Тип занятия: занятие закрепления и развития знаний и умений.
Интегрированное занятие: москвоведение и информатика.
Цели занятия: повторение, закрепление и углубление знаний о наших предках.
- Образовательные: расширение кругозора детей. Способствовать обогащению словарного запаса детей, наблюдать за выразительными средствами языка. Учить соотносить поговорки с содержанием, изучаемого произведения. Познакомить детей с устаревшими и новыми славами, учить находить эти слова в тексте.
- Воспитательные: воспитание у детей интереса к изучению истории совей страны. Воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности, умение работать дружно при работе в паре, группе.
- Развивающие: способность развитию креативности мышления учащихся, через воплощение в сценическом образе. Развивать речевые умения и творческие способности, психические процессы: память, мышление, воображение, внимание, эмоции. Развивать в школьниках чувство уверенности в своих возможностях. Развитие мелких мышц пальцев и кисти руки.
Ход занятия
I. Организация учащихся на занятие. Приветствие.
II. Актуализация знаний:
Какое сегодня число?
Какой месяц? (сентябрь)
Какой год? (2007)
Какой это год?
Да, ребята, год празднования 860 лет городу Москве.
III. Введение в тему урока:
Вступительная беседа
Учитель:
В Белоруссии живут “белорусы”.
На Украине живут “украинцы”.
В Грузии живут “грузины”.
А в Москве? – (Москвичи)
И тема сегодняшнего занятия “Жили – были Москвичи”.
IV. Словарная работа.
1. Проведем словарную работу с теми словами, которые встретятся сегодня на занятии:
Изба Соболья душегрейка Кокошник Сапожки Лапти Перстень
- Чтение по слогам.
- Медленное чтение.
- Прочитать с восклицанием.
2. Индивидуальная работа со словарем (толкование лексического значения слов.
V. Отгадывание сказок.
Учитель: Что это за сказка?
Ученик читает отрывок из сказки:
“…Скатали они снежный ком,
Ручки, ножки приладили,
Сверху снежную голову приставили –
И вышла из сугроба живая девочка.
Обрадовались старики, привели ее в избу. ….”
(Показывается иллюстрация из сказки к отрывку).
Учитель:
- В каких избах жили наши предки? (в избах)
- В каких домах вы сейчас живете? (блочные, кирпичные и т.д.)
- Как они отапливаются?
- Как они освещаются?
VI. Чтение поговорок.
“Работать спустя рукава” (пословица читается на доске)
Учитель:
- Рукава у некоторых видов одежды были очень длинными. Когда рукава были спущены работать было не возможно. Отсюда и поговорка.
Давайте вспомним героев старинных народных сказок, которые могли быть одеты в эти одежды.
Ученик читает отрывок из сказки:
“… Воротился старик ко старухе
Что ж он видит? Высокий терем
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке…..”
(Показывается иллюстрация из сказки к отрывку).
Ученик читает отрывок из сказки:
“…. Жемчугу отгрузили шею,
На руках золотые перстни
На ногах красные сапожки…”
(Показывается иллюстрация из сказки к отрывку).
Учитель:
- А какие виды одежды и обуви дошли до нашего времени?
(разные ответы учащихся).
Ученик читает отрывок из сказки:
“.. Подбежали все к окнам и видят
Бегут скороходы, скачут гонцы,
А вслед за ними едет золоченая карета
Тройкой золотых коней запряжена
Подъехала карета к крыльцу
И вышли из нее Василиса Премудрая …”
(Показывается иллюстрация из сказки к отрывку).
VII. Работа в группах.
Учитель:
- Какие виды транспорта вы знаете?
I группа учащихся – без двигателя.
II группа учащихся – с тепловым двигателем.
III группа учащихся – с электрическим двигателем.
(лошадь, сани, паровоз, трамвай, троллейбус)
Из предложенных слов, написанных на доске дети выбирают по группам подходящие для них слова. Слова выбираются на усмотрение учителя.
VIII. Театрализация (формирование и развитие актерского мастерства).
(эта часть работы проводится учителем информатики (рисунок рисуется с помощью графического редактора Paint).
Учитель информатики:
- Давным-давно театров в Москве не было. Москвичи собирались в праздники на ярмарки и базары. Там перед нами выступали бродячие актеры. Их называли скоморохами.
Игра “Слово спряталось”
- Найди среди этих букв спрятанное слово, и ты отгадаешь, кто был любимым кукольным героем. Очень веселым и очень умным.
(на доске пишется ряд букв, учащиеся должны найти “спрятанные слова”)
КЕАПНРНИСОТИМПЕТРУШКАНАМИСКОМОРОХ
- Сейчас мы с вами нарисуем петрушку.
Задания учителя | Действия учеников |
1. Запустите графический редактор Paint. | 1. Пуск – Программы – Стандартные - Paint. |
2. Перечислим инструменты художника (загадываются загадки, и ответы показываются на панели рисования). | 2. Отгадывание загадок и показ мышкой на экране. |
а)
|
а) Мышка. (показывают на мышку) |
б)
|
б) Карандаш. (показывают на карандаш) |
в)
|
в) Краски и кисточка (показывают на заливку и распылитель) |
г) Хоть я не прачка, друзья, Стираю старательно я. |
г) Ластик (показывают на ластик) |
3. Нарисуйте картинку и раскрасьте ее. (раздаются картинки и учитель помогает рисовать учащимся) |
3. Выполнение задания. |
4. Просмотр работ. | 4. Показывают работы. |
Примечание: загадки выбираются учителем; рисунки выбираются учителем в черно-белом изображении и раскрашиваются учениками (определенного раскрашивания нет); можно дать детям пофантазировать и предложить самим нарисовать рисунки.
Итог занятия:
- Молодцы! Спасибо за работу!
- Какие задания были интересными?
- Что запомнили нового?
- Кто доволен тем, как работал?
Примечание: работа рассчитана на два занятия.
Литература:
- Москвоведение. Учебник 2-4 класса начальной школы, Н.М.Поникарова, Н.А.Горелова, П.Н.Кузина, О.Е.Тесленко.
- Русские народные сказки “Сказки А.С.Пушкина”
- Занятие проводится в классе информационных технологий.
- ОС Windows 98/2000, приложение Paint.