась видеопоказом, где местные жители рассказывали какие растения и в каких целях они используют для лечения своих заболеваний.
Этот урок ребятам и мне очень понравился. Была возможность у каждого проявить и показать себя, получить хорошие оценки. Такие творческие уроки заинтересовывают в предмете и побуждают творчески развиваться.
Описание
Тема: Растительный и животный мир п. Ушумун и его окрестностей
Подтема: Сюрпризы знакомых тропинок
Тип урока: урок – экскурсия
Цель:
Проверить, хорошо ли ребята знают свой лес, знакомы ли они с целебными свойствами лесных растений и с повадками животных, известны ли им редкие и исчезающие растения и животные, нуждающиеся в охране; формировать уважительное отношение к миру природы.
Эпиграф: «Кто не любит природу, тот не любит себя»
Оформление:
книжно-иллюстративная выставка, состоящая из разделов: «Лес и его обитатели», «Дары русского леса», «Вторая жизнь дерева», «Красная Книга нашего края» (стенд), «Лесная аптека» (стенд), мультимедиа, демонстрационный диск, раздаточный материал,
Подготовительный этап:
Класс делится на группы в зависимости от предпочтений выполнения разного вида заданий.
1 группа – создание стенда «Красная Книга нашего края»;
2 группа – создание стенда «Зеленая аптека»
3 группа – создание персонажных костюмов
Ход урока
1. Организационный момент
- подготовка технического оснащения урока
- подготовка кабинета и мест для присутствующих на уроке
- подготовка раздаточного и демонстрационного материала
- организация выставки
- организация учащихся и их внимания к началу урока
2. Вводная часть
Учитель:
Давайте урок начнем с просмотра ваших фотографий, из которых составлен коллаж «Я и природа п.Ушумун» (слайд 1). Здесь и Женя, и Василика, и Денис …… И все вы улыбаетесь, у вас такое хорошее настроение, наверное, вам нравится природа нашего поселка. Да?
Какой компонент природы делает ее красивой, живой?
Ответ учащихся: (растения и животные)
Учитель:
Правильно. Им мы посвятим наш сегодняшний урок, тема которого: «Растения и животные п.Ушумун и его окрестностей» (слайд 2).
Оформим тетради: запишем тему урока и дату.
Но на этом уроке давайте не просто вспомним названия растений и животных, окружающих нас, а сами в них поиграем. Для этого я попрошу облачиться в образ своего персонажа (на партах перед уроком разложены головные уборы в форме растений и животных; на данном этапе урока, ученики их одевают). Теперь каждый из вас: кто-то - растение, кто-то - животное, кто-то - птица. Вот теперь, видя всех вас, я представляю себя в нашем Ушумунском лесу. Т.к. наш поселок расположен в лесной природной зоне – зоне смешанных лесов.
Хотя среди вас я вижу не всех представителей нашего леса. Это не случайно. С этим связано ваше итоговое задание, где нужно будет записать те растения и тех животных, которые не будут названы в течения урока. Поэтому вам нужно внимательно слушать и работать на уроке.
Если побродить по многочисленным тропинкам нашего леса (а их очень много, некоторые из них я уже прошла), можно найти на них множество сюрпризов (слайды 3-7)! А вам нравятся сюрпризы? Тогда в путь, на их поиски!
3. Основная часть
Учитель:
Но в начале выберем тропинку. У меня вопрос (слайд 8):
Какое время года Больше любят у природы? |
Здесь другого нет ответа: Лучше всех, конечно,…лето! |
Наверное, лето ваше любимое время года. Оно уже не за горами. В это время природа самая пышная, пестрая, веселая, богатая.
Давайте сейчас пройдем по летней тропинке на лесную поляну. А вот и сюрприз – головоломка.
(головоломка (слайд 9) по травянистым растениям – на мультимедийном экране зашифрованы названия растений, учащиеся отгадывают названия растений, и это сопровождается их показом: Клевер, пырей, осока, земляника, лапчатка, тысячелистник, ландыш)
И подробнее узнаем о некоторых из них:
"Ландыш"
Ученик 1: <Рисунок 1>
Родился ландыш в майский день И лес его хранит. Мне кажется: его задень – Он тихо зазвенит. |
И этот звон услышат луч,
И птицы, и цветы... Давай послушаем, а вдруг Услышим – я и ты |
Ландыш один из самых красивых и полезных растений, к сожалению, на грани гибели. За ним охотятся любители цветов, вырывая растение с корнем. А ведь достаточно только чуть повредить корневище – и может погибнуть вся заросль на полянке. Даже тот, кто рвет только стебельки со снежно-белыми колокольчиками, - тоже поступает плохо: ведь сорванный цветок не оставит на поляне своих семян. Так что на будущий год любоваться будет нечем.
