Цели:
- Обучающая: Дать основные сведения об условном операторе в языке программирования Turbo Pascal 7.0; закрепить пройденный материал (запись операторов ввода и вывода, математических выражений на языке программирования).
- Развивающая: Продолжить развивать логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
- Воспитывающая: Продолжить воспитание самостоятельности и ответственности, умение находить решение на поставленные задачи.
Оборудование:
- Персональные компьютеры с Turbo Pascal 7.0;
- Компьютер учителя;
- Мультимедийный проектор;
- Интерактивная доска.
Учебный и раздаточный материал:
- Карточка ученика;
- Презентация к уроку.
План урока:
- Проверка домашнего задания.
- Изучение нового материала.
- Решение задач.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
Сопровождается презентацией (Приложение 1).
Вопросы:
- Как записывается оператор вывода?
- Как записывается оператор ввода?
- Как записывается оператор присвоения?
- Чем заканчивается программа?
- Записать на языке Turbo Pascal 7.0 следующие выражения:
у = 5х2-10х+2;
.
Примерные ответы обучающихся:
- Оператор вывода WRITE (a1, a2, … , an) - выводит последовательно значения переменных a1, a2, … , an, причём переход на следующую строку не происходит.
- Оператор вывода WRITELN (a1, a2, … , an) - выводит последовательно значения переменных a1, a2, … , an, причём переход на следующую строку происходит.
- Оператор ввода READ (a1, a2, … , an) – каждое вводимое значение получают последовательно переменные a1, a2, … , an. Оператор ввода READLN (a1, a2, … , an) – каждое вводимое значение получают последовательно переменные a1, a2, … , an, а так же происходит переход на новую строку при вводе данных.
- Оператор присвоения записывается “:=”.
- Программа заканчивается END.
- Запись выражений:
Математическая запись | Запись на языке Turbo Pascal 7.0 |
у = 5х2-10х+2 | Y: = 5*SQR(x) – 10*x + 2 |
Y : = (x - 5)/SQRT(x+4) |
2. Изучение нового материала.
Сопровождается презентацией (Приложение 1).
Условный оператор в Turbo Pascal 7.0 помогает осуществить "ветвление" программы, т. е. передать управление по условию.
Условный оператор имеет вид:
IF условие THEN <оператор1> [ELSE <оператор2>]
Выполнение условного оператора начинается с вычисления значения логического выражения, записанного в условии. Простые условия записываются в виде равенств или неравенств. Сложные условия составляют из простых с помощью логических операций, если условие истинно, то выполняется <оператор1>, в противном случае - <оператор2>.
Разбор условного оператора можно выполнить на следующем простом примере.
Задача 1.
Даны два числа А и В. Найти наибольшее из них.
Решение.
program prim1;
uses crt;
Описываем переменные А и В как целые.
var a,b: integer;
begin
Вводим два целых числа.
writeln(‘введи два числа’);
readln(a,b);
Если A>B, то выводим на экран A, иначе - B.
if a>b then writeln (a) else writeln (b);
readln;
end.
Примечание:
В Turbo Pascal 7.0, если в качестве оператора должна выполниться серия операторов, то они объединяются в операторные скобки begin-end.
3. Решение задач.
1. Задача 2 решается у доски.
Задача 2.
Какими будут значения переменных j, k после выполнения условного оператора:
If j>k Then j = k-2 Else k=k-2;
если исходные значения переменных равны: j=3, k=5; j=3, k=3; j=3, k=2 .
Решение.
При j=3, k=5 получим:
Так как условие j>k не выполняется, то выполняется k=k-2, то есть k=5-2, k=3.
Ответ: j=3, k= 3.
При j=3, k= 3 получим:
Так как условие j>k не выполняется, то выполняется k=k-2, то есть k=3-2, k=1.
Ответ: j=3, k= 1.
При j=3, k=2 получим:
Так как условие j>k выполняется, то выполняется j = k-2, то есть j =2-2, j=0.
Ответ: j=0, k= 2.
2. Раздаются карточки ученикам для дальнейшей самостоятельной работы. В карточке опорный конспект по теоретическому материалу и решению задач на ветвление, а так же перечень задач для домашней работы.
4. Итог урока.
Подводя итог урока, ответим на следующие вопросы:
- Что нового я узнал(а) на этом уроке?
- Что было особенно сложным для меня?
- Так и не понял(а) …
- Мне было (не)интересно.
5. Домашнее задание.
Домашнее задание находится в конце карточки ученика. (Приложение 2).