Не секрет, что тесные рамки урока и, в большинстве случаев, традиционная форма урока не только оставляют мало простора для творческого познания, но и нередко дают лишь поверхностные знания.
Для этого учитель проводит внеклассные мероприятия в увлекательной игровой форме, которые эмоционально помогают школьникам закрепить полученные на уроках знания и расширить свой кругозор.
Одной из положительных сторон данных мероприятий является их “коллективность”. Работа в команде прививает ребенку навык коллективной работы, впитывает добросовестность и ответственность при выполнении заданий, и в то же время развивает его самостоятельность и творческое мышление.
Игры, викторины, праздники по различным предметам имеют познавательную направленность, цель которых – формировать у детей такие личностные качества, как благородность, сопереживание.
В каждом классе есть дети с трудностями в обучении, а также имеющие проблемы психологического плана, такие, как отсутствие мотивации учения, слабость волевого усилия, неустойчивость внимания, памяти и т.д.
В связи с этим учитель и подбирает материал, чтобы заинтересовать ребенка, научить его думать, делать выводы, развивать его мышление без принуждения. Так как на внеклассных занятиях не используется оценивание баллами.
Я работаю в классе коррекции 7 вида с детьми, которые имеют определенные трудности в обучении. В основном им поставлены диагнозы: задержка психического развития, умственная отсталость, отставание физического развития. В мой класс попадают дети из разных школ города, как правило, после повторного года обучения в каком-либо классе. Бросается в глаза то, что они не сразу идут на контакт, боятся учителей, не доверяют сверстникам. Для себя я ставлю задачу сократить дистанцию и доказать каждому ученику, что он человек, что у него все получится.
Именно поэтому большую роль я определяю внеклассной работе. В течение учебного года мы стараемся проводить много праздников, экскурсий, участвуем во всех школьных мероприятиях. Главное – работа в системе.
Так как в нашей школе наряду с классами коррекции есть еще и обычные классы, то на одной ступени с ними видна неуверенность и стеснение больных деток. Огромную радость и гордость мы испытываем, когда у них все получается не хуже чем других.
Так как, по второй профессии, я психолог, то стараюсь применять на уроках и классных часах игротренинги. Помогают справиться с трудностями сказкотерапия и психодрама. Система занятий по сказкотерапии основана на обобщении работ опытных психологов Перминовой Ю.Б., Козловой Е.М., Хухлаевой О.В.
Предлагаемые упражнения, игры, сказки направлены на то, чтобы помочь младшим школьникам с задержкой психического развития понять себя, наладить отношения с окружающими, стать увереннее.
Проводим работу как индивидуально, так и с группой учеников. Это – тренинговая программа, которая используется в коррекционных и психопрофилактических целях. Она включает в себя работу с эмоциями, самосознанием и ролевым поведением. Обычно занятия проводятся один раз в две недели по 45 минут. Для детей 8–10 лет работу по программе выделяю в особый урок с элементами тренинга “Психологическая этика”.
Работа тренинговой группы отличается рядом требований:
Активность участников тренинга носит особый характер, поскольку они вовлекаются в проигрывание специальных упражнений для отработки определенных умений, развития особых личностных качеств и установок, влияющих на процесс общения с другими. При проведении тренинга акцент делается на создании атмосферы доверия и безопасности, и поэтому очень важно подчеркивать, что не существует неправильного или ошибочного выполнения упражнений. Ребенок на тренинге принимает участие в играх добровольно, то есть имеет право отказаться от выполнения того или иного упражнения. Ведущий же старается организовать тренинг так, чтобы дети хотели в нем участвовать.
Правила на тренинге менее регламентированы, чем на уроке, в том числе снижен внешний контроль. Предполагается, что участники тренинга сами контролируют свое поведение. В отличие от урока дети сидят на стульях, поставленных кругом, видят глаза друг друга, что позволяет им говорить с места, не вставая, не поднимая руки.
Работая по этой программе в течение двух лет, мы всем классом увидели положительную тенденцию и хорошие результаты.
Цели программы:
- Способствовать развитию самоуважения детей, содействовать положительному образу Я, повышению самооценки детей.
- Способствовать снижению страха перед возможной ошибкой, развитию самоконтроля в конфликтных ситуациях, умению сотрудничать.
- Устранять проблему трудностей в обучении и отсутствия учебной мотивации.
Прогнозируемый результат:
- Программа предусматривает, что к концу занятий каждый ребенок:
- Будет обладать ролевой гибкостью и ролевой креативностью.
- Гармонично, по правилам сможет играть и общаться со сверстниками.
- Сможет принимать на себя ответственность за свои эмоции, поведение и принимать во внимание чувства другого человека.
Кроме особенностей здоровья, как правило, многие дети моего класса стоят на внутришкольном учете, попадают под “группу риска”, а семьи учащихся являются “социально-опасными”. Но к концу четвертого класса видны значительные изменения в жизни каждого ребенка.
Так получилось, что практически у всех детей класса произошли какие-либо трагические события в семье, и на их плечи взваливаются недетские заботы. Организовывая праздники для родителей, я стараюсь лично беседовать с ними, обхожу дома и приглашаю на наши вечера. Стараюсь убедить их в важности присутствия для каждого ребенка, а также, обговариваю удобное время. Сейчас, уже на каждом празднике, мы с радостью приветствуем гостей.
А уж веселье и радость передается всем!
Попадая в атмосферу доброжелательности, получая положительные эмоции и раскрывая в себе таланты, зажигается новая искра в глазах детей. Они вспоминают, что им пока девять лет, что они с удовольствием играют в детские игры и взрослеть пока не хочется.
Классный час для учащихся 2 класса (Приложение)