Ученик 2:
"Земляника"
Шум в лесу повсюду слышится И плывет среди кустов, Ветерком едва колышется |
Море красных огоньков.,
Сорвешь этот огонек И положишь в кузовок |
Кто ж не знает мою ароматную сладкую ягодку? Ее собирают в конце июня – начале июля в нашем лесу и варят пахучее варенье. И листики мои срывают и заваривают ароматный чай.
Учитель:
А сколько на лесных полянах разноцветных цветов – пестрое море.
Я приглашаю всех «цветов» к доске создать «цветочную поляну» (слайд 10).
Цветы будут загадывать про себя загадки, а вам, отгадав загадку, нужно назвать цветок.
(ученики в цветочных костюмах образуют «лесную полянку», загадывают загадки и рассказывают о себе)
Ученик 3:
1) звучит звонок на тонкой ножке,
Сам – в фиолетовой обложке(колокольчик )
Ученик 8:
6) Над лесом весь день
птичка летала
деток искала, «Ку-ку» кричала,
слезы проливала.
Где слезы упали,
Цветы вырастали(кукушкины слезки)
Ученик 4:
2) стоят в поле сестрички:
Желтый глазок, белые реснички(ромашка)
Ученик 9:
7) любит жить на лугу,
На сыром берегу,
А цветок – большая чашка,
Ярко-желтая рубашка.(купальница (огоньки) )
Ученик 5:
3) головка голубая
И длинный стебелек.
Кто ж его не знает?
Это …(василек)
Ученик 10:
8) Их видимо – невидимо,
Не сосчитаешь их!
И кто их только выдумал –
Веселых, голубых?
Должно быть, оторвали
От неба лоскуток,
Чуть-чуть поколдовали
И сделали цветок.(незабудка)
Ученик 6:
4) На лугу расцвел кипрей.
Вот семья богатырей.
Кепки, статны и румяны,
Встали братья – великаны.
Славный выбрали наряд –
Куртки пламенем горят(Иван-чай)
Ученик 11:
Их видимо-невидимо, не сосчитаешь их
И кто их только выдумал веселых, голубых?
Должно быть оторвали от неба лоскуток,
Чуть-чуть поколдовали и сделали цветок.(незабудки)
Ученик 7:
5) Погляди-ка, погляди-ка,
Что за красный огонек?
Распустился на поляне
В жаркий солнечный денек.
А когда настанет вечер,
Лепестки свернет цветок:
«До утра! До новой встречи!»
И погаснет огонек.(сарана)
Учитель:
Молодцы, вы справились с заданиями, которые приготовили для вас прекрасные цветы. Но вдруг, на нашу цветочную полянку пришел человек. Он увидел красивые цветы и захотел собрать букет. Сорвал 1-й цветок, 2-й, 3-й …. И на нашей полянке не осталось ни одного цветка. Давайте подумаем, к каким последствиям это может привести?
/Ответы учеников:
- цветы не дадут семян
- повреждаются корни
- не будет цветов
не будет насекомых и других животных /
Учитель:
Тогда давайте поможем человеку правильно вести себя на полянке. Какие советы вы можете ему дать?
Ответы учеников:
(- не рвать много цветов; - не сорить; - не вытаптывать)
Учитель:
И тогда наша прекрасная полянка сохранится. И на ней можно будет увидеть очень много насекомых. С ними нас познакомит красавица-бабочка (трудолюбивый муравей)
Бабочка (муравей): решите кроссворд (слайды 11-12):
<Рисунок 3>
(бабочка (муравей) читают задания, дети – отгадывают)
1) Он лихой, удалой
Наш зеленый ковбой.
Верхом на сороконожке
Скачет по дорожке(наездник)
2) Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся.
Взвился вверх и полетел(бабочка)
3) где сладко, там она кружит, как пчела.
Она и жалит и жужжит, как пчела.
И попадается в компот, как пчела.
Вот только меду не дает, как пчела.(оса)
4) С цветочка – на травинку,
С листочка – на былинку.
