Химические реакции в палитре художника

Разделы: Химия


ЦЕЛИ:

  • Повторение и обобщение по теме: “Химические реакции”, применение историко-искусствоведческой информации при закреплении пройденного материала;
  • Развитие интереса к предмету через интеграцию, развитие умений творчески применять полученные знания;
  • Воспитание умений коллективной работы, индивидуальной работы в группе, ответственности за общее дело, воспитание чувства прекрасного.

Доска:

Столы расставлены “островками” для групповой работы.

Материалы:

  • Карточки (приложение 2)
  • Ксерокопии репродукции картины “Мона Лиза” Леонардо да Винчи (по количеству групп), разрезанные мозаикой.
  • Музыка эпохи Возрождения.

Оборудование:

  • Медиапроектор.
  • Магнитофон.

Реактивы:

  • Пигменты красок в пробирках для демонстрации
  • Заранее изготовленный “фейерверк”: фильтровальная бумага нарезанная полосами, обмоченная в солях разных металлов и высушенная. Полоски бумаги закрепляются на металлическом стержне.

ХОД УРОКА

Химическую науку часто рассматривают как источник зла, причиняемого природе, как виновницу нарушения экологического равновесия. Серьёзность экологических проблем не вызывает сомнений.

Но сегодня мы с вами будем говорить о науке химии, как об источнике материальной культуры, эстетического удовольствия. Ведь благодаря накоплению знаний о свойствах веществ и приёмах их обработки человеку ещё в древности удалось создать керамику, стекло, разнообразные сплавы из которых делали не только предметы быта, но и вещи украшавшие жизнь людей.

Именно освоение ремесленниками знаний о веществах и их превращениях дало основу для химической науки, а она в свою очередь дала творцам новые материалы для созидания.

Какие вещи украшают жизнь людей, несут только эстетическое удовольствие?

- Живопись, скульптура.

Каждое искусство изучается постепенно, частями.

Для живописи первое – приготовление красок.

(Теофил. Монах, писатель, путешественник, автор книг, жил в XII веке.)

Краски представляют собой тонко измельчённый пигмент, смешанный с растворителем.

Пигменты – нерастворимые красители, некоторые окрашенные неорганические соединения.

Демонстрация: Краски в штативе.

На нашем уроке, мы сначала попробуем создавать краски, рассчитаем количество реактивов, а затем создадим картину.

У каждого из вас есть своя палитра, с которой вы будете работать (листы для работы).

РАБОТА С ДОСКОЙ:

Учащиеся по очереди работают у доски, на экран выводятся изображения картин по мере выполнения заданий. Учитель комментирует каждую демонстрацию.

1. Тёмную кобальтовую краску получают приливанием раствора фосфата натрия к раствору сульфата кобальта (2). Составьте уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. Демонстрация (Рерих “Заморские гости”): Рисунок 1

2. Свинцовые белила под воздействием сернистых соединений, например сероводорода, темнеют. А вот цинковые белила такого недостатка не имеют. Подтвердите это уравнениями реакций. Демонстрация (Древние фрески): Рисунок 2

3. В лабораторной практике пигмент зелёной хромовой краски можно получить в результате реакции разложения бихромата аммония.

Демонстрация (Гжель): Рисунок 3

4. В промышленном масштабе для его изготовления используют смесь бихромата калия и серы. Смесь прокаливают при температуре 700 градусов.

Демонстрация (Поленов “Московский дворик”): Рисунок 4

5. Из-за ядовитости и невысокой светостойкости в современной живописи практически не используется аурипигмент – краска от лимонно и золотисто-жёлтого до оранжевого цвета.

В XVI-XVIII веках она пользовалась огромной популярностью. Хромофором аурипигмента является сульфид мышьяка As2S3. Оранжевый цвет ему придаёт примесь реальгара As4S4 “пыль пещер”, который под действием солнечного света и кислорода воздуха разлагается. Этим объясняется постепенное осветление оранжевого аурипигмента.

As4S4 + О2 = As2S3 + As2 О3

Демонстрация (Рафаэль “Сикстинская Мадонна”): Рисунок 5

6. Широкое применение нашла красная краска – киноварь, которая была известна на Руси давно. О ней ещё в XII веке писали: “ Свет же святый несть яко огнь земной… яко киноварь”. Киноварь – краска красного цвета. Получали сплавлением ртути с серой.

Hg + S = HgS

Демонстрация:

7. Определите массу кадмиевой желти – пигмента художественной краски, которую можно получить пропусканием сероводорода через 12г 10% раствора нитрата кадмия (2). Демонстрация:

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВАЯ РАБОТА:

Теперь мы с вами попробуем самостоятельно создать шедевр, конечно, пока это будет только скромная копия великих живописцев прошлого, но “лиха беда – начало”.

Каждая команда получает заказ на часть шедевра, и после исполнения заказа мы получим сам шедевр великого итальянского живописца эпохи Возрождения. Его имя и название картины необходимо назвать вам.

Каждому учащемуся даётся карточка с заданием. По мере выполнения, учитель проверяет результаты и выдаёт часть мозаики.

После выполнения работы учащиеся собирают мозаику, называют картину и имя автора. (Мона Лиза, Леонардо да Винчи)

Учитель рассказывает о картине (Звучит музыка Возрождения, на экране изображение Моны Лизы рисунок 6)

Одна из самых знаменитых картин в истории. Мы так много смотрели на Мону Лизу. Нам кажется, что мы понимаем её, но она бесконечно сложна. Обычно, хороший портрет сочетает красоту и индивидуальность. Это мощный магнит, который затягивает нас в поле чужой личности, но не в этом случае. Здесь всё наоборот. Она реагирует, но не на нас, а на художника. Леонардо был самым красивым мужчиной своего поколения, он писал картины, слушая музыку. И, вот, перед ним Мона Лиза. Женщина смотрит на художника и думает, но не делится мыслями и не намерена. Чудо Леонардо в том, что он уловил это. Он видит, что она чуть заметно улыбается, но сохраняет себя как тайну, вечную тайну женственности. Она словно говорит: “Я не покажу вам какая я есть, я только покажу, как я оцениваю вас”.

Эта картина заслуживает звания самой знаменитой картины современности.

В честь великих живописцев прошлого и наших с Вами успехов небольшой фейерверк. О том, чем вызвана такая красота мы с вами как раз будем говорить на следующих уроках (Тема “Металлы”).

Демонстрация: Фейерверк.

Итоги урока.

Литература: Титова И. М. Вещества и материалы в руках художника. Москва 1994. – 80 с.