Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока: Познакомить с личными местоимениями.
Задачи:
- Формирование умения выделять главные члены предложения, в которых подлежащее выражено не только существительным, но и личным местоимением.
- Подведение учащихся к выводу: подлежащее может быть выражено личными местоимениями: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.
- Развитие самостоятельности мышления.
- Воспитание любви к предмету.
Оборудование:
перфокарты,
Технологии используемые на уроке: Проблемное обучение, дифференцированное обучение, поисковый метод.
Ход урока
1. Орг. момент.
- Мне хочется, чтобы наша работа на уроке была плодотворной.
Чтобы вы, что-то новое для себя открыли на уроке, что-то интересное узнали.
2. Минутка чистописания.
(На доске узор ееяяёёююееяяёёююееяяёёюю)
- Посмотрите, какой сложный узор мы будем писать.
- Напишем его в воздухе.
- Что заметили? (Спрятались гласные буквы).
- Из каких элементов состоит узор?
- Что знаете о гласных, чем они особенны? (Произносятся с голосом, образуют слог, бывают ударные и безударные, 4 гласные буквы, их называют йотированными.
- Что значит “йотированные”? (Обозначают два звука, если стоят вначале слова, после гласной, после -Ъ, -Ь знаков.)
- Пишем узор, соблюдая интервал между буквами, высоту букв, аккуратность, развиваем скоропись.
3. Орфографическая разминка.
- Вы сказали, что гласный звук может быть ударным и безударным.
Безударный гласный звук
Причиняет много мук.
Какую гласную писать,
Будем с вами повторять.
Групповая работа.
- Работать будем в группах:
1 группа работает по перфокартам. Вставить гласную, доказать:
в. здушный, погр. ничный, скл. дной, зм. иный, вр. ждебный.
2 группа выполняет задание “Буквы спорят”. На доске слова с пропущенными гласными: выгл. дить о, а, приб. дняться е, и, загр. знятья, и, е, гр. мыхать о, а, охр. нятьо, а
3 группа – работают в паре: у каждого карточка со словами, в которых есть орфограммы – безударные гласные. Дети диктуют друг другу по 3 слова по очереди и вместе проверяют. (карточка 1. усложнение, привлечение, пригодился, присмотрелся. Карточка 2. пролегало, чернят, побережье, тенистый).
4 группа работает по слайду №1. (см. приложение).
На экране: задание “Найди своё место”.
Проверка работ.
Проверка по выбору учителя. Учитель может проверить выполненную работу всех групп, а может и по выбору. Предпочтение отдаётся 4-ой группе. Проверка по слайду №1. (см. Приложение).
4. Актуализация знаний.
- Взгляните на слова, с которыми вы сейчас работали (все группы).
- Каким частям речи относятся слова? (1группа - имена прилагательные, 2гуппа – глаголы. 3группа - имена существительные и глаголы, 4группа - имена существительные).
- Что знаете о частях речи, на какие 2 группы они делятся?
(самостоятельные и служебные)
(на доске появляется схема)
- Почему они так называются самостоятельные и служебные?
- Какие части речи относятся к самостоятельным? (имя существительное, имя прилагательное, глагол).
- К служебным? (предлог).
(схема раскрывается)
5. Создание проблемной ситуации..
- Бросьте свой взгляд на доску. (на доске записи)
(на доске 2 группы слов)
тропинка, к, лесная, ведёт, реке
Она строит дом для птенцов.
- Что видите в первой строке? (набор слов)
- Во второй строке? (предложение)
- Докажите, что предложение? (дети доказывают)
- Из слов первой строки составьте предложение. (дети составляют)
Лесная тропинка ведёт к реке.
(дети записывают оба предложения)
- Разберём эти их по составу, т. е. по членам предложения и по частям речи.
- Дайте характеристику 1 предложению. (дети устно дают характеристику: цель высказывания, интонация, состав)
Разберём его. (В предложении говорится о тропинке. Что? Тропинка –это подлежащее, подчёркиваем одной чертой, выражено именем существительным; тропинка что делает? Ведёт – это сказуемое, подчёркиваем двумя чертами, выражено глаголом; тропинка ведёт – это грамматическая основа этого предложения; устанавливаем связь в предложении; тропинка какая? Лесная – это второстепенный член, выражен именем прилагательным; тропинка ведёт куда? К реке – второстепенные члены, выражены к – предлог, а реке – имя существительное.)
6. Решение проблемы.
История.
- Внимание на экран, я расскажу вам историю.
(На экране появляется слайд, см. приложение слайд № 3, 4)
- В одной стране, которая называлась “Части речи” жили слова. Части речи были самостоятельные и служебные. И каждое слово в этой стране принадлежало определённой части речи. И зависело это от того, какими грамматическими признаками обладало слово.
- Частей речи было много. Имя существительное следило за своими словами, чтобы они отвечали на вопросы: кто? что? И обозначали предмет. Имя прилагательное следило, чтобы все слова в его владении отвечали на вопросы: какая? какой? и т. д. и обозначали признак предмета. Глагол - что делает? и т. д. действие предмета. А предлог следил, чтобы его слова служили для связи слов в предложении.
- Однажды, гуляя по лесу, имя существительное заблудилось. Части речи задумались, как же они будут жить без имени существительного? И тогда на помощь пришла новая часть речи, которая стала указывать на лица, предметы, но не называть их. Части речи обрадовались и оставили эту новую часть речи в своей стране.