Отталкиваясь ножками,
Скачет над дорожками(кузнечик)
5) Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь
Тут уж вдоволь нажужжусь(жук)
6) Голубой аэропланчик
Сел на желтый одуванчик(стрекоза)
7) Чей домишко из иголок
На земле, у старых елок(муравей)
8) Хоть они и жалят больно,
Их работой мы довольны(пчелы)
9) волосата, зелена,
В листьях прячется она.
Хоть и много ножек.
Бегать все равно не может(гусеница)
Учитель:
Но знойное, благоуханное лето в сентябре передает свои права богатой «золотой осени» (слайд 13).
Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный |
Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной |
Вы сможете мне объяснить, почему осень называют «золотой»?
Ответы учеников:
(листочки и трава становятся желтыми, оранжевыми, красными, багряными..)
А почему богатой?
Ответ учеников:(собирают урожай)
Мне очень хочется пригласить вас побродить по осенней лесной тропинке и найти сюрпризы, спрятанные на ней. Вот и первый сюрприз - «Ягодное лукошко» (слайд 14)
Ой, посмотрите, какая красивая корзина! Да она полна всяких ягод. А вы знаете, какие ягоды можно собрать в нашем лесу? Ну, тогда я буду ягодку доставать, а вы – называть.
Ответы учеников:
(голубица, земляника, костяника, шиповник, малина, брусника, морошка)
А вот и второй сюрприз - «Грибная корзина» (слайд 15)
Ох! А эта корзина полна грибов. Ягоды то вы все знаете, а вот грибы угадаете? Тогда я по грибочку буду вытаскивать, а вы – называть.
Ответы учеников:
(белый, подберезовик, подосиновик, лисички, маслята, груздь, сыроежка )
Вот и запасы у нас на зиму будут. Но, делая их, необходимо помнить, что есть ядовитые растения. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
Ученик 12:
1) Название этого ядовитого лесного растения связано с названием птицы (слайды 16-22)
(вороний глаз)
Очень зло глядит на вас
Из травы вороний глаз.
Посмотрите, даже вид
Этих ягод ядовит
Существует легенда. Многие годы в дупле могучего дуба жил старик-кудесник со своим верным другом черным вороном. Его он научил предсказывать будущее. Когда старик умер, ворон постоянно летал над лесом, оплакивая волшебника. Там, где птица роняла свои слезы на землю, каждую весну вырастал цветок. Вороний глаз – ядовитое растение. Ядовиты все его части. Оно опасно для человека, крупного рогатого скота, лошадей. А вот птицы едят ягоды в большом количестве и не отравляются
Ученик 13:
2) Есть обо мне загадка: (слайд 23)
Есть старуха вредная,
На ней шляпа бледна.
Кто к ней прикоснется,
Тот не проснется
Угадали, кто я такая?
(бледная поганка)
Меня надо остерегаться. Во мне содержится самый сильный из всех грибных ядов. Съеденный мой кусочек – сильнее укуса змеи. Он смертелен. Редко кто выздоравливает, отравившись мной. Но меня узнать нетрудно. От всех съедобных грибов, я отличаюсь тем, что ножка будто вылезает из горлышка широкого горшочка.
Ученик 14:
3) В голом апрельском лесу мало цветущих растений. Самые нарядные в это время кустики волчьего лыка (слайд 24). Цветки сидят прямо на коре, как будто приклеены. Запах их приятный, но лучше не нюхать: может разболеться голова.
А осенью на месте цветков созревают блестящие красные ягодки величиной с горошину, но пробовать на вкус их не спеши. Растение насквозь пропитано смертельным ядом. Если случайно ты прикоснулся к нему, хорошо вымой руки с мылом.
(Волчье лыко)
Ученик 15:
4) У меня летом на месте белоснежных цветков появляются красные ягоды. Только их нельзя есть – плоды ядовиты. Если по незнанию их кто-нибудь съест, неминуемо отравление. Начинается головная боль, шум в ушах, головокружение, рвота и даже судороги.
(ягоды ландыша) (слайд 25)
Ученик 15:
5)
с шапочкой красной
Знаться опасно; .
Даже муха-зуда
Не садится туда
(мухомор)
Его шляпка красная или оранжево-красная. Пластинки, мякоть и ножка белые. В нем содержатся токсичные, сильно возбуждающие нервную систему вещества. Настой этого гриба можно использовать для уничтожения мух. Следует помнить, что им могут отравиться кошка или собака (слайд 26).
Учитель:
Теперь мы знаем некоторые ядовитые растения, никогда к ним не подойдем, но и срывать их не будем – все равно они кому-нибудь нужны.
