Тема "Координатная плоскость, координаты точек"

Разделы: Математика


Цель: Обобщить и систематизировать знания, умения, навыки учащихся по данной теме;

Задачи:

Образовательные

  • Научить учащихся свободно ориентироваться на координатной плоскости, хорошо воспринимать на слух координаты;
  • Осуществлять оперативный контроль процесса обучения.

Коррекционные

  • Работать над повышением грамотной устной речи учащихся в ходе составления связного ответа на поставленные вопросы;
  • Следить за осанкой учащихся при письме;
  • Развивать
    • познавательный интерес к изучаемому предмету;
    • навыки мыслительных операций: анализ синтез, сравнение, обобщение;
  • Формировать:
    • умение работать по словесной инструкции и образцу;
    • навыки внимания и самоконтроля.
  • Активизировать
    • мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в игре;
    • внимание учащихся с помощью применения мультимедийных средств

Воспитательные:

  • Прививать интерес к предмету на основе связи с жизнью и практикой;
  • Формировать культуру общения в диалоге;
  • Воспитывать чувство патриотизма к родному краю.

Методы: эвристическая беседа, репродуктивный, применение информационно – коммуникационных технологий.

Формы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы и формы педагогического сопровождения:

  • Мотивация к учению;
  • Формирование психических процессов;
  • Развитие динамичного восприятия;
  • Осуществление дифференцированного подхода

Оборудование: экран, мультимедийный проектор, презентация "Координатная плоскость" карточки с заданиями, карточки на рефлексию, магнитофон.

Тип урока: закрепление изученного материала.

В качестве учебного пособия используется учебник математики 6 класса авт. Виленкин Н.Я. и др.

Ход урока

1. Орг. Момент

Презентация

Учитель: Наш урок сегодня необычный , мы с вами находимся в преддверии большой даты 70 летия образования Хабаровского края. На уроке мы будем путешествовать по нашему краю, узнаем много нового, поиграем в игру. Вы пойдете со мной в это увлекательное путешествие? А для этого мы должны с вами закрепить знания и навыки по построению точек на координатной плоскости, а также по определению координат некоторых точек. При это не забываем говорить четко, ясно и понятно. (слайд №1)

Ну, что вы готовы в путь. Начинаем урок с устного счета

2. Устный счет

Ученики получают карточки с устным счетом.

Таблица умножения
Достойна уважения,
Она всегда во всём права,
Чтоб ни случилось в мире –
А всё же будет дважды два
По-прежнему – четыре.
С.Я. Маршак

Учитель: Сейчас мы узнаем какие поселки есть на юге нашего края(ученики работают по алгоритму) (слайд №2)

Учитель: пишет правильно выполненные задания на доске

3. Актуализация опорных знаний:

Учитель: Вернемся к теме нашего урока "Координатная плоскость. Координаты точек". Тетради с Д/З вы мне сдали. Я их проверю и выставлю оценки на стенд. А сейчас открываем тетради № 2, записываем число и тему.

Фронтальный опрос:

Задание 1. Что называется координатной плоскостью? (слайд №3)

Задание 2. На плакате изображены пары пересекающихся координатных прямых. Какие из этих пар не образуют координатную плоскость. Почему? (слайд №4)

Задание 3. Назовите абсциссу точки А, ординату точка А. Как построить точку А(-2;5)?

Задание 4. Какие знаки имеют координаты точек в III четверти, в I четверти?

В какой четверти располагаются точки В(4;-2); С(-3;5); М(-2;-4); Е(5;1); К(0;6); Р(-6;0). (слайд №5)

Задание 5. Определите координаты точек по рисунку (слайд №6)

4. Формирование умений и навыков учащихся (провести активизацию зон мозга и кистей рук массажем соответствующих зон на правой и левой ладони)

Игра “Хочу все знать”

Учитель достает конверт и объясняет задание.

 Задание 6. Здесь зашифровано дикое животное. Определите его (постройте точки по их координатам) и соедините их последовательно (координатная плоскость уже заготовлена дома). (слайд №7)

Утка

(-7;5),(-5;5),(-3;7),(-1;7),(0;6,5),(2;6),(1;4,5),

(0;4),(0;3),(1;2),(8;2),(10;5),(9;-2),(7;-4),

(1;-4),(-2;0),(-2;2),(-4;4),(-6;4),(-7;5)

Крыло 1) (2;1),(4;0,5),(7;1),(6;-0,5),(5;-1),

Крыло 2) (3;-2),(2,5;2),(2;0),(2;1)

Глаз (-2;6)

А вы знаете ребята: (слайд №8)

Эндемиками (от греч. — местный) называются животные или растения представители которых обитают на относительно ограниченном пространстве.

Утка-мандаринка

Редкий вид, эндемик Дальнего Востока, внесён в Красные книги России и Хабаровского края. Обитает в поймах рек, гнездится в дуплах деревьях, питается растительной и животной пищей. Охраняется в Комсомольском, Большехехцирском, Ботчинском заповедниках и в четырёх заказниках края. Это самая яркая и красивая из уток. На голове самца имеется хохолок, клюв — красный, а лапы — жёлтые. Самочка скромна, окраска её дымчато-серая с овальными белыми пятнами на боках и груди. Устраивает гнёзда в дуплах деревьев, а селится в близи водоёмов.

5. Физическая минутка (под музыку)

Учитель: Вы не устали? Совершим экскурсию в лес? Упражнения на развитие плечевого пояса

Тогда поднялись и начали

Внимательно осматриваемся (повороты головы: вправо-влево, вверх-вниз)

Проходим через узкий проход – раздвигаем деревья (руки в стороны с напряжением)

Пытаемся приподнять бурелом на верх (руки вверх с напряжением)

На нашем пути преграда (прогнулись корпусом несколько раз)

На нашем пути маленький ручеек - перепрыгнули (присели и подпрыгнули)

Вернулись на места

(похвалить тех, кто делал лучше других)

Учитель: продолжаем играть в игру “Хочу все знать”

Сейчас вы выполните самостоятельную работу

Задание 7. (слайд №9)

Найди координаты букв на рисунке и расшифруй   слова.

Работа ведется дифференцированно. Каждому задано свое слово со своими координатами. Более слабые ученики, освоившие тему недостаточно, переворачивают свою лежащую на парте сигнальную карточку (красно-зеленый прямоугольник), красной стороной вверх и решают упражнения вместе с учителем на доске и в тетрадях.

Ученики, уверенные в своих силах, задания выполняют самостоятельно, а затем проговаривают свой ответ. Объясняют, как это слово связано с Хабаровским краем.

Домашнее задание. На координатной плоскости нарисовать и описать с координатами симметричную бабочку.

6. Рефлексия деятельности: (слайд №10)

Что нового узнали на уроке, чему научились, что вспомнили, повторили?

Что вам понравилось на уроке?

Повести на таблицу свое отношение к нашему уроку?

7. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Презентация