Урок русского языка в 4-м классе по теме "Правописание глаголов"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Обобщить и закрепить знания детей о правописании глаголов.
  • Повторить изученные орфограммы: “Правописание безударных окончаний глаголов”, “Мягкий знак после шипящих в глаголах”, “Правописание тся, ться”, “Правописание приставок в глаголах”, “Правописание не с глаголами”.
  • “Правописание буквы ё под ударением в окончаниях глаголов”, “Правописание суффиксов глаголов”.
  • Развивать логическое мышление, внимание, самоконтроль младших школьников путём использования приёмов самоконтроля при формировании орфографических умений.
  • Воспитывать чувство взаимопомощи, дружеского отношения друг к другу.

Оборудование: карточки с заданиями для групп.

Ход урока

І. Организационный момент.

ІІ. Вводное слово учителя.

- Вчера вы выполняли тест. Цель его написания была - проверить ваши знания орфограмм о правописании глаголов. Тест вы проверяли сами. Я его ещё раз проверила и, в основном, согласна с вашими отметками.

Тест показал, что многие орфограммы у нас ещё не совсем хорошо усвоены, необходимо над ними работать. Этим мы сегодня и займёмся. Начнём с орфограммы, на которую было допущено самое большое количество ошибок.

ІІІ. Сообщение цели урока.

- Сегодня на уроке мы с вами будем отрабатывать изученные орфограммы правописания глаголов, готовиться к предстоящему диктанту.

Работать будем по группам. На группы мы разделились заранее, ответственные в каждой группе назначены. Приступаем к работе.

ІV. Повторение, закрепление изученного материала.

а) Орфограмма “Правописание безударных окончаний глаголов”.

Группы получают задания:

- Восстановите правило.

Если у глагола безударное личное окончание, то спряжение определяется по _____________________________________________________________________________________.

Ко 2-му спряжению относятся глаголы, которые в начальной форме оканчиваются на ________ (кроме глаголов___________________________________) и 11 глаголов-сключений __________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

К 1-му спряжению относятся ________________________________________________.

- Проспрягайте глаголы сверкать, дышать. Выделите окончания.

  сверкать дышать
ед. ч. мн. ч. ед. ч. мн. ч.
1 лицо        
2 лицо        
3 лицо        

- Вставьте буквы в окончания глаголов. Письменно докажите свой выбор. Выделите окончания глаголов. Обратите внимание на образец.

(плавать – не иск., 1 спр.) плавает

Февраль холодом (______________________) ве…т. Что может на таком морозе расти? Если вы (_______________________) посмотр…те внимательнее, то(_________________)

узна…те удивительную вещь. Вот (_______________________________) вид…те холмик на припёке с тёмной проталиной? (__________________________) Дыш…т земля и продышала себе в снегу окошечко – весну (__________________________) высматрива…т. А в окошечке зелёное пятнышко. Это пастушья сумка. С приходом холодов она просто (_____________________________) засыпа…т, как медведь в берлоге. Лишь только (_____________________________) пригре…т немного солнце, (____________________) подта…т снег, пастушья сумка преспокойно цветёт дальше.

Ложь человека не (________________________________) крас…т.

Мир (_________________________) стро…т, а война разруша…т.

Труд (_________________________) корм…т и (___________________________) одева…т.

Глупый (______________________) осуд…т, а умный (____________________) рассуд…т.

Дружба, как стекло, разобьёшь – не (_________________________) слож…шь.

Как волка не корми, а он всё в лес (____________________________) смотр…т.

Кто Родине (_________________________________) изменя…т, того народ (________________________) презира…т.

- Проверим.

- Оцените работу своей группы.

б) Орфограмма “Мягкий знак после шипящих в глаголах”.

Группы получают задания:

- Восстановите правило.

Во _____________________глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак.

- Данные в скобках глаголы поставьте в форму 2-го лица единственного числа.

В бою (побывать)____________________, цену жизни (узнать)_____________________.

Слово (сказать)_____________________, как узлом (завязать)________________________.

Близок локоток, да не (укусить)_____________________________.

Чего себе не (хотеть)________________________, того другому не делай.

Крепкую дружбу и топором не (разрубить)_____________________________.

Не рой другому яму – сам (упасть) ________________________________.

Не (разгрызть) ______________________ореха – не (съесть) ______________ядра.

Не (потрудиться) _________________________ - мёду не (поесть) _______________.

- Проверим.

- Оцените работу своей группы.

в) Орфограмма “Правописание тся и ться”.

Группы получают задания:

- Восстановите правило.

На конце глаголов слышится [ца], а пишется тся или ться. Если глагол употреблён в начальной форме (отвечает на вопрос что делать? что сделать?), на конце пишется _______.

Если глагол употреблён в формах 3-го лица единственного или множественного числа (отвечает на вопросы что делает? что сделает? что делают? что сделают?) на конце пишется _____________________.

- Зачеркните слова, в которых записывается сочетание ца.

Ули[ца], труди[ца], тепли[ца], познаю[ца], деви[ца], боит[ца], сиди[ца], красави[ца], медведи[ца], говори[ца].

- Впишите оставшиеся слова вместо пропусков, чтобы получились пословицы.

Транскрипцию замените буквенной записью.

Друзья________________________ в беде.

Недаром ________________________, что дело мастера ______________________.

Кто любит ____________________________, тому без дела не ____________________.

- Отгадайте загадки. Допишите слова.

Когда всё укрыто седыми снегами

И солнышко рано прощае_______ с нами?

(__________________)

Злая, как волчи_________,

Жжё__________, как горчи________.

