Повторительно-обобщающий урок в 8-м классе по теме "Изменение агрегатных состояний вещества"

Разделы: Физика


Цели:

  1. Обобщение и систематизация знаний по теме, подготовка к контрольной работе.
  2. Повышение трудовой и творческой активности учащихся.
  3. Привитие интереса к предмету.

Конспект урока.

Данной теме уделяется, в физике, большое внимание. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое широко используется на практике. В металлургии, например, плавят металлы, чтобы получить из них сплавы: чугун, сталь, бронзу, латунь и другие. Пар, полученный из воды при ее нагревании, используют на ТЭС в паровых турбинах, а также для отопления и горячего водоснабжения жилых домов, заводов, фабрик, теплиц. Сжиженными газами пользуются в холодильных установках.

В природе изменение агрегатных состояний происходит в широких масштабах. С поверхности океанов, морей, озер и рек испаряется вода, а при охлаждении водяного пара образуются облака, роса, туман и снег. Реки и озера зимой замерзают, а весной снег и лед тают.

Для понимания этих процессов и для того, чтобы управлять многими из них, мы должны знать, когда, при каких условиях вещество находится в том или ином агрегатном состоянии, каковы свойства каждого из этих состояний и что нужно для превращения вещества из одного состояния в другое.

Сегодня мы с вами повторим основные понятия, формулы для расчета количества теплоты, графики тепловых процессов. Перед каждым из вас лежит лист контроля, который вы будете постепенно заполнять в процессе работы на уроке.

Задание № 1.

Вы знаете, что агрегатные состояния вещества и переходы из одного состояния в другое связаны с изменением температуры. Впишите в верхнюю таблицу названия трех явлений, происходящих с веществами при повышении температуры, а в нижнюю таблицу – названия явлений, происходящих при понижении температуры.

С явлениями, названия которых вы сейчас напишете, вы часто встречаетесь в своей жизни, в быту, мы видим их в природе, они применяются в технике.

Задание № 2.

Тест. Вам предлагается 10 вопросов и возможные ответы на них. Обведите правильный ответ кружочком. Будьте внимательны, выполняйте задания аккуратно, не торопясь и думая над каждым вопросом.

Задание № 3.

Работа с графиками.

I график – это график охлаждения и отвердевания вещества. Вы должны ответить на вопросы:

  1. Чему равна температура отвердевания9 Какое это вещество?
  2. Назовите процессы, соответствующие участкам графика АВ, ВС и СД.
  3. Сколько времени длилось отвердевание?

II график – это графики нагревания и кипения жидкостей одинаковой массы. Вам нужно ответить на вопросы:

  1. У какой жидкости выше температура кипения?
  2. Больше удельная теплоемкость?
  3. Больше удельная теплота парообразования?

Следующее задание – эстафета формул.

Поднимите формулу, по которой можно рассчитать:

  1. Количество теплоты, нужное для плавления вещества. Для какого еще процесса ее можно применить? Чем отличаются эти процессы?
  2. Количество теплоты, нужное для нагревания и охлаждения вещества. Что такое в этой формуле “с”? Что она показывает?
  3. Количество теплоты, нужное для полного испарения вещества. Для какого еще процесса она применяется? Чем они отличаются?

Задачи.

1. Какое количество теплоты выделяется при остывании 5 кг воды от 80 до 20° С?

Q = mc(t2°-t0)

2. Сколько энергии приобретает при плавлении брусок из цинка массой 15 г, взятый при 20°С?

Q = mc(t20 t10)
Q = m

3. Какое количество теплоты выделяется при конденсации водяного пара массой 2 кг, взятого при 100°С?

Q = mL

Какое количество теплоты выделяется при конденсации 10 кг водяного пара при 100°С и охлаждении образовавшейся воды до 20°С?

Q = mL
Q = mc (t20 t10)

5. Сколько теплоты нужно для того, чтобы расплавить 20 кг льда при 0°С, а полученную воду нагреть до кипения и полностью испарить?

Q = m
Q = mc (t20 t10)
Q = mL

6. Сколько теплоты выделится при полном сгорании 5 кг дров9?

Q = mq

Задание №4.

Вы должны решить задачи на расчет количества теплоты при изменении агрегатных состояний вещества. Надеюсь, что при этом вы получите весьма интересный результат. Каждый решает задание своего варианта.

"Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок" С такой присказкой вы встречались не раз. Во многих литературных произведениях и сказках идет речь об агрегатных состояниях вещества. А теперь вам предстоит ответить на качественные вопросы, связанные с предложенными фрагментами из этих произведений.

1. Из норвежской сказки "Кари-Замарашка".

Вот, наконец, добралась она до золотого леса. Он был такой золотой, что золото капало с него золотыми каплями. И ветки, и цветы, и все-все было из чистого золота.

Вопрос: Какая температура должна быть в лесу, чтобы золото падало каплями? (1063°С)

2. АС. Пушкин "Евгений Онегин"

В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре.
Вопрос: Что представляют собой “На стеклах легкие узоры?”

3. В начале XX века жил и творил известный в свое время русский поэт Саша Черный. Сейчас его мало кто знает. Вот строчки из его стихотворения "Северная лирика".

Лопнет в градуснике ртуть
Или лопнут скулы,
Тяжелей и гуще муть,
Холод злей акулы.
Вопрос: Какой была температура воздуха? (- 39С)

4. А. Вознесенский из стихотворения "Мороз".

Помнишь время молодое
Мы врывались на пари,
Оставляя пол-ладони
Примороженной к двери.
Вопрос: Почему пол-ладони оказались приморожены к двери?

К какой части двери?

(К металлической ручке, т.к. металл обладает хорошей теплопроводность и активно отнимает тепло от руки, тогда влага, имеющаяся на руке, быстро охлаждается до температуры кристаллизации и примерзает.)

5. Фет. Из стихотворения "Метель".

Все молчит, – лучина с треском
Лишь горит багровым блеском,
Да по кровле ветр шумит.
Вопрос: Почему лучина горит с треском?

(При горении лучины из нее интенсивно испаряется влага. Пар, увеличиваясь в объеме, с треском разрывает волокна дерева.)

6. Сергей Есенин "Береза".

И стоит береза в сонной тишине
И горят снежинки в золотом огне.
А заря лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
Вопрос: Как по форме снежинок определить, при какой температуре они выпали?

(Форма снежинок зависит от температуры и влажности. Когда тепло – они пушистые и ветвистые, когда холодно – простые иглы, призмы).

Итог урока.

Прежде, чем закончится урок, давайте проверим задания, которые вы выполняли на карточках, (см. приложение – карточка-задание).

Домашнее задание: подготовка к контрольной работе.