Цели и задачи урока:
- Обобщение, систематизация и углубление знаний по теме “Оттепель”.
- Развитие навыка работы с документом, критического мышления, умения рассуждать, делать выводы, применять знания.
- Формирование понимания истории России XX века, личностного отношения к историческим событиям и политическим деятелям.
На уроке используется технология критического мышления, сочетающаяся с фронтальной и индивидуальной формами работы.
Оснащение:
- Портреты: А. Вознесенский, Н.С. Хрущёв, Б. Пастернак и их современников.
- Документы.
Н.С. Хрущёв
Б. Пастернак |
А. Вознесенский |
Урок
Этап целеполагания.
Вводное слово учителя.
На протяжении нескольких уроков мы рассматриваем тему “Эпоха Н.С. Хрущёва”. Мы разобрали вопрос борьбы за власть, проанализировали процесс десталинизации, дали оценку экономическим реформам, а сегодня мы говорим об Оттепели.
Наша задача восстановить в памяти основные события периода, связанные с ними даты, имена, разобраться в сути названия периода, рассмотреть его проблемы, и в итоге оценить место и роль “Оттепели” в истории страны.
Этот особый период развития культуры вы уже изучали в 9-м классе, он не является для вас новым и неизвестным. Однако надо многое восстановить в памяти.
Проведём небольшой мозговой штурм и вспомним даты, понятия, имена, связанные с этим периодом.
Стадия вызова.
Учитель на середине доски пишет слово “Оттепель”, затем вокруг записывает понятия, даты, имена, которые называют дети, объясняя их связь с данным периодом.
Стадия осмысления.
Слово учителя.
Итак, мы восстановили в памяти знания по Оттепели. Однако возникают вопросы, почему именно так назван этот период, с какими проблемами сталкивалось общество, когда и почему он закончился? Об этом мы заслушаем сообщение ученика, который изучает данную тему, пишет по ней реферат.
Следует сообщение ученика, объясняющее название “Оттепель”, доказывающее, что это именно оттепель, период с определённой долей свободы и ограничений. (Возможна подготовка презентации, иллюстрирующая выступление ученика).
Слово учителя.
Прослушав сообщение, мы окончательно вспомнили материал темы, и переходим к следующему этапу работы – анализ документа.
Ребятам раздаётся текст документа. Они знакомятся с ним, проводя инсерт – приём маркировки чтения текста со следующими значками:
- “+” – согласен
- V – это известно
- ? – непонятно
- “-” - не согласен
- ! – не известно
Андрей Вознесенский. “Н.С.Хрущёв: “В вопросах искусства я сталинист”
Из интервью газете Советская культура”
“…В те годы я написал о поколениях – “горизонтальном” (по возрасту) и “вертикальном” (по совести и таланту). Эти слова о “вертикальном” поколении, доносительски исказив, процитировали, чтобы вывести из себя Н.С. Хрущёва, на злополучной встрече с интеллигенцией в Кремле. Он потребовал меня на трибуну.
Трибуна для выступающих стояла спиной к столу президиума,…за которым возвышались – Хрущёв, Брежнев, Суслов, Козлов и Ильичёв…Их десятиметровые портреты украшали улицы по праздникам. Их несли над колоннами.
Хрущёв был нашей надеждой, я хотел рассказать ему как на духу о положении в литературе, считая, что он всё поймёт.
Но едва я, волнуясь, начал выступление, как кто-то из-за спины стал меня прерывать. Я продолжал говорить. За спиной раздался микрофонный рёв: “Господин Вознесенский!” Я просил не прерывать. “Господин Вознесенский, - взревело, - вон из нашей страны, вон!”… Я обернулся. В нескольких метрах от меня вопило искажённое злобой лицо Хрущёва….Глава державы вскочил, потрясая над головой кулаками. “Господин Вознесенский! Вон! Товарищ Шелепин выпишет вам паспорт”.
За что?! Или он рехнулся?.. “Это конец”, - понял я. Только привычка ко всякому во время выступления удержала меня в рассудке.
