Цели:
- Изучить новые звуки [ х ] и [ х ], букву Х х. Продолжить работу по формированию навыка чтения у детей. Расширить представление о мире, словарный запас.
- Развивать частично-поисковую деятельность, мышление, внимание, речь, фонематический слух, навык конструирования.
- Воспитывать прилежание, умение помочь ближнему (добрососедство), бережное отношение к хлебу, стремление к получению новых знаний.
Оборудование:
- магнитофон,
- золотой ключик,
- фото Тима и Тома,
- карточки с дифференцированными заданиями,
- карточки для конструирования,
- плакаты: “На что похожа буква”, “Зачем слону хобот?”, “Стихотворение- загадка”, “слово рассыпалось”.
- cлайды на тему “Как хлеб пришёл на стол”.
- rостюмы Мальвины, Буратино, Карабаса-Барабаса,
- “волшебная” палочка.
Ход урока
I. Орг.момент.
(В класс входит учительница в костюме Мальвины).
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у вас будет необычный урок. Сказочный. Вести урок буду я, Мальвина. А помогать мне будет Буратино. Но что-то он опаздывает. Пока его ждём, проведём зарядку.
(Включается песня из мультфильма “Весёлая зарядка”.Дети выполняют движения за Мальвиной).
- Садитесь.
II. Постановка темы и цели урока.
(Неожиданно раздаётся громкий стук в дверь и входит Карабас-Барабас (К-Б).
К-Б: Что это вы так развеселились?! Расплясались?! Вот только Буратино вам и нехватает!
Мальвина (М): Мы ждём Буратино. Не знаешь ли ты К-Б, где он?
К-Б: Да, знаю, знаю. Спрятал я его. Не люблю умных детей. А Буратино и все мои куклы хотят ходить в школу и учиться. Но я их пока спрятал, а сам пришёл посмотреть, что здесь интересного. И принёс много сложных заданий. Если вы их выполните, я вам отдам ключик от волшебной дверцы, где спрятан Буратино. И тогда он будет учиться вместе с вами.
М: Ребята, вы согласны помочь Буратино? Давай К-Б своё задание!
(К-Б достаёт из кармана бумагу и передаёт её Мальвине).
М: Ребята, послушайте задание: Изучить звуки [ х ] и [ х ], букву Х.
III. Повторение.
М: Начнём работу.
- На какие две группы делятся все звуки в русском языке?
- Сколько гласных?
- Назовите их хором.
- Почему они относятся к гласным?
- Какие ещё звуки есть?
- Почему они относятся к согласным?
- Почему согласные располагаются на таблице в два ряда?
- Какими ещё могут быть согласные звуки?
IV. Работа над темой урока.
- К какой группе относится звук [х]?
- Может ли он быть мягким? Назовите.
Фонетическая зарядка (отвечаем хором и используем новый звук).
- Как стонет больной?
- Как мы смеёмся?
Игра “Тим и Том”
У нас в гостях наши друзья Тим и Том. Том-друг твёрдых согласных, Тим –друг мягких согласных.
(Весь класс делится на друзей Тома и Тима).
М: Я называю слова. Если в них есть звук [х]- твёрдый,встают друзья Тома, если мягкий- Тима.(хор, хищник, холод, химик, хвост).
М: У вас на столе карточки, в них записаны слова, в которых встречается новый звук. Возьмите зелёный карандаш и подчеркните в этих словах мягкий звук [х].
(карточки разного уровня сложности для сильных и слабых учеников).
Мы выяснили, что звук [х] может быть твёрдым и мягким. А ещё этот звук может быть звонким и глухим. Давайте, определим звук [х] глухой или звонкий.
Произнесём его хором.
- Глухой или звонкий?
- Почему?
- Какой можно сделать вывод? (звук [х]-глухой)
Знакомство с буквой.
А теперь узнаем какой же буквой можно обозначить новый звук.. Эта буква родиться прямо у вас в руках.. Для этого нужно лишь развернуть букву К.
- Ребята, на что похожа буква Х?
(отвечают дети)
- Х- забавная игрушка, деревянная зверюшка.
- Х-всё ходит, ходит, ходит, места что -ли не находит?
- Кто может показать букву х при помощи рук и ног?
(чтение по учебнику слогов слияния).
Физминутка
“Буратино”
Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся
Руки в сторону развёл. Ключик, что-ли не нашёл?
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
“Прятки”.
Ребята я сейчас отвернусь, а вы должны спрятаться. Но из класса не выходить.
Учитель поворачивается, говорит удивлённо:
- Где же все ребята?
- Сейчас я снова отвернусь и посчитаю до трёх и вы занимаете своё место.1,2,3.
Игра “Буква потерялась”
М:У меня на столе появились какие-то странные слова. В них потерялся первый звук.Какой это звук?
-Прочитайте слова и сразу опишите звук.
__алва, __леб, __итрец, ___алат, ___обот.
Развитие речи.
