Конкурс "Умка"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: Повторение пройденного материала, который проходили в прошлом году, развитие коммуникативных умений учащихся: слушания и говорения.

Ход урока

Сегодня, в первый учебный день нового учебного года, мы проведём конкурс «УМКА – 2007» (от сокращения слова «УМничКА»), вспомним то, что вы учили в 3 классе. Лучший получит почётное звание «УМКА 2007». Наш конкурс будет состоять из нескольких этапов. Но те из вас, кто не сумеет пройти в очередной тур, не отчаивайтесь: будут конкурсы и для болельщиков, и все ваши баллы будут суммироваться, а в конце конкурса, кроме «УМКИ», мы узнаем ещё и имя самого активного болельщика.

I тур – окружающий мир.

В I туре вы должны будете вспомнить то, что изучали на уроках окружающего мира. В этом туре участвует весь класс. Я буду задавать вопросы, и предлагать три варианта ответов. По моей команде (и только по моей команде!) вы должны поднять карточку с буквой правильного, на ваш взгляд, ответа. Менять карточки после того, как вы её уже подняли, нельзя. Будьте внимательны – возможно, будут вопросы, где придётся поднять несколько карточек, или, наоборот, не придётся поднимать ни одной! Жюри внимательно записывает ваши результаты (для быстроты, за правильные ответы, можно давать жетоны), а я после этого даю правильный ответ. Общий итог подводится, когда все вопросы закончатся. И так все приготовились внимательно слушать, думать и самостоятельно давать ответ.

Детям задают вопросы, после ответов детей, возможно их комментирование. Из предложенных вопросов, можно выбирается нужное количество.

  1. Всё живое учёные-биологи делят на большие группы:

а) королевства;

б) царства;

в) районы.

  1. Будьте внимательны: сейчас вы будете должны поднять карточку с буквой того, что НЕ относится к царствам:

а) растения и животные;

б) грибы и бактерии;

в) моря и океаны.

  1. Без природы невозможна жизнь людей?

а) да, невозможна;

б) нет, возможна.

  1. Чем человек отличается от других живых существ:

а) он дышит;

б) ему необходимы пища и тепло;

в) он разумное существо.

  1. В нашей стране глава государства:

а) король;

б) премьер-министр;

в) президент.

  1. Как называется наука о связях между живыми существами и окружающей их средой:

а) биология;

б) экология;

в) экономика.

  1. Сведения о редких растениях и животных вносятся в особую книгу, которая называется:

а) Красная книга;

б) Зелёная книга;

в) Книга о редких животных и растениях.

  1. Как называется участок земли, где вся природа находится под строгой охраной:

а) заповедник;

б) закрытая территория;

в) природный комплекс.

  1. Что из перечисленного нельзя назвать телом:

а) Солнце;

б) птица;

в) человека.

  1. Выбери из списка, то, что называется веществом:

а) стакан;

б) алюминиевая проволока;

в) алюминий.

  1. Как называется наука, которая изучает вещества:

а) химия;

б) информатика;

в) физика.

  1. Как известно, воздух это смесь газов. Какие газы входят в его состав:

а) кислород и азот;

б) азот и углекислый газ;

в) углекислый газ и кислород.

  1. Какое из трёх утверждений НЕВЕРНО:

а) воздух плохо проводит тепло;

б) воздух бесцветен;

в) при нагревании воздух сжимается.

  1. Какое вещество входит в состав любого организма:

а) воздух;

б) вода;

в) газ.

  1. Водяной пар – это вода, но в каком состоянии:

а) твёрдом;

б) жидком;

в) газообразном.

  1. Нагреваясь, вода испаряется. Поднимаясь вверх, пар охлаждается и превращается в воду. Капельки воды увеличиваясь, падают вниз. Как называется этот процесс:

а) круговорот воды;

б) закон превращения воды;

в) процесс образования дождя.

  1. Как называется верхний плодородный слой земли:

а) поверхность;

б) пашня;

в) почва.

  1. Главное свойство почвы:

а) в ней могут жить разные животные;

б) человек строит на ней дома;

в) плодородие.

  1. Что растения получают из почвы:

а) воздух;

б) воду;

в) минеральные соли.

  1. Что изучает наука ботаника?

а) твёрдые тела;

б) природные явления;

в) растения.

  1. Что из перечисленного, не относиться к группам растений?

а) водоросли;

б) папоротники;

в) мхи.

  1. Какие из перечисленных растений являются лекарственными:

а) пижма и подорожник;

б) кувшинка и подснежник;

в) колокольчик и незабудка.

  1. Как называется наука, изучающая животных?

а) зоология;

б) анатомия;

в) животноводство.

  1. К какой группе животных относятся лягушки?

а) млекопитающие;

б) земноводные;

в) пресмыкающиеся.

  1. Назовите пример цепи питания?

а) дуб – лесная мышь – сова;

б) тело – вещество – частицы;

в) пчёлы - мёд – медведь.

  1. Какое слово пропущено: «Яйцо – личинка - … - бабочка»?

а) икринка;

б) гусеница;

в) куколка.

  1. Какое животное внесено в Красную книгу России?

а) мышь полевая;

б) жук-красотел;

в) тигр.

  1. Какие грибы являются несъедобными?

а) белый и опёнок осенний;

б) ложноопёнок и жёлчный гриб;

в) шампиньон.

  1. Что управляет деятельностью всего организма?

а) пищеварительная система;

б) кровеносная система;

в) нервная система.

  1. Что изучает физиология человека?

а) строение тела человека;

б) работу его органов;

в) болезни человека.

  1. Что относится к органам осязания человека?

а) уши;

б) язык;

в) кожа.

  1. С помощью чего можно закалять свой организм?

