Цели:
- учащиеся должны усвоить знания о реакциях ионного обмена и условиях их протекания.
- продолжить развивать умения написания уравнений диссоциаций веществ;
- работать с таблицей растворимости;
- развивать логическое мышление при распознавании электролитов и неэлектролитов, в сравнении, наблюдении; развивать практические умения и навыки, делать выводы;
- составлять уравнения реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном видах.
Методы и методические приёмы: словесно-наглядные, эвристические, групповая фронтальная лабораторная работа.
Оборудование:
- на столах учащихся: H2SO4, BaCl2, Na2CO3, фенолфталеин, NaOH, 4 шприца, планшетка, таблица растворимости, таблица для заполнения.
- учителю: H2SO4, BaCl2, Na2CO3, фенолфталеин, NaOH, 3 пробирки, в 2-х емкостях: сода и соль, вода, уксусная кислота.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Постановка цели.
Учитель. Ребята, представим, что у вас на кухне в 2-х одинаковых банках без этикеток находятся соль и сода. Как распознать эти два вещества, не пробуя на вкус?
Учитель. Чтобы это узнать, нам необходимо познакомиться с реакциями ионного обмена, определить условия их протекания, научиться писать полные, сокращенные ионные уравнения. Что бы лучше понять механизм реакций ионного обмена, давайте вспомним, какие вещества называются электролитами.
Ученик. Электролиты – это вещества, которые в расплавах и растворах проводят электрический ток .
Учитель. Почему электролиты в растворах и расплавах проводят электрический ток?
Ученик. Электролиты проводят электрический ток, потому что в растворах и расплавах образуются ионы.
Учитель. Что такое электролитическая диссоциация?
Ученик. Процесс распада электролита на ионы называется электролитической диссоциацией.
Учитель. Напишем уравнения диссоциации различных веществ. (К доске 3 ученика работать по карточкам):
- Карта №1. Написать суммарные уравнения диссоциации для веществ: H2SO4, HCl.
- Карта №2. Написать суммарные уравнения диссоциации для веществ: Na2CO3, BaCl2.
- Карта № 3. Написать суммарные уравнения диссоциации для веществ: NaOH, Ba(OH)2
Учитель. Задание классу: выбрать из данного перечня веществ электролиты и неэлектролиты.
KCl, CuO, CuSO4, Cu(OH)2, BaSO4, K2SO4. (с листа).
Для электролитов написать суммарные уравнения диссоциации. (у доски).
Учитель. Проверим записи на доске.
Учитель. Ребята, назовите, из каких ионов образованно нерастворимое вещество BaSO4?
Ученик. Сульфат бария образуется из ионов бария и сульфат-ионов.
Учитель. Назовите вещества, используя таблицу растворимости, растворы которых содержат ион Ba2+ и SO42-?
Ученик. Например, хлорид бария и серная кислота.
Учитель. Запишем уравнение реакции между H2SO4 и BaCl2 (ученик у доски).
Ba Cl2 + H2SO4 = BaSO4 + 2HCl
Учитель. Реакции, протекающие в растворах электролитов, называются реакциями ионного обмена. Чтобы выяснить при каких условиях протекают реакции ионного обмена, проведём лабораторную работу:
Цель: Ознакомиться с условиями протекания таких реакций. (запись в тетрадь)
Опыт № 1. Получение BaSO4.(вместо опыта возможно использование фрагмента урока из “виртуальной школы Кирилла и Мефодия” 9 класс урок № 6)
Учитель одновременно делает у доски.
Учитель комментирует: к раствору BaCl2 приливаем раствор H2SO4.Что наблюдаем?
Ученик: Выпал белый осадок.
Учитель: Запишем полное ионное уравнение, для этого записываем, какие ионы были в растворах взятых веществ и какие вещества образовались.
2H1+ + SO42-+ Ba2++2Cl1- —> BaSO4v + 2H1+ +2Cl1-
Это полное ионное уравнение.
Если сократить правую и левую часть уравнения на одинаковые ионы, то получим сокращенное ионное уравнение.
