Интегрированный урок по математике и информатике по теме "Вычисление площадей плоских фигур"

Разделы: Математика, Информатика


Цели урока:

  • повторение и закрепление материала по разделу;
  • стимулирование интереса студентов к данной теме и к дисциплине в целом;
  • активизация взаимодействия между студентами, навыков групповой работы;
  • воспитание у студентов самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и других членов коллектива;
  • развитие мышления, умение применять полученные знания при решении задач.

Технология: игровая, личностно-ориентированная

Методы обучения:

  • Словесные: беседа, объяснение.
  • Наглядные: задания на компьютере.
  • Практические: тест, практические задания.

Задачи урока:

  • Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления.
  • Учебная – совершенствование навыков работы в MathCAD.
  • Развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Этапы урока Деятельность преподавателя Деятельность студентов Время (мин) Примечание
Ориентировочно-мотивационный Вступительное слово преподавателя, сообщение темы и задач урока Воспринимают и акцентируют внимание на поставленных задачах 2 Презентация «Тема», «План работы»
Повторение Предлагает студентам выполнить задание с демонстрацией на мультимедийном проекторе и результат занести в оценочный лист Отвечают на вопросы теста «Криволинейная трапеция и все о ней…» 10 Слайд

«Криволинейная трапеция и все о ней…»

Самостоятельная работа Пояснения по выполнению самостоятельной работы на 2 варианта с демонстрацией на мультимедийном проекторе, результат занести в оценочный лист. Организует работу по обобщению пройденного материала. Решают приме ры в тетрадях по вариантам, обмениваются тетрадями и решают примеры в Мathcad. Обобщают материал и делают выводы. 18 Слайд

«Проверь себя! Оцени соседа!»

Применение знаний при решении задач Беседа о значении интегралов, вычисление площади земельного участка, алгоритм вычисления площади. Подведение студентов к выводу о вычислении площади криволинейной трапеции. Восприятие учебного матери ала, применение определенного интеграла при вычислении площади. Решают 2 и 3 задания, фиксируют вывод в тетрадь. 15 Слайды «Применение знаний при решении задач»,

«Алгоритм построения и вычисления площади»,

«Вывод»

Практическая работа Организация групповой работы в игровой форме. Подведение студентов к выводу о необходимости приме нения интегралов при вычислении площадей фигур. Групповая работа по 6 вари антам. Осмысливание предложенных заданий, выполнение их в Мathcad, результат занести в оценочный лист. 40 Слайды «Я же функция. А где мой график, формула, ответ?», «Вы получили…»
Рефлексивно-оценочный Сообщает задание на дом. Подводится итоговая рефлексия: «Достигли ли мы целей урока?» Фиксируют домашнее задание в тетрадях, отвечают на предлагаемые вопросы, высказывают рекомендации. 5  

Подготовительный этап

  • студенты получают задание повторить весь материал по данному разделу;
  • студенту на стол выдается оценочный лист, в который нужно занести оценки с экрана компьютера за выполненные задания;
  • на демонстрационном экране нужно подготовить презентацию урока.

Ход урока

Организационный момент.

Приветствие преподавателя, проверка готовности студентов к уроку, организация внимания студентов.

Преподаватель.

Ребята, сегодня у нас урок – решение задач по теме «Вычисление площадей плоских фигур». Проводим его в необычной форме – форме игры (игровой). Повторим основные определения и понятия раздела «Первообразная и интеграл»: криволинейной трапеции, неопределенного и определенного интегралов, геометрический смысл определенного интеграла, вычислим площади плоских фигур. На столах лежат оценочные листы, запишите Ф.И. и после выполнения заданий результат занесите в этот лист.

Оценочный лист

Ф.И. Название задания Шкала баллов Общие баллы Количество баллов
  Тест «Криволинейная трапеция и все о ней…» Каждый правильный ответ-1 балл 5  
Самостоятельная работа «Проверь себя! Оцени соседа!» Каждый правильный ответ-1 балл 5  
Практическая работа «Я же функция?!» Каждый правильный ответ-1,25 балла 5  
Оценка за урок  

Этап 1. Тест «Криволинейная трапеция и все о ней…».

