Цели: закрепление умения определять тему, основную мысль текста, подбирать заголовок текста; развитие аналитического и образного мышления, умение выделять главное, обобщать, учить составлять текст, исходя из темы, опираясь на основную мысль, развивать орфографическую зоркость.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Чистописание.
1. Массаж рук (пальчиковая гимнастика)
Мы наши пальчики сплели
И вытянули ручки.
Ну, а теперь мы от Земли
Отталкиваем тучки.
Запись в тетради:
КК клк ЛЛкЛ Клл
На планете Плутон
Плутали Петя и Антон.
Работа над скороговоркой: Читаем скороговорку. Правой рукой гладим живот по часовой стрелке, а левой рукой гладим голову против часовой стрелки.
Что такое Плутон? Что значит “плутали”? Плутон и плутали это однокоренные слова? Докажи.
Назовите планеты солнечной системы.
Плутон – это самая маленькая из всех планет, о ней известно пока очень мало. Это самая далекая планета. На Плутоне очень холодно. Есть Спутник по имени Харон.
Что я вам прочитала? Почему это текст?
3. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке вы научитесь определять основную мысль текста, подбирать заголовки и сами попытаетесь написать небольшой рассказ по заданной теме.
4. Основная часть.
*Посмотрите. Определите текст ли записан на доске.
Наш сад огражден деревянным забором. В саду много яблонь. Есть несколько груш. В этом году большой урожай. Мы будем варить варенье, и запасать его на зиму.
Какова тема текста? (ответ детей)
Тема – это то, о чем говорится в тексте. Определите основную мысль текста. (Ответы детей)
Подберите заголовок к этому тексту. (Наш сад. Богатый урожай)
Давайте обратимся к нашему помощнику и сравним свои сведения со сведениями учебника.
*Работа с учебником стр.. 55, 56.
Запись текста под диктовку с последующей взаимопроверкой.
5. Физ. минутка.
*Работа по учебнику.
Стр.55, упр. 103.
Почему Пришвин назвал свой рассказ “Глоток молока”?
Прочитайте предложение, в котором заключена основная мысль текста.
Назови слова на изученные орфограммы.
А как вы заботитесь и своих домашних животных?
*Ребята, прежде чем приступить к созданию собственного текста, закрепим умение определять тему и основную мысль текста. Работаем в парах, задания на листочках.
Вариант 1. Прочитать текст, определить тему и основную мысль текста, придумать и написать заголовок.
Прекрасен лес ранним утром. Первые лучи солнца пробиваются сквозь зелёную листву. Прозрачные капельки росы блестят на траве. Птицы уже проснулись и весело щебечут. Пёстрые бабочки перелетают с цветка на цветок.
Вариант 2. Прочитать текст, определить тему и основную мысль текста, придумать и написать заголовок.
Чёрная туча закрыла солнце. Стало совсем темно. Поднялся сильный ветер. Первые крупные капли дождя упали землю. Дождь всё усиливался. Сверкнула молния, ударил гром. Началась гроза.
Вариант З. Прочитать текст, определить тему и основную мысль текста, придумать и написать заголовок.
Петя и Алёша возвращались из школы. Вдруг они услышали жалобный писк. Осмотрелись и увидели около скамейке пушистого котёнка. Он был, такой маленький и беззащитный. Ребятам стало жалко малыша. Петя взял его к себе домой, кормил, обогрел и назвал Пушком.
Вариант 4. Прочитать текст, определить тему и основную мысль текста, придумать и написать заголовок.
Катя пошла в лес с подружками за грибами. Грибов было много, и Катя не заметила, как отстала от подруг. Она стала звать их, но никто не откликался. Девочка села на пенёк и плакала. Даже полная грибов корзина её не радовала. А дружки тоже искали Катю, звали её. И вскоре она услышала их голоса. Всё закончилось благополучно.
Проверка выполнения заданий.
*А теперь подберите слова к теме "Магазин”, “Больница”, “Библиотека”
Запишите слова по теме "Школа”. Подчеркни среди записанных слов словарные слова. Составьте устный рассказ по данной теме.
Ребята, я вам предлагаю несколько тем, а вы должны самостоятельно придумать связный текст и записать его в тетрадь.
Темы: “Мой любимый урок”, “Книга – лучший друг”, “Красота осеннего парка”,
“Как хорошо летом на реке!”
(детям, испытывающим затруднения, в индивидуальном порядке можно дать опорные слова к выбранной теме).
(Чтение нескольких текстов. Ученики называют наиболее удачные тексты.)
* Работа с учебником.
Стр.55, упр. 102.
А у вас есть друзья среди животных?
6.Домашнее задание: составить текст на тему “ Друзья”
7. Итог урока.
Что является темой текста?
Какова основная мысль текста?
Что должен отражать заголовок текста?
8. Выставление оценок.
Используемая литература
- Учебник” Русский язык” 4 кл Т.Г.Рамзаева.
- Пальчиковая гимнастика. О.В.Узорова.
- Нестандартные уроки и творческие занятия. Н.Б.Троицкая.
- Речевые уроки. Т.А. Ладыженская.