Цели урока:
- Воспитывать у учащихся внимательное отношение к окружающему миру.
- Развивать память, воображение детей, учить их владеть основными мыслительными операциями (анализ, сравнение и т.д.), устанавливать причинно-следственные связи.
- Обобщить, углубить и расширить знания о природе, населении Африки, умении работать с дополнительной литературой.
Оборудование:
Карты по Африке; атласы; карта путешествия (маршрут); стенд с подборкой литературы и репродукций; фрагменты видеофильма “Африка”; будильник ; художественная кисть; 5 копеек (пятак).
На столах учащихся - приложения №1 и №2.
Ход урока
Учитель: Ребята, давайте посидим тихо и послушаем (слушают, как идут часы). Что отсчитывают часы? Слышите, как быстро идет время, можно сказать, бежит и даже катится! И, двигаясь по кругу, стрелки часов начали отсчитывать время нашего урока.
Тема урока: “Путешествие по Африке”.
“Гуляя по тенистой роще, египетский жрец беседовал со своим учеником.
“Скажи мне”,- спросил юноша, “Почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом. Как же так, что и для тебя осталось столь много неясных вопросов”?
В раздумье жрец начертил посохом перед собой два круга:
маленький и большой. (На доске чертится два круга: маленький и большой).
“Твои знания- это маленький круг, а мои- большой. Но все, что осталось вне кругов -неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем больше круг знаний, тем больше его граница с неизвестным. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов”.
Цель нашего урока: расширить крут своих знаний по второму по величине материку мира - Африке.
Совершая заочное путешествие. Пусть эпиграфом нашего урока будет слова Паустовского:
“Познания и странствия неотделимы друг от друга.
Это непременное качество всех путешествий - обогащать человека огромностью и разнообразием знаний”.
Самым главным на судне является капитан, все его команды выполняются беспрекословно. Капитан самый знающий, опытный, настоящий морской волк. Сейчас мы узнаем, кто же будет капитаном в столь опасном путешествии.
Задание: Кто назовет больше географических объектов в Африке, связанных со словом “самый-самый” и при этом правильно покажет на карте.
Ученик. Вручается медаль капитана.
Учитель: Штурмана на корабле уважают за находчивость, ценят за умение и любят за юмор.
Задание: Дайте характеристику физико-географического положения материка,
Штурман задает вопросы, дает адрес территории, по которому ее можно найти на Земле, а помощник штурмана отвечает, показывает на карте.
(Вручаются медали штурмана и помощника штурмана).
Учитель: Готовясь к поездке в Африку, мы столкнулись с проблемой, а какую же одежду взять с собой в путешествие. Для этого давайте зайдем в архив и посмотрим материалы наблюдений, проводившихся в разных районах континента на метеостанциях.
Задание: Возьмите приложение №1, на нем изображены климатические диаграммы. Охарактеризуйте их и о своих исследованиях расскажите товарищу по парте (по очереди). Затем вместе решите, что нам необходимо взять в путешествие и почему? Свои ответы представьте на совет команды (На обсуждение 3 минуты).
Ответ учеников: плащ от ливневых дождей, от песка головной убор, длинные куски
ткани или теплые вещи па июль, обувь, свободную длинную одежду.
Учитель: А теперь нам предстоит далекий путь. Он будет непрост, но я надеюсь, что вы помните, в опасных странствиях дороже золота ценятся знания, умения и дружба. Давайте проверим, готовы ли мы к путешествию.
Задание: Взять приложение №2 и ответить на вопросы по подготовке к путешествию (Время для ответа три минуты).
Учитель: Наш корабль покидает морской порт Санкт- Петербург, Определите его координаты:
(Ученики работают с атласом).
Учитель: Мне в руки попало письмо начинающего, очень юного юнги. Он рассказывал нам о своем первом путешествии и наделал много ошибок. Чтобы наше плавание было с “попутным ветром” найдите эти ошибки.:
“Теплоход очень быстро шел на юго-запад вдоль берегов Скандинавского полуострова, пользуясь холодным Северо-Атлантическим течением. Огибая этот полуостров, теплоход пересек Северный тропик, где, как известно, солнце 22 декабря каждого года находится в наивысшем положении, в зените. Двигаясь на юг, вдоль восточного побережья Европы, теплоход через Гибралтарский пролив вышел на Средиземное море. Лучи заходящего солнца ярко освещали нос корабля и капитанскую рубку. Когда слева по борту, на африканском берегу, мы увидели мальчишек, что-то радостно кричавших, проходившему мимо теплоходу.