(________________)

Может и разби ________,

Может и свари ________,

Если хочешь в птицу

Может преврати________

(___________________)

Ускользает как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пени ________,

Руки мыть не лени_______ .

(_________________)

Гладишь – ласкае _________,

Дразнишь – кусае ___________.

(___________________)

Кто ни прикасае _________-

За того цепляе ___________.

(__________________)

Нахмури_______, насупи ______,

В слёзы удари ___________-

Ничего не остан ___________________.

(___________________)

Два братца в воду глядя _____________.

Век не сойду _________________.

(__________________)

- Проверим.

- Оцените работу своей группы.

г) Орфограмма “Правописание буквы ё под ударением в окончаниях глаголов после шипящих”.

Группы получают задания:

- Восстановите правило.

Под ударением в окончаниях глаголов после шипящих пишется буква ______________.

- Поставьте глаголы течь, печь, стричь в следующие формы:

1-го лица множественного числа_________________________________________________.

2-го лица единственного числа __________________________________________________.

2-го лица множественного числа_________________________________________________.

3-го лица единственного числа__________________________________________________.

- Проверим.

- Оцените работу своей группы.

д) Орфограммы “Правописание приставок в глаголах”, “Правописание не с глаголами”.

Группы получают задания:

- Восстановите правила.

Глаголы не употребляются с ________________________________________________.

Частица не с глаголами пишется _______________________________, кроме слов, которые ___________________________________________________________________.

- Подчеркните глаголы, которые пишутся с не слитно.

(не)жил, (не)здоровится, (не)лежал. (не)видит, (не)доумевал, (не)хочу, (не)ем, (не)навидит, (не)может, (не)пустить, (не)волить, (не)разлил, (не)взлюбить, (не)завожу, (не)кормил, (не)выучил, (не)наступил, (не)годовать, (не)мечтал, (не)лечил, (не)любить, (не)замёрзло, (не)кричала, (не)был.

- Впишите в пословицы глаголы. Определите, слитно или раздельно нужно писать не.

Невежду лекарствами _________________________________________.

Воду в решете _______________________________________________.

За двумя зайцами погонишься, ни одного ________________________.

Кашу маслом ________________________________________________.

Под лежачий камень вода ______________________________________.

Выше головы ________________________________________________.

Повинную голову меч _________________________________________.

После драки кулаками _________________________________________.

Слова для справок: (не)удержишь, (не)машут, (не)испортишь, (не)течёт, (не)вылечишь, (не)теряй, (не)поймаешь, (не)прыгнешь, (не)сечёт.

- Проверим.

- Оцените работу своей группы.

е) Орфограммы “Правописание суффиксов глаголов”.

1) Орфограмма “Правописание суффиксов –ыва/-ива и суффиксов –ова/ - ева”.

Группы получают задания:

- Восстановите правило:

Суффикс –ыва/ - ива в форме 1-го лица единственного числа________________________.

Суффикс –ова/ - ева в форме 1-го лица единственного числа________________________

____________________________________________________________________________.

- Вставьте нужную букву в суффикс начальной формы глагола. Докажите свой выбор.

Выделите суффиксы.

__________________- запис…вать ___________________- заканч…вать
__________________- успока…вать ___________________- распил…вать
__________________- пол…вать ___________________- гор…вать
__________________- фотограф…вать ___________________- танц…вать
__________________- исслед…вать ___________________- риск…вать
__________________- совет…вать ___________________- выращ…вать
__________________- чувствов…вать ___________________- выш…вать

- Проверим.

- Оцените работу своей группы.

2) Орфограмма “Правописание безударных суффиксов –е, -и, -а, -я перед суффиксом –л в глаголах прошедшего времени”.

Группы получают задания:

- Восстановите правило:

В прошедшем времени перед суффиксом – л пишется та же гласная, что и перед суффиксом__________________________________________________, так как основы_____________________________________________________________________.

- Прочитайте текст. Глаголы, данные в скобках, запишите в прошедшем времени.

Это (быть)___________ давно. (Жить) ___________ на свете человек. Он много (работать) _________________ , рано (вставать) __________________, поздно (ложится)_________________. Солнце всё (видеть)_________________- и в награду (подарить) _____________ ему золотое зёрнышко. (Бросить) ____________ человек зёрнышко в землю. Поле (зеленеть) ___________________полосками. На второй день поле (стать) _____________ золотым, как солнце. На третий день (увидеть) ____________ человек ароматные булки. (Съесть) _______________человек сразу булки и (стать) ___________ таким сильным, что всю землю (засеять)__________________ золотым зерном.

- Прочитайте словосочетания. Найдите ошибки, исправьте их.

Услышел о спектакле, помнил об опасности, поел в апреле, приклеел к тетради, встретил у калитки, зависело от прочности, лаял на прохожих, увидил оленя, устроил скандал.

- Проверим.

- Оцените работу своей группы.

V. Домашнее задание.

- Подумай, какая орфограмма из повторяемых сегодня на уроке, вызывает у тебя трудность. Придумай задание, которое поможет тебе и твоим товарищам её лучше усвоить. Задание можно оформить на отдельном листочке. Самые интересные и оригинальные задания мы выполним на следующих уроках.

VІ. Итог урока.

- Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы:

1. Большинство заданий показались мне: очень простыми, лёгкими, средними по трудности, трудными, очень трудными.

2. Задания были: интересными, скучными.

3. Мне кажется, что моя группа работала на уроке: очень хорошо, нормально, плохо.

4. Мне кажется, что я работал на уроке: очень хорошо, нормально, плохо.

5. Самоё лёгкое задание №____________________________.

Самое трудное задание №___________________________.

Самое интересное задание №________________________.