Оборудование:
У учителя: таблицы по природоведению для 4 класса, пособие “Схема строения почвенного профиля”, образцы верхнего слоя почвы, стакан с водой, в котором долгое время находилась почва, пипетка, предметное стекло , держатель предметного стекла, спиртовка, спички, деревянная палочка. У учащихся: кроссворды (для каждой группы по одному), лист наблюдений ( для каждой группы по одному), образец верхнего слоя почвы (в стаканчиках), стакан с водой, деревянная палочка, предметное стекло с налётом минеральной соли (по одному в каждой группе)
Ход урока
Ребята, представьте, что сегодня наш класс-это научная лаборатория. А вы, ребята, сотрудники этой лаборатории, которые стремятся всегда что-либо познать.
Чтобы определить предмет нашего познания, нужно разгадать кроссворд, который лежит на столах у каждой группы. Его ключевое слово подскажет нам, что мы будем познавать.(Работа в группах).
- Более мелкая река, впадающая в реку (приток)
- Назови одним словом: источник, ручей, река, озеро, море, океан (водоёмы)
- Как называется выход воды из-под земли (источник)
- Это полезное ископаемое бывает в трёх состояниях: твёрдом, жидком, газообразном (вода)
- Как называется водоём, у которого есть исток, русло, притоки, устье (река)
Какое ключевое слово получила каждая группа? (почва)
Что станет предметом нашего познания на уроке? (почва)
На уроке нам нужно понять, что такое почва, выявить состав и свойства почвы. Для чёткости нашей работы каждая группа получила лист, куда будет записывать результаты наблюдений. Заполните 1 строку листа наблюдений
Лист наблюдений
1 Названия предмета исследования…………..
2 Цвет……………..
3 Слой земли……………
4. Состав ……………… :
5. Свойство……….. :
Для того, чтобы поближе познакомиться с почвой, пойдёмте в поле.
Под большим шатром
Голубых небес –
Вижу – даль степей
Зеленеется.
(вывешивается иллюстрация степи)
Посмотрю на юг –
Нивы зрелые,
Что камыш густой,
Тихо движутся
(вывешивается иллюстрация “Рожь поспела”)
Мурава лугов ковром стелется
Яблочки в садах наливаются.
(вывешивается иллюстрация сада)
Когда посмотришь на эти богатства, то возникает вопрос: “А почему это всё вырастает и радует глаза человека?” Ведь именно здесь, под этими поистине волшебными коврами и садами находится замечательное природное образование, которое называется почвой. Разве не удивительно, что именно этот, невзрачный на первый взгляд, поверхностный слой земли, является важнейшим и незаменимым условием жизни всех растений, животных, микроорганизмов, обитающих на суше земного шара? Лишь на первый взгляд почва кажется однообразным и малоинтересным объектом. В действительности же её мир не менее разнообразен и удивителен, чем мир растений и животных.
Почва представляет собой особое природное образование, обладающая только ей присущими строением, составом и свойствами.
Представьте себе, что мы взяли лопату и выкопали яму 1,5 – 2 м и рассматриваем слои земли. Давайте посмотрим, что мы видим. ( На доску вывешивается схема строения почвенного профиля ). Заметно, что она неодинакова и сильно изменяется от поверхности в глубину.
Сверху находится почва одного цвета, потом другого, третьего.
Рассмотрите образец почвы у вас на столах. Какого цвета у вас почва? (Тёмно-серого). Заполните 2 строку в листах наблюдений. Как вы думаете, из какого слоя взяли образец почвы? Запишите свои соображения в 3 строку листа наблюдений. (Выслушиваются ответы групп).
В самом низу ямы виден жёлто-бурый слой. Это есть материнская порода, из которой образуется почва. Между материнской породой и слоем тёмно-серого цвета лежит серо-жёлтый слой, в котором сочетаются свойства верхнего слоя (показать на схеме) и материнской породы. Тёмно-серый слой и серо-жёлтый слой образуют почву.
Каким слоем земли является почва? (верхним). Долгое время многих людей волновала одна тайна: каждую весну, как только сойдёт снег и пригреет солнце, пробуждаются у людей заветные думы мирные.
Чем свет по полю-
Все разъехались-
И пошли гулять Друг за дружкою
Горстью полною
Хлеб раскидывать,
И давай пахать
Землю плугами.
Люди садят семена во влажную рыхлую почву. И вот через некоторое время энергично раздвигаются комочки почвы и вылезают светло-зелёные росточки. Они растут и превращаются в крупные зелёные растения. Разве это не чудесные тайны?