В слайде «План работы» щелкнуть мышкой по названию теста «Криволинейная трапеция и всё о ней…» и ответить на вопросы, результат занесите в оценочный лист.

Этап 2. Самостоятельная работа на два варианта «Проверь себя! Оцени соседа!»

В слайде «План работы» щелкнуть мышкой по названию «Проверь себя! Оцени соседа!». Работу выполняете в тетрадях, вычисляете интегралы по вариантам, затем обмениваетесь тетрадями друг с другом и, используя программу MathСad, решаете примеры соседа, проверяете решение примеров, ставите «+», если пример решен правильно, оценки заносите в оценочный лист.

Преподаватель.

Мы повторили понятия криволинейной трапеции, неопределенного и определенного интегралов.

  • Что называется криволинейной трапецией?
  • Дайте определение неопределенного интеграла.
  • Что называется определенным интегралом?
  • А в чем состоит геометрический смысл определенного интеграла?

Этап 3. Применение знаний при решении задач.

Часто вы задаете вопросы: для чего нужны интегралы, производные, дифференциалы?

Оказывается, с помощью определенного интеграла можно вычислять площади плоских фигур, т.к. эта задача всегда сводится к вычислению площадей криволинейных трапеций.

Понятие определенного интеграла широко применяется для вычисления различных геометрических и физических величин.

В слайде «План работы» щелкнуть мышкой по названию «Применение знаний при решении задач».

  • Назовите, где применяется определенный интеграл?
  • Ребята, а кто является основоположником интегрального исчисления?
  • Посмотрите, сколько времени прошло, а идеи Архимеда и сегодня актуальны.
  • У многих из вас есть земельные, дачные участки. А как можно вычислить площадь такого участка?

Переходим на следующий слайд

Задание 1.

Вычислить площадь земельного участка, если он ограничен линиями у=2х, у=0, х=1, х=2.

Решение. Что нужно сделать, чтобы найти площадь земельного участка? (Построить графики функций)

На следующем слайде рассмотрим алгоритм построения и вычисления площади фигуры, ограниченной линиями.

Полученная фигура является криволинейной трапеций, ее площадь вычисляется по формуле

Ответ: S=3 кв.ед.

Ребята, на следующем слайде - задания 2,3. Вычислите площади фигур, ограниченных линиями.

А может ли площадь быть числом отрицательным?

Значит, мы площадь фигуры расположенной ниже оси абсцисс берем по модулю. Переходим к следующему слайду «Площадь криволинейной трапеции. Вывод» (щелкать мышкой на каждый вывод-1, 2, 3). Запишите вывод в тетрадь.

Этап 4. Практическая работа на 6 вариантов. Переходим на слайд «Я же функция?!»

Итак, вычисление площадей– самое простое применение интеграла. Если мы научимся вычислять площади, то сможем вычислять и интегралы, а тем самым – многие физические величины. Откройте страницу со своим вариантом.

Преподаватель.

Выполнять это задание нужно в программе МаthCad: построить графики данных функций, вычислить площадь заштрихованной фигуры, найти ответ. Заполнить таблицу последовательно буквенными символами и перейти на слайд «Вы получили…».

Полученный результат занесите в оценочную ведомость.

Преподаватель.

Вот и подошел к концу наш урок. А чтобы вы закрепили знания, которые получили на уроке, щелкните мышкой по кнопке «Домашнее задание» и запишите его.

Итоговая рефлексия:

Считаете ли вы, что данный урок эффективен? В чем его эффективность? Какую пользу лично для себя вы извлекли из информации полученной на занятии?

Какие у вас будут пожелания при дальнейшем проведении подобных занятий?

Преподаватель.

Спасибо за активную работу. Вы работали дружно, оказывали друг другу помощь. Сдав оценочный лист, вы все получите оценку за урок.

Приложение 5