Хороший получился урожай! Теперь и зиму встречать можно (слайд 27)
Чародейкою зимою Околдован, лес стоит – И под снежной бахромою, |
Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит |
А вы знаете, к какой зиме много ягод?
ответ ученика: (к холодной)
Мороз не велик, а зевать не велит: как грянет – раз землю и воду скует льдом. Где тогда еды себе достанешь?
Но сама природа: растения и животные к зиме готовятся. Кое-что вы знаете, но попробуйте отгадать по рисункам, как животные и растения встречают зиму:
Ответы учащихся:
- зимний лес (нет травы, деревья без листвы, все покрыто пушистым снегом)
- медведь в берлоге
- бурундук в спячку впадает
- перелетные (ласточки, жаворонки) и зимующие птицы (синицы, снегирь)
- запасы белки
- заяц меняет серую шубку на белую
А вот вечнозеленым деревом в наших лесах является сосна. Пусть она о себе расскажет.
Ученик 17: (сосна) (слайд 28)
От меня испаряются особые летучие вещества, которые убивают многих микробов не только в лесу, но и во всей округе. Пахучая смола содержит ценные вещества, приносит большую пользу здоровью человека. Из нее варят серу, смазывают глубокие долго незаживающие трещины на руках и ногах. А хвою, богатую витаминами и молоденькие шишки, используют для настойки при кашле. Древесину используют в строительстве.
А новый год люди встречают вместе со мной.
Учитель:
А теперь по зимней тропинке (слайд 29) пройдем в лесную чащу и поищем сюрпризы, спрятанные в загадках (- «Чьи следы на нашей тропинке?»):
1) Словно вихрь летит, спасаясь,
От врагов, пугливый ….
(заяц)
Зимой у него одна забота – животик набить. Травы и листьев нет. Вот и торопится он туда, где торчат его любимые осиновые прутики. Торопится и оставляет следы.
2) Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза спрятав нос
(медведь)
Сразу видно, кто следы оставил. Лапа тяжелая, широченная, пальцы толстые, когти крепкие.
3) Посмотрите-ка какая –
Вся горит, как золотая,
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой
(лиса)
Тянутся эти следы по лесам, по опушкам. Подходят ночью и к деревням: не открылась ли дверь в курятнике?
4) На овчарку он похож,
Что ни зуб – то острый нож.
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть
(волк)
Это следы зверя чуткого и осторожного. Но узнать его сможет тот, кто в следах разбирается м не спутает этот след с собачьим или лисьим.
5) кто в лесу огород выкопал? Рылом как плугом пашет,
пятачком вынюхивает, зубами дробит.
И хвостиком крутит, как вентилятором.
От удовольствия!
(кабан)
6) Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
(белка)
Следочки то махонькие – от дерева к дереву. А потом с ветки на ветку перепрыгивает.
7) Горбоносый, длинноногий,
Великан ветвисторогий.
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге,
Коль такого довелось
Встретить, знайте, это …
(лось)
Это «лесные коровы» бродят по снегу, объедая кору и прутики, оставляя везде большие следы.
Учитель: (весенняя примета)
Вы сможете по мелодии определить, какое время года она напоминает?
(звучит мелодия – учащиеся определяют время года, весна)
Да, правильно! Это то время, которое царствует сейчас в нашем поселке (слайд 30).
Что ни сутки, по минутке
День длинней, короче ночь.
Потихоньку, полегоньку,
Прогоняем зиму прочь
Как растения и животные встречают весну?
Ответы детей:
(- Пробуждаются от зимней спячки,
- Земля покрывается зеленым травянистым ковром
- На деревьях появляются молоденькие листочки)
Весеннее пробуждение природы дает нам силу, радостное настроение, и дышится как-то по-особому, и на душе светло!
Я приглашаю всех поискать сюрпризы, спрятанные на этой весенней тропинке.
(краткие сообщения учащихся, сопровождаются фото или видеоизображением на мультимедийном экране)
Ученик 18:
"верба" (слайд 31)
Красива верба с пушистыми, словно меховыми, сережками. Зацветает она обычно, когда еще лежит в лесах не растаявший снег. Цветущая верба служит верным признаком прихода весны. Вербу рвут к вербному воскресенью, поэтому в округе дерево сильно болеет, засыхает.
Ученик 19:
"подснежник" (прострел луговой) (слайд 32)
Голубенький, чистый
Подснежник – цветок!
