Работа над формированием системного мышления на уроках физики в условиях гуманитарной гимназии

Разделы: Физика


Работая в гуманитарной гимназии и преподавая в неделю 2 часа физики от 7х до 11х классов, я столкнулась с проблемой отторжения учащихся от технических дисциплин. Право выбора изучаемых предметов, дало возможность “гуманитариям” глубже познать филологический цикл предметов.

Интерес моих учеников к физике резко стал падать, мотивация изучения предмета отсутствовала. Участие в олимпиадах резко сократилось, победы отсутствовали, поступление в технические ВУЗы сократилось. Создав мощную информационную систему (радио, телеграф, телефон, телевизор, компьютер), физика терпела крах в глазах моих учеников. Как можно устоять пред развлекательными телепередачами, увлекательными играми на компьютере, перед часами, проведенными в Интернете. Сегодняшний ученик с огромным трудом ставит цели и делает выводы философского характера, синтезирует материал и соединяет сложные структуры, обобщает и генерализует знания, а тем более находит взаимосвязи в них. Отсутствует научное мировоззрение, представляющее теоретическую систему обобщенных знаний о мире и месте в нем человека.

На разрешение этой проблемы необходима иная методическая система, цель которой: формирование у учащихся цельного системного взгляда на мир, в котором человек рассматривается как часть природы, Земля – как открытая система.В течение последних трех лет я работаю над экспериментом “формирование системного мышления на уроках физики и во внеурочное время в условиях гуманитарной гимназии”.

Через урок и внеурочные занятия, используя новые формы, методы, технологии и техники необходимо формировать системное мышление:

  1. Чтобы знать, как устроен мир, и делать меньше ошибок. Если человек с самого раннего детства (с трех лет) будет знать элементарные основы системного подхода, он не будет делать системных ошибок в своей жизни.
  2. Чтобы правильно формировать свои цели и обеспечивать их выполнение.
  3. Чтобы правильно исследовать любые системы. Быстро изучать любые системы, не тратить время на мелочи, но и не пропускать главное…
  4. Чтобы эффективно управлять системами. Например, организовывать работу различных специалистов.
  5. Чтобы правильно создавать новые системы любой природы. Например, технические системы или фирмы (организационные системы).
  6. Чтобы резко увеличить качество своих решений и сократить время на процесс их принятия.
  7. Чтобы уметь объединять знания многих наук.
  8. Чтобы полнее понять мировоззрение ТРИЗ.
  9. Чтобы не дать себя обмануть, когда объект необъективно расхваливают, рассматривая его только с одной стороны.
  10. Чтобы не дать средствам массовой информации себя обмануть, когда события рассматриваются односторонне.
  11. И, наконец, чтобы научиться прогнозировать события.

Системное мышление предполагает, во-первых, развитое логическое мышление, а во-вторых, понимание системного характера устройства мира и его материального единства.

Теоретические аспекты формирования системного мышления определяют: мышление начинается с познания, а познание начинается с ощущения, которое позволяет распознать отдельные свойства и качества предметов (рисунок 1). Однако в мире нет обособленных изолированных свойств и качеств. Вследствие этого на базе ощущения формируется восприятие, которое дает возможность предмет и явление видеть в целом, в единстве всех его свойств. Это первое целостное представление о предмете, которое должны получить дети на уроке

.

Рисунок 1. Системное мышление 

В своей работе над формированием системного мышления, выделила особенности методической системы: отбор содержания учебного материала и использование техник, формирующих системное мышление. 

Отбор содержания учебного материала в аспекте формирования системного мышления.

При отборе учебного материала я решаю три главных вопроса:

? что изучать на уроках?

? зачем изучать?

? как изучать?

Поэтому возникает принцип отбора и построения учебного материала, связанного межпредметно, научно в системе (рисунок 2)

Отбор и построение содержания учебного материала позволяет организовывать учебную деятельность учащихся, а сами учащиеся реализуют себя как субъекты деятельности. При изучении материала особое внимание уделяется присутствию научных идей, теорий, концепций. В результате органического соединения учебного процесса с теорией познания и логикой ставлю учеников в позицию мыслить. При этом возникает две формы мысли – понятия и суждения. В результате деятельности осуществляется анализ понятий (раскрывать содержание и объем) и их синтезирование (обобщать, делить, находить отношение между ними).  

факт понятия законы теория (концепции) приложения

при этом я учитываю понятия закономерности между физическими величинами применения

Уровни развития понятий.

через приёмы, отражающие индвивидуально-трудовую деятельность.

Рисунок 2. Система развития знаний

Учитываю логику отбора содержания

  • Выделила стержневые линии
  • Выделила основные понятия курсов
  • Выявила межпредметные понятия
  • Разрабатываю апробацию техники обучения, формирующие системное мышление
  • Разработала экспериментальные учебные занятия
  • Есть научные публикации

Основными стержневыми линиями изучения мира, окружающего нас, на уроках физики, химии, биологии, географии является: энергия и материя, состоящая из поля и вещества.

Уже в 7-8 классах при объяснении большинства явлений обращаюсь к понятию – вещество, изучая основные положения молекулярно-кинетической теории. В 8 классе на уроках химии применяется атомно-молекулярное учение к объяснению химических явлений. В биологии и географии используется молекулярно-кинетическая теория (стержневая линия – вещество) при объяснении явлений биологических и природных.

