Цели урока:
- обобщение жизненных наблюдений детей за зимующими птицами;
- расширить знания детей о зимующих птицах;
- воспитание ответственного отношения к природе на примере посильной помощи детей птицам.
Оборудование:
- учебник,
- хрестоматия,
- набор из семян, ягод,
- кормушки для птиц.
Ход урока
I .
1. Отгадайте загадку
Кто осенью улетает
А весной возвращается?
Сегодня на уроке наш разговор пойдет о птицах.
2. А знаете ли Вы, чем отличаются птицы от других групп животных7
Давайте поиграем
Игра: “Да-Нет”
Цель игры: обобщить признаки, по которым из всех животных выделяется особая группа - группа птиц.
Методика проведения.
Учитель перечисляет признаки животных и если признак характеризует птицу, которую они знают, дети хлопают в ладоши.
Тело покрыто шерстью.
Тело покрыто перьями (+)
Есть зубы
Есть клюв (+)
Крылья заменяют передние конечности (+)
Отыскивают птицу с помощью клюва и лап (+)
Две пары ног. Есть клыки. Длинный пушистый хвост
Перья на хвосте отличаются особой длиной (+)
Перья на голове отличаются особой длиной (+)
Эти животные летают (+), плавают (+), издают звуки (+), бегают (+), зимуют с нами (+), улетают зимой в теплые края (+).
3. Почему Вы хлопали, когда говорилось, что эти животные “улетают от нас зимой в теплые края”, и тогда когда говорилось, что “зимуют с нами?”.
Делается вывод, что есть птицы, улетающие в теплые края и зимующие птицы.
II. Рассмотрите птиц в учебнике на страницах 38-39.
Отгадайте загадки. Найдите этих птиц на рисунке в учебнике.
Каждый год я к вам лечу -
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко красный галстук мой. (снегирь)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает,
В полях ночует
Коноплю ворует. (воробей)
Вертится, стрекочет
Весь день хлопочет. (сорока)
Все время стучит
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (дятел)
Физминутка.
Птички
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут “крыльями”)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземлиться нам пора. (Дети садятся за парты)
III. Какие из птиц живут в нашем крае постоянно, а какие прилетают на зимовку?
Ближе всех к людям воробьи. Они живут и в нашем городе. Но,кажется, нет ни одной страны в мире, где бы люди не знали воробьев. Особенно любят их французы. В парижских уличных кафе воробьи свободно прыгают по столикам покрытыми чистыми скатертями. Там их никто не гоняет. Название этих птиц сложилось из двух слов “вора бей”. Раньше люди выращивали коноплю, а маленькие серенькие птички склевывали спелые семена. Ребятишкам было поручено их охранять. Когда дети видели этих птиц, они кричали: “Вора бей!” бей вора!”. Так и назвали их – воробей.
Воробьи не умеют вить красивые гнезда. В укромном местечке, где-нибудь под карнизом каменного или деревянного дома, в дупле старого дерева они кое-как устраивают гнезда. Иногда воробьи забираются в уютные гнезда ласточек.
А где ночуют птицы?
Как ведут себя птицы во время морозов?
/Во время морозов птицы нахохливаются, чтобы согреться. Тепло сохраняют как сами перья, так и воздушная прослойка между ними. Когда холодно птицы поднимают перья и толщина “воздушной шубы” увеличивается.
Физминутка.
IV. Почему птицы зимой перебираются поближе к жилью человека?
Чтение рассказов из хрестоматии “Почему птицы зимой перебираются ближе к жилью человека” (по Г. Скребицкому, А. Клыкову) и “Зимние гости” (по Н. Плавильщикову, Г. Скребицкому).
Почему нужно помогать птицам зимой?
А как можно помочь птицам?
Рассмотрите в учебнике рисунки кормушек.
Показ сделанных кормушек.
Какие из этих кормушек можно сделать на уроке труда?
А чем можно угощать птиц зимой?
Работа в группах:
Каждая группа получает набор: семена арбуза, тыквы, подсолнуха, кусочки хлеба, овес, овсяную крупу, ягоды рябины, черемухи, кусочки сала и т.д.
Задание: “Составить меню для птиц”.
Обсуждение результатов выбора
Итог урока:
Выполнить задание в тетради.
Дети встают в круг, передают мяч и говорят: “На уроке я узнал, что...”
Задание:
1). с помощью родителей сделать кормушку;
2). понаблюдать за птицами у кормушки.