Цели:
- Обобщить и закрепить знания детей о правописании глаголов.
- Повторить изученные орфограммы: “Правописание безударных окончаний глаголов”, “Мягкий знак после шипящих в глаголах”, “Правописание тся, ться”, “Правописание приставок в глаголах”, “Правописание не с глаголами”.
- “Правописание буквы ё под ударением в окончаниях глаголов”, “Правописание суффиксов глаголов”.
- Развивать логическое мышление, внимание, самоконтроль младших школьников путём использования приёмов самоконтроля при формировании орфографических умений.
- Воспитывать чувство взаимопомощи, дружеского отношения друг к другу.
Оборудование: карточки с заданиями для групп.
Ход урока
І. Организационный момент.
ІІ. Вводное слово учителя.
- Вчера вы выполняли тест. Цель его написания была - проверить ваши знания орфограмм о правописании глаголов. Тест вы проверяли сами. Я его ещё раз проверила и, в основном, согласна с вашими отметками.
Тест показал, что многие орфограммы у нас ещё не совсем хорошо усвоены, необходимо над ними работать. Этим мы сегодня и займёмся. Начнём с орфограммы, на которую было допущено самое большое количество ошибок.
ІІІ. Сообщение цели урока.
- Сегодня на уроке мы с вами будем отрабатывать изученные орфограммы правописания глаголов, готовиться к предстоящему диктанту.
Работать будем по группам. На группы мы разделились заранее, ответственные в каждой группе назначены. Приступаем к работе.
ІV. Повторение, закрепление изученного материала.
а) Орфограмма “Правописание безударных окончаний глаголов”.
Группы получают задания:
- Восстановите правило.
Если у глагола безударное личное окончание, то спряжение определяется по _____________________________________________________________________________________.
Ко 2-му спряжению относятся глаголы, которые в начальной форме оканчиваются на ________ (кроме глаголов___________________________________) и 11 глаголов-сключений __________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________.
К 1-му спряжению относятся ________________________________________________.
- Проспрягайте глаголы сверкать, дышать. Выделите окончания.
сверкать дышать ед. ч. мн. ч. ед. ч. мн. ч. 1 лицо 2 лицо 3 лицо
- Вставьте буквы в окончания глаголов. Письменно докажите свой выбор. Выделите окончания глаголов. Обратите внимание на образец.
(плавать – не иск., 1 спр.) плавает
Февраль холодом (______________________) ве…т. Что может на таком морозе расти? Если вы (_______________________) посмотр…те внимательнее, то(_________________)
узна…те удивительную вещь. Вот (_______________________________) вид…те холмик на припёке с тёмной проталиной? (__________________________) Дыш…т земля и продышала себе в снегу окошечко – весну (__________________________) высматрива…т. А в окошечке зелёное пятнышко. Это пастушья сумка. С приходом холодов она просто (_____________________________) засыпа…т, как медведь в берлоге. Лишь только (_____________________________) пригре…т немного солнце, (____________________) подта…т снег, пастушья сумка преспокойно цветёт дальше.
Ложь человека не (________________________________) крас…т.
Мир (_________________________) стро…т, а война разруша…т.
Труд (_________________________) корм…т и (___________________________) одева…т.
Глупый (______________________) осуд…т, а умный (____________________) рассуд…т.
Дружба, как стекло, разобьёшь – не (_________________________) слож…шь.
Как волка не корми, а он всё в лес (____________________________) смотр…т.
Кто Родине (_________________________________) изменя…т, того народ (________________________) презира…т.
- Проверим.
- Оцените работу своей группы.
б) Орфограмма “Мягкий знак после шипящих в глаголах”.
Группы получают задания:
- Восстановите правило.
Во _____________________глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак.
- Данные в скобках глаголы поставьте в форму 2-го лица единственного числа.
В бою (побывать)____________________, цену жизни (узнать)_____________________.
Слово (сказать)_____________________, как узлом (завязать)________________________.
Близок локоток, да не (укусить)_____________________________.
Чего себе не (хотеть)________________________, того другому не делай.
Крепкую дружбу и топором не (разрубить)_____________________________.
Не рой другому яму – сам (упасть) ________________________________.
Не (разгрызть) ______________________ореха – не (съесть) ______________ядра.
Не (потрудиться) _________________________ - мёду не (поесть) _______________.
- Проверим.
- Оцените работу своей группы.
в) Орфограмма “Правописание тся и ться”.
Группы получают задания:
- Восстановите правило.
На конце глаголов слышится [ца], а пишется тся или ться. Если глагол употреблён в начальной форме (отвечает на вопрос что делать? что сделать?), на конце пишется _______.
Если глагол употреблён в формах 3-го лица единственного или множественного числа (отвечает на вопросы что делает? что сделает? что делают? что сделают?) на конце пишется _____________________.
- Зачеркните слова, в которых записывается сочетание ца.
Ули[ца], труди[ца], тепли[ца], познаю[ца], деви[ца], боит[ца], сиди[ца], красави[ца], медведи[ца], говори[ца].
- Впишите оставшиеся слова вместо пропусков, чтобы получились пословицы.
Транскрипцию замените буквенной записью.
Друзья________________________ в беде.
Недаром ________________________, что дело мастера ______________________.
Кто любит ____________________________, тому без дела не ____________________.
- Отгадайте загадки. Допишите слова.
