Введение
Профессия школьный психолог появилась в российских школах уже давно, однако
до сих пор неоднозначен взгляд на неё со стороны окружающих. Много пишется и
обсуждается в прессе, чем должна заниматься психологическая служба, но так и
нет единства во мнениях.
Каждый из нас работает в разных направлениях: тестирует, консультирует, проводит
тренинги и просветительскую работу со всеми участниками образовательного процесса.
Уверенна, что психолог - это профессия души. Он не просто тестирует и анализирует
результаты, а живет с окружающими: сорадуется, сопереживает, поддерживает. Очень
приятно осознавать, что ты кому-то помог советом, добрым отношением, даже улыбкой.
Ты нужен людям.
Психолог в школе, в чём его уникальность? Кто он - учитель или вспомогательная фигура в учебном процессе? В законе Российской Федерации "Об образовании" сказано, что образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах личности, общества и государства. Значит, основной целью образования является не только передача знаний, умений и навыков, но личностное развитие учащихся. Я считаю, что в школе реализую эту задачу и являюсь не только психологом, но и педагогом. Мои уроки входят в учебный план (школьный компонент) и проводятся один раз в неделю по школьному расписанию, основная форма занятий - урок-тренинг.
Психологический тренинг представляет собой совокупность активных методов практической психологии, которые используются в работе с людьми, в целях оказания им психологической помощи через формирование навыков самопознания и саморазвития. В работе тренинговой группы есть своя специфика: активное участие всех в работе, общение участников и внимание к взаимоотношениям, безоценочная обратная связь и т.д. Цель тренинга - изменение навыков и умений человека, ведущая к его развитию. Возникает вопрос - тренинг это урок? Я считаю, что да. Тренинг - это форма обучения, тип нестандартного урока, поэтому я выстраиваю его по правилам комбинированного урока. Включаю обязательные этапы урока: актуализация, объяснение нового материала, закрепление, задание на дом, оценивание работы класса. Особенностями урока тренинга можно считать то, что на каждом этапе урока присутствуют: психологические упражнения, творческие этюды, элементы сказкотерапии, ролевые игры и рефлексия.
Муниципальная Подвязновская общеобразовательная средняя школа является участницей
проекта ассоциированных школ ЮНЕСКО "Школа толерантности". Педагоги
нашей школы, думают о совершенствовании и обновлении воспитательного процесса.
Мы задались вопросом, какой гражданин нужен России. И пришли к выводу, что "мир,
который мы оставляем детям, в значительной мере зависит от детей, которых мы
оставляем нашему миру".
Была разработана воспитательная модель "Школа толерантности", которая
стала лидером в первом Всероссийском конкурсе "Модели воспитательной системы".
Каждый учитель имеет своё направление в реализации этого проекта. Моей задачей
как педагога-психолога стало психологическое сопровождение работы педагогического
коллектива в трёх направлениях:
толерантность - учителя;
толерантность - ученики;
толерантность - родители.
Поэтому одной из главных задач моих уроков является обучение ненасильственным
формам общения, понимание различий других людей и их принятие, возможность взаимодействовать
с окружающими на принципах равенства, взаимного уважения, понимания и терпимости.
Таким образом, мои уроки-тренинги включены в образовательный процесс, и ребенок
не только получает знания, умения и навыки, но развивается как личность. В нашей
школе мы видим результаты такой работы. Дети стали уверенно и грамотно высказывать
свои мысли о правах человека; дискутировать на любую тему; по-доброму общаться
друг с другом; формулировать свое мнение; уважать права и традиции других людей;
разрешать конфликты с помощью разговора, а не кулаков и ругани.
Как пример привожу содержание урока-тренинга "Толерантность - гармония
в многообразии" - 8-й класс.
Тема урока: "Толерантность - гармония в многообразии".
Цели:
- Познакомить учащихся с понятием "толерантность".
- Помочь каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, осознать свою непохожесть
на других.