- Что такое хобот?
У кого он есть ? (слон, бабочка)
- Для чего он нужен?
Посмотрите на рисунок и расскажите.
Стихотворение-загадка.
- Прочитайте стихотворение- загадку и угадайте пропущенное слово.
Хомяку сказал хорёк:
_________ твой узок, мой широк.
- О чём идёт речь?
- Охарактеризуйте звук [х] в слове “хвост”.
Игра “Хвосты”.
- Сейчас я раздам карточки, на которых слева нарисованы хвосты, а справа- названия животных. Ваша задача соединить верно хвост и животное, к которому оно относиться.
- Если затрудняешься- посоветуйся с соседом.
(после завершения работы карточки сдаются).
Люди придумали и сделали машину, которая летает высоко и далеко. У неё как у птицы есть хвост.
- Что это за машина?
- Зачем ей хвост?
Игра “Слово рассыпалось”.
К-Б нёс нам задания из нескольких слов, но споткнулся и рассыпал буквы. Ребята составьте из рассыпанных букв слова.
А) устно
Б)1 ряд пишет на доске
В) 2 ряд откладывает слово в кассе.
Физминутка
“Хомка”
Хомка, хомка, хомячок.
Полосатенький бочок.
Хомка рано встаёт,
Шейку моет, щёчки трёт.
Подметает хомка хатку и выходит на зарядку.
1, 2, 3, 4, 5- хомка хочет сильным стать!
К-Б: Ну, удивили! Как это всё у вас получается ? Но вот с этим заданием вам не справиться. Угадайте, что здесь нарисовано?
(к доске выходят дети и рассказывают подготовленные дома стихотворения)
1.
Подошёл к ребятам Витя.
Показал листок:
- Взгляните!
Кто сумеет угадать, Что я начал рисовать?
2.
- Угадал!- сказал Володя.
Это солнышко восходит!
3. Возразила сразу Зина:
- Здесь арбуза половина!
4.
- Нет! -
Сказал, подумав Боря, -
Это гриб, чего тут спорить.
5.
Головой качает Вася:
- Я с тобою не согласен.
Я уверен, будет тут нарисован парашют!
6.
Витя свой рисунок взял
Улыбнулся и сказал:
- Вы догадливыми были,
Только жаль, про хлеб забыли.
Как собрали урожай,
Испекли мы каравай! (ребёнок выносит каравай хлеба)
М.: Ребята, какое очень важное слово начинается со звука [х]?
А знаете ли вы,откуда пришёл хлеб на стол?
(Мальвина рассказывает о том, как хлеб пришёл на стол и сопровождает свой рассказ слайдами или рисунками).
Хлеб приходит с поля. Тракторист вспахивает землю. Хлебороб засеивает зерном поле. Колосья собирает комбайнер. Машины везут зерно на мельницу. Зерно перемалывают в муку. Из муки пекарь готовит тесто и выпекает хлеб.
- Вот видите, ребята насколько долог и труден путь хлеба к нашему столу. За много лет народ сочинил немало пословиц и поговорок о хлебе.
“Хлеб – всему голова”, “Худ обед, коли хлеба нет”.
Наверное, не раз вам говорили мама и папа, дедушка и бабушка о том, что хлеб нужно беречь.
- Ребята, как вы бережёте хлеб?
Для того, чтобы хлеб пришёл на стол, трудятся много людей.
Прочитайте: Комбайнер, тракторист.
- Объясните значение этих слов.
- Как можно назвать одним словом? (хлебороб)
- У кого из вас родители хлеборобы?
Работа по учебнику.
1. Чтение учителем рассказа.
- На странице 56 найдите рассказ “Заботливая внучка”.послушайте.
(учитель читает)
2. Беседа по содержанию.
- Что значит слово “грамотный”?
- Считаете ли вы себя грамотными?
3.Чтение рассказа учащимися.
- А теперь давайте скажем Карабасу-Барабасу хорошо ли быть грамотными?
IV.Итог урока:
Ну что,К-Б – выполнили мы твоё задание?
К-Б: Да, я очень доволен. Но теперь скажите мне, что нового вы изучили на уроке.
М.: Ребята, какие звуки изучили? Какой буквой они обозначаются? Звонкий звук или глухой? Сейчас я возьму волшебную палочку, пройду по рядам. До кого дотронусь, тот произносит слово с новым звуком.
К-Б: Вы просто молодцы! Вот ключ.
М: Сегодня все хорошо работали. Но лучшими был..(..).Ему предоставляется право открыть дверь. (Дверь открывается, вбегает Буратино).
К-Б: Здравствуйте, Ребята! Спасибо за то, что меня освободили. Теперь я буду учиться вместе с вами и стану умненьким и благоразумненьким.
М.: Всем за хорошую работу мы дарим танец “Буратино”!
(Мальвина, Буратино и Карабас-Барабас танцуют. Кланяются. Уходят.)