Цель урока: Повторение пройденного материала, который проходили в прошлом году, развитие коммуникативных умений учащихся: слушания и говорения.
Ход урока
Сегодня, в первый учебный день нового учебного года, мы проведём конкурс «УМКА – 2007» (от сокращения слова «УМничКА»), вспомним то, что вы учили в 3 классе. Лучший получит почётное звание «УМКА 2007». Наш конкурс будет состоять из нескольких этапов. Но те из вас, кто не сумеет пройти в очередной тур, не отчаивайтесь: будут конкурсы и для болельщиков, и все ваши баллы будут суммироваться, а в конце конкурса, кроме «УМКИ», мы узнаем ещё и имя самого активного болельщика.
I тур – окружающий мир.
В I туре вы должны будете вспомнить то, что изучали на уроках окружающего мира. В этом туре участвует весь класс. Я буду задавать вопросы, и предлагать три варианта ответов. По моей команде (и только по моей команде!) вы должны поднять карточку с буквой правильного, на ваш взгляд, ответа. Менять карточки после того, как вы её уже подняли, нельзя. Будьте внимательны – возможно, будут вопросы, где придётся поднять несколько карточек, или, наоборот, не придётся поднимать ни одной! Жюри внимательно записывает ваши результаты (для быстроты, за правильные ответы, можно давать жетоны), а я после этого даю правильный ответ. Общий итог подводится, когда все вопросы закончатся. И так все приготовились внимательно слушать, думать и самостоятельно давать ответ.
Детям задают вопросы, после ответов детей, возможно их комментирование. Из предложенных вопросов, можно выбирается нужное количество.
- Всё живое учёные-биологи делят на большие группы:
а) королевства;
б) царства;
в) районы.
- Будьте внимательны: сейчас вы будете должны поднять карточку с буквой того, что НЕ относится к царствам:
а) растения и животные;
б) грибы и бактерии;
в) моря и океаны.
- Без природы невозможна жизнь людей?
а) да, невозможна;
б) нет, возможна.
- Чем человек отличается от других живых существ:
а) он дышит;
б) ему необходимы пища и тепло;
в) он разумное существо.
- В нашей стране глава государства:
а) король;
б) премьер-министр;
в) президент.
- Как называется наука о связях между живыми существами и окружающей их средой:
а) биология;
б) экология;
в) экономика.
- Сведения о редких растениях и животных вносятся в особую книгу, которая называется:
а) Красная книга;
б) Зелёная книга;
в) Книга о редких животных и растениях.
- Как называется участок земли, где вся природа находится под строгой охраной:
а) заповедник;
б) закрытая территория;
в) природный комплекс.
- Что из перечисленного нельзя назвать телом:
а) Солнце;
б) птица;
в) человека.
- Выбери из списка, то, что называется веществом:
а) стакан;
б) алюминиевая проволока;
в) алюминий.
- Как называется наука, которая изучает вещества:
а) химия;
б) информатика;
в) физика.
- Как известно, воздух это смесь газов. Какие газы входят в его состав:
а) кислород и азот;
б) азот и углекислый газ;
в) углекислый газ и кислород.
- Какое из трёх утверждений НЕВЕРНО:
а) воздух плохо проводит тепло;
б) воздух бесцветен;
в) при нагревании воздух сжимается.
- Какое вещество входит в состав любого организма:
а) воздух;
б) вода;
в) газ.
- Водяной пар – это вода, но в каком состоянии:
а) твёрдом;
б) жидком;
в) газообразном.
- Нагреваясь, вода испаряется. Поднимаясь вверх, пар охлаждается и превращается в воду. Капельки воды увеличиваясь, падают вниз. Как называется этот процесс:
а) круговорот воды;
б) закон превращения воды;
в) процесс образования дождя.
- Как называется верхний плодородный слой земли:
а) поверхность;
б) пашня;
в) почва.
- Главное свойство почвы:
а) в ней могут жить разные животные;
б) человек строит на ней дома;
в) плодородие.
- Что растения получают из почвы:
а) воздух;
б) воду;
в) минеральные соли.
- Что изучает наука ботаника?
а) твёрдые тела;
б) природные явления;
в) растения.
- Что из перечисленного, не относиться к группам растений?
а) водоросли;
б) папоротники;
в) мхи.
- Какие из перечисленных растений являются лекарственными:
а) пижма и подорожник;
б) кувшинка и подснежник;
в) колокольчик и незабудка.
- Как называется наука, изучающая животных?
а) зоология;
б) анатомия;
в) животноводство.
- К какой группе животных относятся лягушки?
а) млекопитающие;
б) земноводные;
в) пресмыкающиеся.
- Назовите пример цепи питания?
а) дуб – лесная мышь – сова;
б) тело – вещество – частицы;
в) пчёлы - мёд – медведь.
- Какое слово пропущено: «Яйцо – личинка - … - бабочка»?
а) икринка;
б) гусеница;
в) куколка.
- Какое животное внесено в Красную книгу России?
а) мышь полевая;
б) жук-красотел;
в) тигр.
- Какие грибы являются несъедобными?
а) белый и опёнок осенний;
б) ложноопёнок и жёлчный гриб;
в) шампиньон.
- Что управляет деятельностью всего организма?
а) пищеварительная система;
б) кровеносная система;
в) нервная система.
- Что изучает физиология человека?
а) строение тела человека;
б) работу его органов;
в) болезни человека.
- Что относится к органам осязания человека?
а) уши;
б) язык;
в) кожа.