SO42-+ Ba2+ —> BaSO4v
Обсуждение:
Вопросы классу:
- Какие ионы содержались в растворе до реакции?
- Какие ионы оставались в растворе после реакции?
- В чем сущность данных реакций?
Беседа с классом: обговариваем, что сущность реакции состоит в том, что произошло связывание ионов Ba2+ и SO42-.
Это уравнение показывает сущность данной реакции.
Опыт №2. Получение углекислого газа.
Учитель комментирует: к раствору Na2CO3 прильем раствор H2SO4. (1 ученик записывает реакцию на доске)
Na2CO3 + H2SO4 = Na2SO4 + H2O + CO2
Что наблюдаем?
Ученик: Выделение пузырьков газа.
Учитель записывает полное ионное уравнение и сокращённое ионное уравнение.
2Na1+ +CO32- +2H1+ +SO42- —>2Na1+ + SO42- + H2O+ CO2
CO32- +2H1+ —> H2O+ CO2
Опыт №3. Образование H2O (малодиссоциирующего вещества).
Учитель комментирует: к раствору NaOH добавим 1-2 капли фенола фталеина, раствор окрасился в малиновый цвет, добавим H2SO4. (1 ученик записывает реакцию на доске)
2 NaOH + H2SO4= Na2SO4 + 2 H2O
Что наблюдаем?
Ученик. Раствор обесцветился.
Учитель. Запишем полное ионное уравнение и сокращённое ионное уравнение на доске (1 ученик).
2Na1+ +2OH1- +2H1++ SO42- —>2Na1+ + SO42- + 2H2O
2OH1- +2H1+ —>2H2O
Условия протекания реакций Между растворами электролитов (заполняет ученик). |
Примеры реакций ионного обмена. |
1. | Na2СO3 +СaCl2=СaCO3 +2NaCl 2Na++ СO32- +Сa2++ 2Сl- = СaCO3+2Na+ + 2Cl- Сa2++ СO32-= СaСO3 |
2. | K2СO3+2HCl =2KCl+H2O+CO2 2K++ СO32- +2H+ +2Cl-=2K++2Cl-+H2O+CO2 СO32-+2H+= СO2^+H2O |
3. | NaOH+HNO3= NaNO3+H2O Na++OH-+H++NO3=Na++NO3- + H2O H++ OH-=H2O |
Учитель: Ребята, мы провели реакции ионного обмена. Сделаем вывод: при каких условиях реакции ионного обмена идут до конца? (заполним предложенные таблицы)
Ученик: Реакции ионного обмена идут до конца, если в результате образуется осадок, выделяется газ, образуется малодиссоциирующее вещество, например вода.
Учитель: Вернёмся к нашей проблеме. Предложите способ распознания соли(NaCl) и соды (Na2CO3).
Ученик: К этим веществам нужно добавить кислоту. В какой ёмкости будет наблюдаться выделение газ, там будет сода.
Закрепление материала:
Задание у доски: 1 Выбрать из данного списка реакции идущие до конца, (один ученик)
NaOH+ NaCl —> NaCl+ H2O
AgNO3 + NaCl —>NaNO3 +AgCl
CuCl2 +2NaOH —>Cu(OH)2 +2NaCl
KNO3 +LiCl —>KCl+LiNO3
Дано:
Полное ионное уравнение.
Fe3++3Cl-+3Na++3OH-= Fe(OH)3+3Na++3Cl-
Напишите соответственно ему молекулярное и сокращенное ионное уравнение.
Учитель. Подведём итог нашему уроку: С какими реакциями мы познакомились на уроке?
Ученик. Мы познакомились с реакциями ионного обмена.
Учитель. При каких условиях возможно протекание данных реакций до конца.
Ученик. Реакции ионного обмена идут до конца, если выпадает осадок, выделяется газ, образуется малодиссоциирующее вещество.
Учитель. Задание на дом: §37 упр. 4, 5.
Литература.
- Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Дрофа, 1999.
- “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия” Уроки химии 8-9 класс, 2004.