а) солнца;

б) воды;

в) воздуха.

  1. Как одним словом можно назвать всё, что нужно людям для жизни?

а) мечта;

б) потребности;

в) богатство.

  1. Что такое экономика?

а) всё хозяйство людей, а так же наука, которая его изучает;

б) всё хозяйство людей;

в) наука, которая изучает хозяйство людей.

  1. Что из перечисленного является полезным ископаемыми?

а) электричество;

б) нефть;

в) газ.

  1. Как называют людей, которые изучают полезные ископаемые, отыскивают месторождения?

а) геологи;

б) археологи;

в) филологи.

  1. Что из перечисленного НЕ является отраслью промышленности?

а) электроэнергетика;

б) металлургия;

в) машиностроение.

  1. Как называются установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству?

а) налоги;

б) зарплата;

в) бюджет.

  1. Какой из перечисленных городов, относится к Золотому кольцу России?

а) Екатеринбург;

б) Суздаль;

в) Владивосток.

  1. Какое из перечисленных государств, не является нашим ближайшим соседом?

а) Франция;

б) Казахстан;

в) Белоруссия.

По итогам I тура во второй переходят следующие участники: (...).

Во II туре мы проверим ваше знание русского языка.

II тур – русский язык.

Перед всеми лежат листочки и ручки. Пусть не расстраиваются те, кто не прошёл во II тур – если вы выполните задание этого тура не более чем с одной ошибкой, вы получите право перейти в III тур. Внимание, подписали свои листочки, и приготовились работать.

Дети пишут текст под диктовку (упражнение №653), затем обозначают знакомые части речи.

Уже давно растаялг снегс. Зазеленелаг травас. А напр. кустахс и деревьяхс развернулисьг листочкис. Синицас опять переселиласьг впр леснойп оврагс.

Как чудесно былог впр нём! Всюду журчалаг водас. Блестелиг напр солнцес большиеп лужис. Около них уже расцвелиг первые цветыс – подснежникис и медуницас.

(г. – глагол; с. – существительное; пр. – предлог; п. – прилагательное).

После выполнения, пока помощники проверяют работы, педагог может разобрать с детьми данное упражнение и задание к нему.

Вот и подведены итоги II тура. В III тур, «математический», переходят следующие участники: (…)

III тур – математический.

Прошу участников III тура занять первые столы. Вам раздаются карточки с 4 заданиями. Оцениваться будет скорость и правильность решения. В последний, IV тур, выйдут 3 финалиста. А пока участники работают над своими заданиями, среди остальных проведём конкурс знатоков таблицы умножения и деления. Желающие выходят к доске, и в течение 20 сек. они должны постараться дать максимальное количество правильных ответов, на предложенные примеры.

Участники III тура выполняют задания. Желающие, из числа зрителей, участвуют в конкурсе.

Выполнить задания:

1) 100–56:(38–30) =/93/.

2)

В 8 одинаковых бочонках 72 кг мёда. Сколько килограммов мёда в 10 таких же бочонках? (72:8× 10=90(кг)).

Найти периметр прямоугольника со сторонами 6 см и 2 см. (6+2 (6+2× 2=16(см)).

Затем ведущий называет победителя конкурса знатоков (баллы за участие суммируются к раннее полученным баллам), а жюри называет 3-х финалистов.

IV тур – литературный.

Вот и наступило время решающего сражения за звание «УМКА - 2007». К доске приглашаются 3 финалиста, это… Вам предлагается решить кроссворд на тему литературных произведений, с которыми вы знакомились в 3 классе. Каждый из вас имеет право один раз попросить помощь зрителей. Те из зрителей, кто смогут помочь финалистам, добавят баллы в свою копилку.

Финалисты выходят к доске, где они работают с прикреплёнными к доске кроссвордами. Причём работу друг друга они не видят, а зрители видят все три кроссворда и при необходимости могут помочь. Возможен вариант: кроссворд оформлен на доске, а финалисты записывают ответы в свои карточки, приглашая помощника, из зрителей, к себе.

  1. Разгадаете кроссворд правильно, и в выделенных клеточках получится ответ на вопрос: какими были книги в Древней Руси?
  2. Кто автор сказки «Лягушка – путешественница»?
  3. У этого поэта няней была Арина Родионовна, она часто рассказывала ему сказки.
  4. Автор, который писал про животных (в том числе и про обезьянку).
  5. Какое слово пропущено: «… города берёт»?
  6. Герой Древнегреческого мифа, победивший Медузу Горгону.
  7. Как звали сына царя Салтана?
  8. Как называется стихотворение И.З. Сурикова, где есть такие строки:

«Вот моя деревня;

Вот мой дом родной;

Вот качусь я в санках

По горе крутой…»?

  1. Кто автор строк:

«Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила»?

  1. Какие яблоки росли в саду царя Берендея?
  2. Кто из героев поэта Некрасова спасал зайцев?
  3. Какое слово пропущено в названии басни И. Крылова «Мартышка и …»?

Ответы на кроссворд.

Подведение итогов.

Награждение победителей.

Внимание, внимание! Слово жюри. Объявляется победитель конкурса «УМКА – 2007». Титул «УМничКА» в упорной борьбе, честно заработал (…).

А теперь жюри назовёт самого активного зрителя (…).

При подготовке использованы учебники:

  1. Математика. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1, 2 /М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2004.
  2. Мир вокруг нас. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1, 2/А. А. Плешаков. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2006.
  3. Родная речь. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1, 2 /сост. Л.Ф. Климанова и др. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006.
  4. Русский язык. 3 кл. В 2 ч. Ч. 1, 2: учеб. /Т. Г. Рамзаева. – 11-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2006.