- С помощью чего можно закалять свой организм?
а) солнца;
б) воды;
в) воздуха.
- Как одним словом можно назвать всё, что нужно людям для жизни?
а) мечта;
б) потребности;
в) богатство.
- Что такое экономика?
а) всё хозяйство людей, а так же наука, которая его изучает;
б) всё хозяйство людей;
в) наука, которая изучает хозяйство людей.
- Что из перечисленного является полезным ископаемыми?
а) электричество;
б) нефть;
в) газ.
- Как называют людей, которые изучают полезные ископаемые, отыскивают месторождения?
а) геологи;
б) археологи;
в) филологи.
- Что из перечисленного НЕ является отраслью промышленности?
а) электроэнергетика;
б) металлургия;
в) машиностроение.
- Как называются установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству?
а) налоги;
б) зарплата;
в) бюджет.
- Какой из перечисленных городов, относится к Золотому кольцу России?
а) Екатеринбург;
б) Суздаль;
в) Владивосток.
- Какое из перечисленных государств, не является нашим ближайшим соседом?
а) Франция;
б) Казахстан;
в) Белоруссия.
По итогам I тура во второй переходят следующие участники: (...).
Во II туре мы проверим ваше знание русского языка.
II тур – русский язык.
Перед всеми лежат листочки и ручки. Пусть не расстраиваются те, кто не прошёл во II тур – если вы выполните задание этого тура не более чем с одной ошибкой, вы получите право перейти в III тур. Внимание, подписали свои листочки, и приготовились работать.
Дети пишут текст под диктовку (упражнение №653), затем обозначают знакомые части речи.
Уже давно растаялг снегс. Зазеленелаг травас. А напр. кустахс и деревьяхс развернулисьг листочкис. Синицас опять переселиласьг впр леснойп оврагс.
Как чудесно былог впр нём! Всюду журчалаг водас. Блестелиг напр солнцес большиеп лужис. Около них уже расцвелиг первые цветыс – подснежникис и медуницас.
(г. – глагол; с. – существительное; пр. – предлог; п. – прилагательное).
После выполнения, пока помощники проверяют работы, педагог может разобрать с детьми данное упражнение и задание к нему.
Вот и подведены итоги II тура. В III тур, «математический», переходят следующие участники: (…)
III тур – математический.
Прошу участников III тура занять первые столы. Вам раздаются карточки с 4 заданиями. Оцениваться будет скорость и правильность решения. В последний, IV тур, выйдут 3 финалиста. А пока участники работают над своими заданиями, среди остальных проведём конкурс знатоков таблицы умножения и деления. Желающие выходят к доске, и в течение 20 сек. они должны постараться дать максимальное количество правильных ответов, на предложенные примеры.
Участники III тура выполняют задания. Желающие, из числа зрителей, участвуют в конкурсе.
Выполнить задания:
1) 100–56:(38–30) =/93/.
2)
В 8 одинаковых бочонках 72 кг мёда. Сколько килограммов мёда в 10 таких же бочонках? (72:8× 10=90(кг)).
Найти периметр прямоугольника со сторонами 6 см и 2 см. (6+2 (6+2× 2=16(см)).
Затем ведущий называет победителя конкурса знатоков (баллы за участие суммируются к раннее полученным баллам), а жюри называет 3-х финалистов.
IV тур – литературный.
Вот и наступило время решающего сражения за звание «УМКА - 2007». К доске приглашаются 3 финалиста, это… Вам предлагается решить кроссворд на тему литературных произведений, с которыми вы знакомились в 3 классе. Каждый из вас имеет право один раз попросить помощь зрителей. Те из зрителей, кто смогут помочь финалистам, добавят баллы в свою копилку.
Финалисты выходят к доске, где они работают с прикреплёнными к доске кроссвордами. Причём работу друг друга они не видят, а зрители видят все три кроссворда и при необходимости могут помочь. Возможен вариант: кроссворд оформлен на доске, а финалисты записывают ответы в свои карточки, приглашая помощника, из зрителей, к себе.
- Разгадаете кроссворд правильно, и в выделенных клеточках получится ответ на вопрос: какими были книги в Древней Руси?
- Кто автор сказки «Лягушка – путешественница»?
- У этого поэта няней была Арина Родионовна, она часто рассказывала ему сказки.
- Автор, который писал про животных (в том числе и про обезьянку).
- Какое слово пропущено: «… города берёт»?
- Герой Древнегреческого мифа, победивший Медузу Горгону.
- Как звали сына царя Салтана?
- Как называется стихотворение И.З. Сурикова, где есть такие строки:
«Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой…»?
- Кто автор строк:
«Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила»?
- Какие яблоки росли в саду царя Берендея?
- Кто из героев поэта Некрасова спасал зайцев?
- Какое слово пропущено в названии басни И. Крылова «Мартышка и …»?
Ответы на кроссворд.
Подведение итогов.
Награждение победителей.
Внимание, внимание! Слово жюри. Объявляется победитель конкурса «УМКА – 2007». Титул «УМничКА» в упорной борьбе, честно заработал (…).
А теперь жюри назовёт самого активного зрителя (…).
При подготовке использованы учебники:
- Математика. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1, 2 /М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2004.
- Мир вокруг нас. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1, 2/А. А. Плешаков. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2006.
- Родная речь. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1, 2 /сост. Л.Ф. Климанова и др. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006.
- Русский язык. 3 кл. В 2 ч. Ч. 1, 2: учеб. /Т. Г. Рамзаева. – 11-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2006.