Форма работы: Урок - тренинг.
Методы обучения:
" беседа, творческая работа, игра воображения;
" тренинг (упражнения, рефлексия).
Оборудование: медиапроектор, магнитофон, кассета с музыкой, листы бумаги, фломастеры, плакат, три комплекта разноцветных квадратов, иголки.
Оформление доски.
Мир начинается с тебя, и только ты
способен сделать его мирным
Плакат
Tolerancia (испанский): Способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения. Tolйrance (французский): Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам. Tolerance (английский): Готовность быть терпимым, снисходительность. Kuan rong (китайский): Позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. Tasamul (арабский): Прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение. Толерантность, терпимость (русский): Способность терпеть что-то
или кого-то, то есть допускать, принимать существование чего-то/кого-то,
считаться с мнением других, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо. |
Ход урока:
I. Актуализация (вступительное слово учителя).
- Здравствуйте, ребята! Вы хотите жить без конфликтов с родителями? Хотите,
что бы в будущем от вас не ушла любимая девушка? Хотите поехать за границу и
найти себе друзей? Если вы хотите всё это получить, быть успешными в жизни,
то нам просто необходимо познакомиться с толерантностью. Я хочу вас научить
жить в мире непохожих людей и идей.
- Выскажите, пожалуйста, свои мысли о том, что означает это слово? Как вы чувствуете,
что оно обозначает? (Ответы ребят.)
Слайд №1. Определения понятия толерантности.
Сотрудничество, дух партнёрства.
Готовность мириться с чужим мнением.
Уважение человеческого достоинства.
Уважение прав других.
Принятие другого таким, какой он есть.
Способность поставить себя на место другого.
Уважение права быть иным.
Признание многообразия.
Признание равенства других.
Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.
Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.
- Замечательно, к вашим ответам хочу добавить, как понимают это слово в разных странах.
(Открывается плакат с определениями с разных языков.)
- Обобщив все понятия толерантности, можно сказать, что это умение жить в мире непохожих идей и людей.
Слайд №2. Толерантность - это умение жить в мире непохожих идей и людей.
- Откройте свои тетради и запишите тему занятия и два определения слова "Толерантность", которые вам показались наиболее понятными и точными.
Закройте глаза, возьмите это слово в руки, потрогайте его, положите в карман.
Получается? (Нет.)
- Ребята, слово толерантность относится к тем словам, которые не возможно потрогать,
у него нет вкуса и цвета, но всё-таки ему есть место. Как вы думаете какое?
(Ответы.)
- Его можно носить в душе. Сегодня мы попробуем почувствовать толерантность, научиться жить в мире непохожих людей и идей с позиции толерантности.
II. Тренинг.
1. Приветствие.
При встрече все люди здороваются. Это ритуал. Вы разделены на группы. Европейцы
при встрече пожимают руку, японцы кланяются, африканцы трутся носами. Выходите
все в круг. Ваша задача: поздороваться с большим количеством участников, тем
способом, который вы получили.
- Рассаживайтесь на свои места.
- Как вы думаете, зачем мы провели это упражнение? (Ответы.)
- Какой вывод можно сделать? (Если хотите сделать приятное человеку, поздоровайтесь
с ним.)
- Мы все люди, и всегда приветствуем, друг друга, пусть по-разному, и получаем
какие-то чувства. Что вы ощущали во время приветствия? (Приятно, добрые отношения.)
Мы едины, но в тоже время разнообразны. Значит, первое качество слова толерантность,
которое мы обнаружили, звучит так. Единство - в разнообразии.
Слайд №3.Единство - в разнообразии.
- Запишите вывод в тетради.
2. Упражнение "Мы похожи, но отличаемся".
Задача: увидеть сходства и различия людей.
- Сейчас мы поработаем в парах. Опишите себя своему соседу тремя предложениями, например: "Я человек. Люблю читать. Уважаю в людях честность". Работаем одну минуту.
