Повторительно-обобщающий урок-семинар "Тригонометрическое уравнение"

Разделы: Математика


Урок проводится в форме комбинированного занятия оргдеятельностного и коммуникативного типа, на котором предусмотрен взаимоконтроль с элементами парной и групповой работы, творческого обобщения результатов индивидуальной деятельности учащихся.

Образовательные цели:

  • создание условий для реализации учащимися сформированных компетенций при решении тригонометрических уравнений и уравнений, заданных нестандартными способами;
  • подготовка учащихся к осознанной рефлексии действий по выбранной тематике.

На уроке предполагается использование различных видов работы:

– фронтальной;

– парной;

– групповой;

– индивидуальной;

– коллективной.

Вместе с подготовкой учащихся к выполнению контрольной работы по теме урока (решением базовых уравнений курса алгебры 10-го класса) планируется использование творческих работ учащихся (уравнений и решений уравнений, придуманных дома), соответствующих заявленной тематике.

В ходе урока запланировано формирование следующих компетенций:

Учебно-познавательной:

– каждый ученик ставит перед собой цель, планирует, организует свою работу;

– учащиеся овладевают креативными навыками продуктивной деятельности, при этом происходит расширение накопленных знаний, совершенствуются приёмы решений уравнений;

– формируются действия в нестандартных ситуациях.

Коммуникативной:

– совершенствуются навыки работы в парах и группах;

– умение представить себя, вести диалог, дискуссию.

Личного самосовершенствования:

– каждый ученик делится своим опытом с одноклассниками, в процессе работы идут поиски рациональных способов решения уравнений;

– происходит взаимообогащение знаниями;

Здоровьесбережению учащихся должна способствовать чёткая смена видов деятельности, опора на эмоциональный подъём и интерес при решении и рассмотрении решений нестандартных и творческих уравнений, что приводит к •снижению утомляемости.

Ролевая позиция учителя:

  • явная – консультант, регламентёр;
  • скрытая – организатор.

Во время перемены, перед уроком учащимся предлагаются жетоны со скрытыми номерами по которым происходит распределение учащихся по группам(1, 2, 3 группы)

У: Здравствуйте, ребята, садитесь.

Сегодня вам были предложены жетоны для сформированности групп, в которых вы будете работать. Выберете ответственного группы.

I. Этап повторения, систематизации знаний:

(на этом этапе работают все учащиеся, предлагают свои ответы, анализируют ответы одноклассников)

У: Назовите объект изучения предшествующих уроков?

Учащиеся: Уравнение.

У: Что являлось предметом изучения?

Учащиеся: Тригонометрические уравнения.

У: Назовите виды и методы решения тригонометрических уравнений:

(учащиеся называют: 1 – виды уравнений; 2 – методы решения уравнений; учитель на доске вывешивает таблички, соответствующие ответам учеников).

В центре доски появляется таблица, на которую учащиеся опираются при дальнейшей работе.

У: В ходе устной работы вы перечислили виды уравнений, методы их решения, а теперь ответьте на вопрос теста:

1Тест: определите метод решения каждого тригонометрического уравнения.

1. 2sinx + l = 0 2. 3tgx + 2ctgx = 5
3. sin2x – cosx = 0 4. 2sin2x + sinx – 1 = 0
5. sin2 x + sin2 2x + sin2 3х + sin2 4x = 2 6. tg(x + /6) = 3
7. 2sin2 x – 3sinx cosx + cos2x = 0 8. cosx = -l
9. 2sin2x – 5 cos x + l = 0 10. 3sinx – cosx = 2
11. 5cos x + 12 sinx = 9 12. cosx = x + l

Впишите ваш ответ в таблицу:

Учитель: Желаю вам успеха, ребята! Помните, что, решая маленькие задачи, вы готовите себя к решению больших и трудных задач.

Метод решения уравнения
Использование формул  
Разложение на множители  
Замена переменной  
Использование свойств функций  
Универсальная подстановка  
Введение вспомогательного угла  
Понижение степени  
Иной способ решения  

Учащиеся работы сдают (можно предложить гостям проверить выполнение теста) – оценивается индивидуальная работа учащихся.

2. У: Вы завершили индивидуальную работу, а теперь я попрошу ответственных в группах выбрать задание – карточку (задания скрыты в “бочке”), на каждой карточке –

1) указано одно и тоже уравнение sin х + cosx = 1,

но предлагается определённый метод решения:

– используя формулы приведения;

– используя метод универсальной подстановки;

– используя формулы сокращённого умножения;

– метод вспомогательного угла;

– используя метод вспомогательного угла;

– разложение на множители.

2. Предложить метод решения уравнения: = 1.

Группа учащихся, справившихся быстрее при решении 1 уравнения, показывают решение на доске, комментируют ответ. Рассматриваются предположения решения 2 уравнения (предложен графический метод решения).

3. По выполненным ребятами ранее заданиям проводится этап рефлексии: (в группе происходит деление на пары) каждая пара определяет неточности в представленных им решениях.

(Определённая группа учащихся выбрала индивидуальное домашнее задание в предшествующих уроках, эти задания выписаны учителем, предоставлены учащимся.) Происходит обсуждение решенных заданий, проверяется оформление заданий.

4. В виду того, что на следующем уроке планируется проведение контрольной работы, учащимся предложена возможность показать уровень своей подготовки (знание теории, практическое применение при решении заданий) – проведя анализ данного этапа можно предположить уровень качества предстоящей работы.

5. Домашнее задание (учащиеся самостоятельно выбирают задание):

1-й уровень: повторить формулы решения уравнений, индивидуальная карточка (решение простейших уравнений);

2-й уровень: уравнения ЕГЭ:

1. Найдите значение функции y = cos2x – 3sin (15p 2 – t) в точке t = 1 1 /6.

2. Сколько корней имеет уравненне (4 – х2)0,5 • (l–2sin2 х/2))

3-й уровень: прикладная направленность тригонометрических уравнений:

1. спортсмен на соревнованиях, проходивших в Осло, послал копьё на 90 м 86 см. На каком расстоянии приземлилось бы копьё, если оно было пущено с такой же скоростью и под тем же углом к горизонту в Токио? Сопротивлением воздуха пренебречь. Ускорение свободного падения в Осло равно 9,819 м/с2, а в Токио – 9,798 м/с2.

2. Тело скользит равномерно по наклонной плоскости с углом наклона 40°. Определить коэффициент трения.

И в завершении урока мне хотелось бы обратиться к словам академика Артоболевского, которые для вас очень важны:

Не бойтесь формул! Учитесь владеть этим тонким инструментом человеческого гения! В формулах увековечены ценнейшие достижения людского рода, в них заключено величие и могущество разума, его торжество над покорённой природой.

Спасибо за урок!