Проанализировав изучаемый материал, я и учитель биологии Мухомедзянова Т.Н. выделили темы уроков биологии, географии, физики, химии, на которых идет работа над понятием “вещество” и предложили темы интегрированных уроков по стержневой линии. Мною также были разработаны и проведены интегрированные уроки:

  • “Электрический ток в растворах и расплавах электролитов. Закон электролиза. Применение электролиза” – 10 класс.
  • “Свойства света в биофизике”. – 11 класс.
  • “Колебания и волны” – 11 класс.
  • “Магнитные колебания. Катушки с током. Электромагнит” – 8 класс.

На уроках и внеурочное время использую методы, формирующие системное мышление учащихся:

  • метод структурно-логических схем
  • метод ассоциаций
  • метод ориентированно-исследовательской деятельности.

Техники, формирующие системное мышление учащихся: мудрые совы, черный ящик мозговой штурм, дом, снежный ком, шпаргалка, почтовая корзина, диагностические задания, звезда, задания на рефлексию, карта мыследеятельности, памятка, карточки скажут все.

 Учебную деятельность я рассматриваю как основу формирования всех способностей, как форму освоения знаний и умений, форм общения, способов познания, способов поведения и т.д. Мои педагогические усилия на ориентацию деятельности учащихся в формах и способах его развивающих. В формировании системного мышления я выбираю элементы технологий для достижения своей цели:

  • Проблемное обучение
  • Укрепление дидактических единиц – УДЕ (П.М. Эрдниев)
  • Информационно-коммуникативные технологии

Главной задачей моей работы, наряду с формированием системного мышления учащихся, является формирование операций абстрактно-логического мышления. Ставила задачи:

  • определить уровни развития мыслительных операций и системности мышления учащихся в процессе инновационного обучения
  • определить динамику развития мыслительных операций и системности мышления учащихся

Богатая практика работы привела меня к мысли, что системное мышление формируется не у всех учащихся одинаково. Существует три уровня сформированности системного мышления. Низкий, который характеризуется тем, что ученик знает понятия, алгоритм конструирования, приемы мыслительной деятельности, может их пересказать, но сам этими приемами не оперирует, и не применяет при решении учебной задачи. Средний характеризуется тем, что обучаемый выделяет внутрепредметный и межпредметные понятия и только изредка использует их при решении поставленной задачи. Высокий, когда ученик умело оперирует общепредметными понятиями, часто пользуется приемами мыслительной деятельности, объясняет причины своих решений по применению понятий в смежных областях знаний.

Работа над формированием системного мышления оказывает положительную роль на повышение качества знаний по предмету и интерес к учению, а следовательно положительные эмоции ребенка, возросла мотивация изучения предмета – предпосылка интереса к знаниям и применения для выбора будущей профессии.

Список литературы.

  1. Байкова Л.А., Гребенкина Л,К, Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – М., 2001
  2. Бельчикова О.Е. Педагогическая технология. - Белгород, 1998
  3. Газман О.С. Содержание гуманистического образования; О.С. Газман, Р.М.Вейсс, Н.Б.Крылова – М.: Инноватор, 1995-103с.-(Новые ценности образования. Вып.2)
  4. Гин А.А. Приемы педагогической техники – М.: Вита-Пресс, 2006-112с.
  5. Гузеев В.В. Педагогическая техника в конспекте образовательнх технологий. – М.: Просвещение, 1985 – 128с.
  6. Зверева Н.М. Практическая дидактика для учителя. – М., 2001
  7. Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики – М.: Просвещение, 1985-128с.
  8. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок - Воронеж, 2001
  9. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок – Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2005.-288с.
  10. Ланина И.Я.Формирование познавательских интересов учащихся на уроках физики – М.: Просвещение, 1ё985.-128с.
  11. Ланина И.Я. Не уроком единым: Развитие интереса к физике – М., Просвещение,1991 -223с.
  12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1986 – 18с.
  13. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2002
  14. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. –М., “Народное образование”, 1998
  15. Страницы современной педагогики: диалог теории и практики/ под ред. С.М.Годника. – Воронеж, 1998, с. 174-175
  16. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996
  17. Перышкин А.В. Физика. Учебник для 8 кл. сред. шк. – 3-е издание, стереотипное – М.: “Дрофа”. 2001 г.
  18. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике. Учебное пособие для учащихся 7-9 кл. ср. шк. 19-е издание, переработанное и дополненное – М.: “Просвещение”. 2005 г.
  19. Курочкина Г.Л. Физика. Тесты. 8 кл. – М.: “Издат-школа XXI век”. 2003 г.
  20. Пеннер Д.И., Худайбердиев А. Программированные задания по физике для 6-7 кл. ср. шк. Дидактический материал. Пособие для учителя. Издание 2-е, переработанное. – М.:   Просвещение”, 1985 г.
  21. Пайкес В.Г., Ерюткин Е.С., Ерюткина С.Г. Дидактические материалы по физике. 8 кл. – М.: АРКТИ 2000 г.
  22. Туркина Г.Ф. Опыты в домашней лаборатории: физика. Выпуск 2 – М.: Оригинал – макет. 2002 г.
  23. Родина Н.А. и др. Примерное планирование учебного материала по физике в 7-8 кл. Физика в школе, 1989 №4,6
  24. Хорошавин С.А. Физический эксперимент в средней школе: 6-7 кл. – М: “Просвещение”. 1988 г.
  25. Демонстрационные опыты по физике 6-7 кл. ср. шк. /Под редакцией Покровского А.А./, 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: “Просвещение”. 1979.
  26. Диск “Уроки физики Кирилла и Мефодия” 7-8 кл. Виртуальная школа “Кирилла и Мефодия”. 2000г., 2002 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