Когда всё укрыто седыми снегами И солнышко рано прощае_______ с нами? (__________________) |
Злая, как волчи_________, Жжё__________, как горчи________. (________________) |
Может и разби ________, Может и свари ________, Если хочешь в птицу Может преврати________ (___________________) |
Ускользает как живое, Но не выпущу его я. Белой пеной пени ________, Руки мыть не лени_______ . (_________________) |
Гладишь – ласкае _________, Дразнишь – кусае ___________. (___________________) |
Кто ни прикасае _________- За того цепляе ___________. (__________________) |
Нахмури_______, насупи ______, В слёзы удари ___________- Ничего не остан ___________________. (___________________) |
Два братца в воду глядя _____________. Век не сойду _________________. (__________________) |
- Проверим.
- Оцените работу своей группы.
г) Орфограмма “Правописание буквы ё под ударением в окончаниях глаголов после шипящих”.
Группы получают задания:
- Восстановите правило.
Под ударением в окончаниях глаголов после шипящих пишется буква ______________.
- Поставьте глаголы течь, печь, стричь в следующие формы:
1-го лица множественного числа_________________________________________________.
2-го лица единственного числа __________________________________________________.
2-го лица множественного числа_________________________________________________.
3-го лица единственного числа__________________________________________________.
- Проверим.
- Оцените работу своей группы.
д) Орфограммы “Правописание приставок в глаголах”, “Правописание не с глаголами”.
Группы получают задания:
- Восстановите правила.
Глаголы не употребляются с ________________________________________________.
Частица не с глаголами пишется _______________________________, кроме слов, которые ___________________________________________________________________.
- Подчеркните глаголы, которые пишутся с не слитно.
(не)жил, (не)здоровится, (не)лежал. (не)видит, (не)доумевал, (не)хочу, (не)ем, (не)навидит, (не)может, (не)пустить, (не)волить, (не)разлил, (не)взлюбить, (не)завожу, (не)кормил, (не)выучил, (не)наступил, (не)годовать, (не)мечтал, (не)лечил, (не)любить, (не)замёрзло, (не)кричала, (не)был.
- Впишите в пословицы глаголы. Определите, слитно или раздельно нужно писать не.
Невежду лекарствами _________________________________________.
Воду в решете _______________________________________________.
За двумя зайцами погонишься, ни одного ________________________.
Кашу маслом ________________________________________________.
Под лежачий камень вода ______________________________________.
Выше головы ________________________________________________.
Повинную голову меч _________________________________________.
После драки кулаками _________________________________________.
Слова для справок: (не)удержишь, (не)машут, (не)испортишь, (не)течёт, (не)вылечишь, (не)теряй, (не)поймаешь, (не)прыгнешь, (не)сечёт.
- Проверим.
- Оцените работу своей группы.
е) Орфограммы “Правописание суффиксов глаголов”.
1) Орфограмма “Правописание суффиксов –ыва/-ива и суффиксов –ова/ - ева”.
Группы получают задания:
- Восстановите правило:
Суффикс –ыва/ - ива в форме 1-го лица единственного числа________________________.
Суффикс –ова/ - ева в форме 1-го лица единственного числа________________________
____________________________________________________________________________.
- Вставьте нужную букву в суффикс начальной формы глагола. Докажите свой выбор.
Выделите суффиксы.
__________________- запис…вать | ___________________- заканч…вать |
__________________- успока…вать | ___________________- распил…вать |
__________________- пол…вать | ___________________- гор…вать |
__________________- фотограф…вать | ___________________- танц…вать |
__________________- исслед…вать | ___________________- риск…вать |
__________________- совет…вать | ___________________- выращ…вать |
__________________- чувствов…вать | ___________________- выш…вать |
- Проверим.
- Оцените работу своей группы.
2) Орфограмма “Правописание безударных суффиксов –е, -и, -а, -я перед суффиксом –л в глаголах прошедшего времени”.
Группы получают задания:
- Восстановите правило:
В прошедшем времени перед суффиксом – л пишется та же гласная, что и перед суффиксом__________________________________________________, так как основы_____________________________________________________________________.
- Прочитайте текст. Глаголы, данные в скобках, запишите в прошедшем времени.
Это (быть)___________ давно. (Жить) ___________ на свете человек. Он много (работать) _________________ , рано (вставать) __________________, поздно (ложится)_________________. Солнце всё (видеть)_________________- и в награду (подарить) _____________ ему золотое зёрнышко. (Бросить) ____________ человек зёрнышко в землю. Поле (зеленеть) ___________________полосками. На второй день поле (стать) _____________ золотым, как солнце. На третий день (увидеть) ____________ человек ароматные булки. (Съесть) _______________человек сразу булки и (стать) ___________ таким сильным, что всю землю (засеять)__________________ золотым зерном.
- Прочитайте словосочетания. Найдите ошибки, исправьте их.
Услышел о спектакле, помнил об опасности, поел в апреле, приклеел к тетради, встретил у калитки, зависело от прочности, лаял на прохожих, увидил оленя, устроил скандал.
- Проверим.
- Оцените работу своей группы.
V. Домашнее задание.
- Подумай, какая орфограмма из повторяемых сегодня на уроке, вызывает у тебя трудность. Придумай задание, которое поможет тебе и твоим товарищам её лучше усвоить. Задание можно оформить на отдельном листочке. Самые интересные и оригинальные задания мы выполним на следующих уроках.
VІ. Итог урока.
- Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы:
1. Большинство заданий показались мне: очень простыми, лёгкими, средними по трудности, трудными, очень трудными.
2. Задания были: интересными, скучными.
3. Мне кажется, что моя группа работала на уроке: очень хорошо, нормально, плохо.
4. Мне кажется, что я работал на уроке: очень хорошо, нормально, плохо.
5. Самоё лёгкое задание №____________________________.
Самое трудное задание №___________________________.
Самое интересное задание №________________________.