А подле сквозистый,
Последний снежок
Подснежник – первый весенний цветок – олицетворяющий приход весны. Это первый цветочек, который появляется на снежных проталинах. Весной многие люди приезжают в лес и рвут эти цветы в большом количестве, поэтому их становится с каждым годом все меньше. А ведь подснежник занесен в Красную Книгу – его нужно беречь.
Ученик 20:
"береза" (слайд 33)
Она весну встречает –
Сережки надевает.
Накинута на спинку
Зеленая косынка.
А платьице в полоску
Узнаешь ты березку.
«Белоствольная красавица березонька» – так ласково говорят об этом дереве у нас. Береза – это и грусть опущенных ветвей к земле, и свет, струящийся от ствола. Век у нее 300 лет, но живет она только 100-150 потому что часто болеет, отдавая людям березовый сок. Почки и клейкие листочки березы используют в виде отваров и настоев. А в бане как хорошо попариться березовым веником.
Ученик 21:
"багульник" (слайд 34)
Имя мое рододендрон. Я низкорослый кустарник. Зацветаю крупными розово-красными цветками в мае. Я нуждаюсь в охране, поэтому занесен в Красную Книгу.
Учитель:
Весной и пение птиц особенно. Своими звучными, мелодичными трелями они поднимают нам настроение.
А вы знаете птиц нашего поселка и его окрестностей? Тогда попытаемся определить птиц по их песням и звукам.
"сорока" (слайд 35)
Эта хищница болтлива
Воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока,
А зовут ее …(сорока)
"ворона" (слайд 36)
Во дворе стряслась беда.
Утащила навсегда
Кость у пса Барона
Черная ….(ворона)
"воробей" (слайд 37)
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крошки собирает(воробей)
Молодцы, какие! Все вы наблюдательные и внимательные.
А вы знаете, что пение птиц благоприятно сказывается на здоровье человека. Птичью песню, даже простенькую, люди всегда слушают с удовольствием. Пение птиц успокаивает человека, улучшает настроение и сон, положительно влияет на нервную систему и общее состояние организма. Обратили на это внимание еще врачи древности: ряд заболеваний они лечили пением птиц.
4.Итог:
Учитель:
Пройдя лесные тропинки, мы нашли много сюрпризов, которые преподносит нам окружающая природа. Эти сюрпризы прекрасны, богаты, полезны и необходимы.
И эти слова мы посвящаем нашему лесу (учащиеся читают четверостишья): <Рисунок 2>
Ученик 22:
1.Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Ученик 23:
2. Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса.
Ученик 24:
3. Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочки резвились,
И была на ягодах роса.
Ученик 25:
4. Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил веселый дождь.
5. Вывод (слайд 38):
Учитель:
Мне хотелось, чтобы сегодня каждый из вас почувствовал за свой представленный персонаж и восхищение за то, что есть это растение или животное, что оно приносит пользу и радость нам – людям, и боль – за то, что мы не бережем окружающую природу, и она болеет и страдает от того, что в ней становится меньше растений и животных, и ответственность за них, потому, что они нуждаются в нашей защите.
Результатом этой задачи пусть будут ваши ответы на вопрос:
Если в «наш лес» придет сейчас человек, какие правила поведения вы бы для него назвали?
(ребята выступают от лица животных, птиц, растений)
- не ломайте ветки деревьев
- не разоряйте муравейники
- не разоряйте гнезда птиц
- не ловите красивых насекомых
- не сбивайте ногами несъедобные грибы
- не повреждайте кору деревьев
- не шумите в лесу
- не ловите диких животных
- не рвите паутину и не уничтожайте пауков
А знаете ли вы лесные растения, которые на лекарства идут?
(используя выставку «Лекарства нашего леса», ученики рассказывают о лекарственных растениях, это сопровождается видеопоказом (слайд 40) «Жители п.Ушумун о использовании растений при различных заболеваниях») <Рисунок 4>
6. Закрепление (слайд 39):
Учащимся предлагается ответить на поставленные вопросы:
1) запишите 3 названия растений, лесного ПК, о которых мы не говорили на уроке;
2) запишите 3 названия птиц лесного ПК, о которых мы не говорили на уроке;
3) запишите 3 названия животных лесного ПК, о которых мы не говорили на уроке.
7. Литература
1. ж. «Читаем, учимся, играем». Сборник сценариев для библиотек и школ. – М.: № 7, 2005
2. ж. «Читаем, учимся, играем». Сборник сценариев для библиотек и школ. – М.: № 7, 2006
3. Жуковская Р.И., Пеньевская Л.А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1983. – 399 с.
Для получения дополнительных приложений обратитесьь к автору.