- Что у вас есть общего?
- Чем вы отличаетесь?
- Что вы чувствуете, когда замечаете своё отличие от других?
- Что вы чувствуете, когда замечаете свое сходство?
- Сходства и различия являются частью нашей жизни, и все люди чем-то похожи
друг на друга, но чем-то отличаются. И это нормально.
В многообразии наша сила.
Слайд №4. В многообразии наша сила.
Запишите вывод в тетради.
3. Групповая работа: "Толерантность в цвете". (Фонограмма.)
Задача: умение сотрудничать.
- Перед вами на партах лежат цветные квадратики. Сколько букв в слове толерантность? (13 букв.) составьте слово толерантность из цветных квадратов, выбирая те цвета, которые вы бы отнесли к этому слову. (1 минута.)
- Давайте посмотрим, какие ассоциации вызывает слово толерантность.
Толерантность - объединяет.
Слайд №5. Толерантность - объединяет.
Запишите вывод в тетради.
4. Упражнение: "Давайте говорить друг другу добрые слова".
Задача: получение обратной связи от группы, возможность сделать приятное другому.
- Встаньте в круг, друг за другом. Приколите лист бумаги на спину соседу, возьмите фломастер. В течение 5 минут напишите что-нибудь положительное, доброе у каждого одноклассника на спине.
Например:
- Спасибо, что ты добрый и внимательный друг.
- Мне нравится, как ты смеёшься.
- Ты миролюбивый человек. И так далее.
- Помогите друг другу снять листы и рассаживаетесь на свои места, прочитайте,
что там написано.
- Я не спрашиваю, что вы узнали о себе, но хочу узнать, что мы узнали о нас.
Какие качества вы считаете положительными у своих одноклассников?
- Сохраните эти листы у себя. Когда вы будете сомневаться в себе, не любить
за что-то, посмотрите на свой листок и увидите, какой вы есть.Толерантность
- это язык добрых слов.
Слайд №6. Толерантность - это язык добрых слов.
Запишите вывод в тетради.
5. Сейчас мне хотелось бы рассказать вам притчу.
Мальчик Зуси решил изменить мир. Но мир - такой большой, а Зуси - такой маленький.
Тогда Зуси решил изменить свой город. Но город такой большой, а Зуси такой маленький.
Тогда Зуси решил изменить свою семью. Но семья у Зуси такая большая, одних детей
десяток. Так Зуси добрался до того единственного, что он в силах изменить, будучи
таким маленьким, - самого себя.
- Чтобы мир изменился к лучшему нужно начинать с себя. Измени себя, и ты
изменишь мир.
Слайд №7. Измени себя, и ты изменишь мир.
III. Заключение.
- Что такое толерантность?
- Посмотрите, что у нас получилось за урок, какие выводы вы сделали?
Слайд №8. (Выводы по уроку.)
Толерантность - это умение жить в мире непохожих идей и людей. Единство в разнообразии. В многообразии наша сила. Толерантность - объединяет. Это язык добрых слов. Измени себя, и ты изменишь мир. |
Рефлексия.
- Я вас попрошу ответить на вопросы анкеты, которые лежат у вас на столах.
(4 минуты. Анкеты выдаются по числу участников урока. Приложение
1)
IV. Домашнее задание.
- Спасибо вам за работу. Вы были активны, открыты для общения. Мне было приятно
с вами познакомиться. Дома напишите рассказ из жизни, который бы заканчивался
словами: "В этой ситуации я оказался толерантным".
- Удачи вам в совершенствовании себя, будьте толерантными друг к другу. Всего
доброго, до свидания.
Приложение 2.
Занятие: Толерантность - гармония в многообразии.
Анкета Фамилия, имя (по желанию)______________________________________ Ответьте, пожалуйста, на ряд вопросов. 2. Постройте железнодорожный состав
4. Что нового вы узнали о себе? 5. А вы сможете быть толерантными? Спасибо за сотрудничество. |