Мы прибыли к устью самой большой реки мира - Нил.
Задание: Определите координаты устья реки Нил.
“Реки-посланцы неба”,- утверждал в бессмертных своих творениях древнегреческий поэт Гомер. В древнем египетском гимне Нилу есть такие слова: “ Слава тебе, Нил, явившийся на Землю. Ты орошаешь сады и поля, созданные природой, чтобы дать нам жизнь.
Ахмад Шауки- известный поэт Африки писал:
Как сладость надежды
Нам влага его дорога,
Как амбра, смуглы
И душисты его берега.
|Пусть мутен и глинист-
Он райские земли затмил
Святой, полноводный, извечный Кормилец наш - Нил!
Задание: Расскажите о реке Нил. Почему ее считают кормилицей, источником жизни?
Ученик:
- источник влаги
- тропические дожди (с июня по октябрь), разливается верховье Нила и затопляет долину.
- притоки в экваториальном и субэкваториальном климатических поясах.
Учитель: Нам предстоит интересная и увлекательная работа по изучению флоры и фауны Африки.
Задание: О какой природной зоне идет речь?
Ученик: Рассказывает о природной зоне - экваториальные леса, не называя зону.
Занимательные вопросы:
- Что лишнего в этом списке? Молочай, кофе, банан, фикусы, пальмы.
- Жесткие, плотные, блестящие, как бы
лакированные. Что это и почему?
(Листья верхнего яруса деревьев в экваториальном лесу имеют такую поверхность для отражения солнечных лучей и предохраняет от ливневых потоков дождя). Обнимая хозяина, вьюсь,
Лезу вверх, высоты не боюсь,
Я, с хозяином так обнимаюсь,
Я все выше и выше взбираюсь
Чтоб гирляндой потом с высоты ниспадать! Кто я есть? (Лиана).- Рисунок уха, художественная кисть, 5 копеек
(пятак). Какая существует связь этих предметов с
экваториальным лесом?
( в экваториальном лесу обитает кистеухая свинья).
Рисунки: черепахи, антилопы, вельвичия.
Что объединяет эти вещи? Как они приспособились к жизни в этой природной зоне?
(Запас влаги, короткий ствол-50см, два плотных кожистых листа 3 м отражают солнечные лучи, прячутся в расщелинах, долго обходятся без воды, пробегают большие расстояния в поисках воды и пищи).
Учитель: Мы попали на праздник к одному из народов Африки.
Задание: В каком регионе Африки мы сделали привал? Кто населяет этот регион? Кто составляет основную часть жителей материка?
(Ответить на вопросы, составить диалог с коренным населением Африки и продемонстрировать его после просмотра видеосюжета).
Учитель: С незапамятных времен человечество украшает себя разнообразными драгоценностями. Но, оказывается, что ювелирные украшения с драгоценными камнями и самоцветами не только украшают, но и обладают возможностью влиять на своих владельцев. Легенды о целебных и магических свойствах камней передавались из столетия в столетие.
-О каком камне идет речь?
- В таежных и диких лесах Сибири, Далекой Африке
Найдены россыпи ценных камней, По твердости нет им равных.
(Алмаз). - Это самый популярный, самый драгоценный камень
на Земле. Этот камень придает силу, твердость,
мужество. Усиливает остроту ума. Где на
территории Африки месторождения алмазов?
Ученики: показывают на карте Держу я камень на ладони
И не спешу его бросать
Чтоб книгу мудрую природы
Неторопливо пролистать.- Лунный камень очень красивый, с голубовато- серебристым оттенком. Символизирует нежность, загадочность.
- Рубин - камень любви, гнева, пламени.
Предохраняет от тяжелых
заболеваний. - Янтарь - камень Солнца. Защищает от болезней щитовидной железы, ангины. Это уникальный “очиститель” нашего организма.
- Сердолик - камень легенда, оберегает все живое
от смерти, болезни,
дарует счастье.
Человек, верящий в магическую силу исцеляющего камня, лучше сопротивляется невзгодам.
Учитель:
В минуты грусти и тревоги,
Чтобы печали сбросить бремя
Кладите камни на ладони -
У вас в руках застынет время!
Вспомните легенду, рассказанную в начале урока. Как вы думаете, круг ваших знаний стал шире?
Домашнее задание: Приготовить репортаж в любой форме (стихотворение, сказка и т.д.) об Африке.
Творчество учащихся.