…..Как остановить этот ужас? Все-таки я прорвался сквозь ор и сказал, что прочитаю стихи. “Никаких стихов! Знаем! Долой! Вон!” - неслось мне в спину.
И тут в перекошенном лице Главы я увидел некую пробивающуюся мысль, догадку, будто его задело что-то, пробудило сознание, …..будто он увидел в ревущей, торжествующей толпе свою будущую гибель, почуял стихийную силу неподконтрольной номенклатуры. Через год она свернёт ему шею. Набычась , он обиженно протянул: “Нет, пусть прочитает”.
Когда я дошёл до строк: “ Какая пепельная стужа сковала б Родину мою! Моя замученная муза, что пела б в лагерном краю?” - зал злорадно затих. В те дни, теряя контроль над процессом, Глава уже давал в политике задний ход….
Я потом долго не мог уразуметь, как в одном человеке сочетались и добрые надежды 60-х годов, мощный замах преобразований, и тормоза старого мышления, это купеческое самодурство.
Помню, я как в тумане прослушал доклад Хрущева, где уже хвалился Сталин, прошёл через оживлённую толпу. Около меня сразу образовалось пустое место, недавние приятели отводили глаза, испарялись.
- Всем нам ещё предстоит понять причины силы и бессилия такой яркой и далеко не однозначной личности, как Н.С. Хрущёв. Для этого нужно вспомнить всё, до мельчайших деталей, чтобы воздать должное, чтобы извлечь уроки из ошибок. Но одни вспоминают 50-60-е годы как время революционных перемен. Другие с болью, кто-то с обидой, а кто-то с гневом. Кто прав?
….Думаю, одна из ошибок Хрущёва в том, что он не доверял интеллигенции. Все свои обиды за хозяйственные неудачи он вымещал не на своих соратниках, а на художниках и поэтах. Помню, в зале обескураженное лицо Олега Ефремова, Ю. Завадского, когда он на меня кричал.
Мне рассказывали, как Хрущёв топал ногами на тоненькую Алигер. Как крохотная старушка Шагинян ушла пешком с его дачи, выдернув из ушей слуховой аппарат, чтобы не слышать того, что премьер кричал ей вслед. Мало читая сам, он оценивал с чужих слов, доверился наушникам и интриганам. Трагедия с романом “Доктор Живаго” написана ими же. Хрущёв не доверял демократизации, не позволял народу самому судить о сталинских преступлениях, он разрешал это лишь себе в кругу высшей элиты.
Хрущёв – в истории фигура трагичная. Его доклад на XX съезде – акт безоглядного риска и чести. Кстати, пора доклад обнародовать. Люди должны знать истину.
Я год скитался по стране. Где только не скрывался; до меня доносились гулы собраний, на которых меня прорабатывали, требовали покаяться, разносные статьи.
…Через год, будучи на пенсии, Хрущёв передал мне, что сожалеет о случившемся и о травле, что потом последовала. Я ответил, что не держу на него зла. Ведь главное, что после пятьдесят шестого года были освобождены люди”.
Проработав текст, ведём разбор:
- Непонятных моментов;
- Неизвестных мест;
- Выявляем, с чем не согласны;
После чего предлагаются вопросы к тексту:
- Кто Андрей Вознесенский? Что вы о нём знаете?
- Можно ли сопоставить противоречивость эпохи противоречивости личности Хрущёва?
- В чём заключалось “дело Пастернака”?
- Где происходило событие, о котором говорится в документе?
- Какое отношение у Вознесенского к Хрущёву?
- Показана ли в документе “эпоха Оттепели”?
- Как понять фразу Н.С. Хрущёва: “В вопросах искусства я сталинист”?
Стадия рефлексии.
Слово учителя.
Мы много сегодня говорили о таком непростом периоде нашей истории как Оттепель, в завершении я прошу вас написать “пятиминутное эссе”: “Какое место занимает “Оттепель” в истории нашей страны”?
Ребята выполняют письменную работу до конца урока, затем учитель подводит итоги, собирает работы.