- О какой же новой части речи идёт в этой истории?
Физминутка: Хома-Хомячок
Хомка, хомка, хомячок. (поглаживание по голове)
Полосатенький бочок. (поглаживание по животу)
Хомка раненько встаёт (потягивание руки вверх)
Шейку моет, спинку трёт. (поглаживание по шее, спинке)
Подметает хомка хатку (имитация движений подметания)
И выходит на зарядку. (имитация ходьбы)
Раз, два, три, четыре, пять (движения руками в разные стороны)
Хомка хочет сильным стать. (руки к плечам)
7. Анализ подлежащих.
- А теперь вернёмся к подлежащим “тропинка” и “она” и выясним, какими грамматическими признаками они обладают.
- На какой вопрос отвечает слово тропинка? (что?)
- Слово она? (кто)
- К какому роду относится слово тропинка? (к женскому)
- Слово она? (тоже к женскому)
- В каком числе употреблено слово тропинка? (в единственном числе)
- Слово она? ( тоже в единственном)
- Что обозначает тропинка? Что называет?
- Что обозначает слово она? Кого называет?
(на доске появляется схема)
- Увидев целый ряд грамматических признаков у слова она, что можем предположить?
- Слово она принадлежит к части речи самостоятельной или служебной? (самостоятельной)
- А кто может строить дом для птенцов? (птица, человек)
- Если слово указывает на лицо и употреблено вместо какого-то имени, то назовём его? Как?
Вывод: подлежащее в предложении может быть выражено не только именем существительным, но и местоимением.
(открывается последняя табличка в схеме)
Местоимение - это самостоятельная часть речи. Отвечает на вопросы кто? Что? Не называет предмет, а указывает на него.
8. Поисковая работа
Поиск местоимений.
- Какие ещё слова являются местоимениями?
(Работа в группах по слайду, см. приложение слайд №7
- Сейчас будем работать в группах. Каждая группа получает своё задание на карточке.
Ответив на вопросы, вы найдёте местоимения.
Вставьте слова на месте пропуска.
1 группа:
С помощью какого местоимения человек указывает на себя?
(…..) варю обед. (я)
С помощью какого местоимения несколько человек указывают на себя?
(…. _) пойдём в школу. (мы)
2 группа:
Какое мест-е вы употребляете, если обращаетесь к своему другу?
(….) пойдёшь в кино? (ты)
Какое мест-е вы употребляете, если обращаетесь к нескольким одноклассникам?
(…..) придёте на ужин? (вы)
3 группа:
С помощью какого местоимения вы укажете на человека мужского пола?
(…..) уехал домой.
Какое мест-е вы используете, если надо указать на человека женского пола?
(…..) испекла пироги.
4 группа:
Какое мест-е вам поможет указать на предмет среднего рода?
(…..) выглянуло из-за туч. (оно)
С помощью какого мест-я можно назвать всех или многих, о ком говорят?
(….) приехали с подарками. (они)
(проверка выполненных работ в группах по слайдам, см. приложение слайд №:
(С помощью анимации появляются местоимения)
9. Классификация местоимений.
- Взгляните ещё раз на все местоимения и попробуем разбить их на группы, выбрав основание для классификации. (ед. ч. и мн. ч.)
(появляется таблица)
Местоимения ед. ч. мн. ч. 1-е л. Я МЫ 2-е л. ТЫ ВЫ 3-е л. ОН ОНИ ОНА ОНО
- Местоимений, в русском языке, много. Из класса в класс вы будете знакомиться с местоимениями. Вы узнаете о притяжательных местоимениях, об указательных, а вот эти местоимения называют личными.
Местоимения Я, МЫ – это м-я, участвующие в разговоре от 1-го лица. Местоимения ТЫ, ВЫ – от 2-го лица.
Местоимения ОН, ОНА, ОНО, ОНИ –от 3-го лица.
10. Роль местоимений.
- Поговорим о роли местоимений в нашей речи.
- Прочитайте текст и скажите есть в нём недостаток?
Появляется слайд с текстом: (см. приложение слайд № 8)
Сова хищная птица.
Сова охотится ночью.
Сова считается лучшим охотником из всех хищников.
- Что вы заметили, как звучит речь, что бы вы изменили в этом тексте?
(повторяется слово сова, если дети не скажут этого, то навести их на эту мысль, привести пример:
Дети пришли в школу
Дети готовятся к уроку.
Дети получили тетради. Ит. д.)
- А если одно и то же слово повторяется, что можем сделать? (заменить другим)
- А можем заменить местоимением? (да)
- Редактируйте текст, местоимение можете использовать? (да)
Вывод: местоимение помогает избежать повторов слов в тексте.
11. Рефлексия.
- Поиграем в игру. Я начинаю предложение, а вы его завершаете.
- В предложении подлежащее может быть выражено ……именем существительным и ………(местоимением).
- Местоимение-это ………(самостоятельная часть речи).
- Местоимение – это часть речи, которая отвечает …….. на вопросы(кто? что?)
- Местоимение указывает ……. (на предмет, но не называет его).
- Местоимение получило такое название потому …….., что (употребляется вместо имени существительного).
- Мест-я ед. числа……(я, ты, он, она, оно).
- Мест-я мн. числа……. (мы, вы, они.
- Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они- это мест-я ….. (личные).