Более 2000 лет назад философ и учёный Древней Греции Аристотель пытался разгадать эту тайну. Много говорилось о соках земли, но их никто не видел и не знал. Прошли века. И вот однажды один из немецких учёных высказал блестящую догадку. А какую, мы с вами установим, проведя опыт: Я беру несколько капель воды из стакана, в котором долгое время находилась почва. Помещаю их на предметное стекло, подержу над огнём спиртовки. Что произошло с водой? (вода испарилась, а на стекле остались белые налёты) Возьмите предметное стекло с белым налётом (в каждой группе по 1-му предметному стеклу с налётом). Рассмотрите налёт. Как вы думаете, что это? Запишите в листы наблюдений в раздел “Состав …”. Состав чего мы изучаем? (Состав почвы) (Выслушиваются ответы групп). Это соль, но не поваренная, а минеральная.
Минеральные соли – вот пища растений. Вам, наверное, случалось видеть, как на огородах, дачных участках, полях, прежде чем сеять, люди сжигают сухую траву, листья, ветки. В золе окажутся те соли, которые растения поглотили из почвы. Вернуть их обратно в землю, значит улучшить состав почвы.
Почва – настоящая пища растений и источник их роста.
155 лет назад немецкий учёный Тэер заявил, что пищей для растений является …
А, что мы сейчас с вами установим, проделав такой опыт.
Возьмите стакан с водой и насыпьте туда немного почвы. Перемешайте.
Что вы заметили? (на поверхности воды плавают остатки насекомых, мусор, а на дне стакана, грязь-муть)
Рассмотрите эту муть. На что похоже вещество на дне стакана? (на песок), а над слоем песка? (Ответы детей)
Если бы нам позволило время промыть эту массу, то вы бы увидели, что на дне стакана будет песок, а над ним - слой глины.
Какой вывод сделаем? (В состав почвы входят песок и глина). Запишите результаты наблюдений.
А теперь такой вопрос.
Как вы думаете, что произойдёт с остатками насекомых, листьев, когда они находятся в почве? (сгниют)
Как назвать эти вещества одним словом? (Перегной)
Перегной или гумус.
Запишите это в свои листы.
Так вот, 155 лет тому назад немецкий учёный Тэер заявил, что пищей для растений является перегной. Нет в почве перегноя, она бесплодна, чем больше в ней перегноя, тем лучше растут и развиваются в ней растения. Как же обогащает почву перегноем человек (ответы детей). Но как же растения могут питаться этим перегноем или гумусом? (Высказывания детей)
Оказывается, что на помощь им приходят микроорганизмы, то есть очень маленькие живые существа, которые делятся на две группы: 1 группа – заготовители пищи. Они разрушают растительные и животные останки. 2 группа – повара, которые день и ночь готовят пищу растениям из сложных веществ, превращая их в минеральные соли.
Учёные установили, что в одном квадратном метре почвы находится 50 кг микроорганизмов.
Какой вывод сделаем? (В состав почвы входят микроорганизмы).
Но поглотить то, что приготовлено, растения могут только с водой. Какое свойство воды здесь мы наблюдаем? (Вода – растворитель).
Что произойдёт с растением, если в почве будет очень мало воды? (Голодает, завянет).
А что произойдёт с растением, если в почве будет много воды? (Загниют корни, растение погибает).
Какой вывод можно сделать? (Воды должно быть в меру).
Запишите этот вывод в лист наблюдений.
В народе говорили: “Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба”. Объясните смысл этой пословицы. ( Ответы ребят). Дети, чтобы растения могли расти и развиваться, т.е. жить, что им для этого нужно ещё? (воздух). Сейчас мы с вами установим, есть ли в почве воздух. Бросьте комочек почвы в стакан с водой. Что вы наблюдаете? (Выходят пузырьки воздуха). Запишите вывод в лист наблюдений.
Подумайте, а что нужно делать человеку, чтобы обогатить почву воздухом? (Рыхлить).
Итак, подводя итог нашему исследованию, сделаем вывод: из чего же состоит почва?
Составьте схему состава почвы, основываясь на результаты своих наблюдений. ( Работа в группах). (Результаты каждой группы выслушиваются , а на доске составляется общая схема). Приложение № 1.
Для чего это всё в почве? (Варианты ответов детей). Действительно, чтобы росли и приносили плоды растения, почва должна быть плодородной. Это основное свойство почвы. Запишите в лист наблюдений.
Как вы понимаете значение этого слова? (Плоды родятся)
Отчего зависит плодородие? (ответы детей).
Подводя итог уроку, сделаем вывод.
Что такое почва? Из чего состоит почва? Какое главное свойство почвы? (Ответы учащихся с опорой на составленные листы наблюдений и схему на доске).
Наука установила, что миллионы лет назад Земля была безжизненна. Образование почвы идёт очень медленно. Так, в разных условиях слой почвы в 1см в природе образуется за 100, а иногда 300 лет. Значит, всеми мерами нужно беречь почву, а какими, мы познакомимся на следующем уроке.
Домашнее задание.
Перед вами схема корневой системы растений одного вида.
Что бы вы сказали о свойствах почвы, на которой растёт растение №1, №2.
Как улучшить эти свойства?