Цель.
Повторить и обобщить знания учащихся по пройденному разделу “ В стране сказочных человечков”.
Задачи:
Развивающая:
развивать речь учащихся, память, мышление и творческие способности.
Обучающая:
учиться работать с текстом, выразительно читать и полным ответом отвечать на вопросы;
Воспитывающая:
воспитывать у учащихся чувство коллективизма, умение слушать и слышать друг друга, прививать любовь к сказкам;
Оборудование:
- Костюмы для детей (шляпы юных мудрецов),
- костюм Афанасия (для взрослого).
- Костюм взрослого мудреца (мантия и шляпа).
- Мыслители, проектор, компьютер, экран, слайды, кассета с аудиозаписями и видеозаписям.
- Выставка сказок, учебник Е.В.Бунеева “Маленькая дверь в большой мир”, карандаши, альбомы.
Вид:
развивающий урок на проблемной основе.
Тип:
урок повторение, систематизации и обобщения изучаемого материала.
Технология:
здоровьесберегающие технологии, дефференцация и индивидуализация обучения.
Форма проведения: групповая, индивидуальная.
Время проведения:
2 раздел, 24 урок по теме “В стране сказочных человечков”.
Ход урока.
1. Организация учебного процесса.
Дети переодетые входят в класс занимают места под музыкальную композицию группы “Иванушки”, “Дальше моря”
Учитель. Ребята, а что это у нас сегодня случилось, вы нарядно одеты, компьютер, гости? Чьи это проделки, как вы думаете?
Ученик: - У нас праздник. – Волшебство нашего Афанасия.
Учитель. Да, наверное, это он, приготовил нам очередной сюрприз! Только что же со всем этим делать! Хоть бы подсказку дал какую-то!
(в шкафу кто-то чихает, выходит Афанасий)
Афанасий. - Апчхи! - Ну и пылища у вас здесь, непонятно им, чего же непонятного, сделал вам сюрприз, чтобы сказки лучше запомнили, и гостей своими знаниями порадовали! А вот как вы, приветствовали гостей я не слышал.(стук в дверь).
Учитель. Ой, ребята извините, ко мне кто-то пришел!
(выходит, переодевается.)
Афанасий. – Пока, нет Валентины Владимировны, мы с вами поиграем в игру “Здравствуйте”. – Ну, вот теперь я вижу, что здороваться вы умеете.
- Ребята, а давайте сотворим с вами чудо, у вас же клуб юных мудрецов, а Валентина Владимировна, обычная, давайте пока она там разговаривает, мы ее превратим в магистра всех наук Почемучкина. Скажем девиз вашей Изумрудной страны: “Иди вперед всегда вперед дорогою добра”.
Дети говорят девиз Изумрудной страны.( Входит учитель в костюме мудреца, удивляется, дети объясняют причину превращения).
Учитель. Ребята, а как вы думаете, что такое мудрость! А вот в словаре Ожегова: “Мудрость - глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт”.
А Леонардо да Винчи говорил так: “ Мудрость – дочь опыта”. Вот и сегодня мы отправимся в страну сказочных человечков приобретать опыт и становиться мудрее.
Дети читают стихи.
Скажи мой друг, а куда мы поедем путешествовать?
Куда - не знаю пока! Давай пофантазируем!
Мы завтра с тобою покинем квартиру,
И мы путешествовать выйдем по миру
Мы будем свободно шагать налегке,
Веселые песни, держа в рюкзачке!
А если по солнцу шагать постоянно
То к вечеру можно прийти к океану,
И можно на лодке поплыть по воде!
И так путешествовать можно везде!
Где реки, озера и скалы, и горы,
Где гнезда, берлоги пещеры и норы,
Где для человека – дома и дворцы!
Где в библиотеках сидят мудрецы!
И думают, как все устроено в мире?
И как это лапок у кошки четыре?
Нам еще надо чуть-чуть подрасти,
И можем мы выбрать любые пути!
Учитель, скажите?
А, правда, что мудрецы,
Думают, почему у кошки четыре лапки!
Учитель. Конечно! Почему бы и нет!
Но запомни:
Не всякий, кто думает с важным лицом
В жизни может прослыть мудрецом!
Учитель. – Афанасий, а на чем же мы поедем в страну сказочных человечков?
Афанасий. – Чтобы это узнать, вы должны рассказать одну небылицу:
Стихотворение для путешествия:
Была кораблем,
Деревянная ложка,
А небом была,
Оловянная плошка
Мы в ложке под парусом
По небу плыли
Но ложка сломалась на нашу беду
И мы очутились в небесном меду
Мы небо медовое досуха съели
Пришлось на ковре самолете добираться до цели!
Учитель. И так, как вы догадались, мы отправляемся в наше волшебное путешествие на “Ковре – самолёте”. А мудрости на сказочных станциях мы будем набираться все вместе, но только поделимся на две команды: “Аленький цветочек” и “Цветик - семицветик”. Оценивать вас будут мыслители, это ваши одноклассники, которые во время изучения раздела “Сказочные человечки” работали только, на оценку отлично, и конечно им будет помогать наш Афанасий.
Учитель: - ну, что в путь ребята нам пора, набираться новых знаний и опыта.
Первая станция, на которую мы приземлилась :
“Развивалка”
Назовите сказку итальянского писателя где все герои – фрукты и овощи? (Джанни Родари “Приключения Чиполлино”)
Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок)
Назовите героиню русской народной сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом? (Тыква).
Какой герой французской сказки, очень любил обувь и как его за это прозвали? (Кот в сапогах)
Назовите спутников девочки Элли, которые вместе с ней шли В Изумрудный город? (Тотошка, Лев,Страшила, Дровосек)
Афанасий. Ребята, а вы знаете, что сказку “Волшебник Изумрудного города”, написал Александр Мелентьевич Волков, но до него была другая сказка написанная американским сказочником Фрэнком Баумом, которая называлась “Волшебник из страны Оз”. А, Волков, хотел лишь перевести её для нас, но получилась совсем другая увлекательная история, если вам интересно прочитайте и ту и другую сказку.
- А теперь внимание вопрос - какие еще сказки появились на свет, так же как сказка “Волшебник Изумрудного города”?
Дети: - Карло Коллоди и Алексей Толстой братья Пинокио и Буратино.
- Заходер и Алан Александр Милн сказка “Винни Пух”.
Физминутка . Музыкальная композиция “Буратино”
(учащиеся 4 человека показывают движения у доски).
Афанасий:
Вторая станция “Кроссвордная”, вы, должны по описанию угадать сказочного героя:
1.Герой, русской народной сказки, сделанный из теста,(Колобок).
2. Девочка с голубыми волосами, из сказки А.Толстого,(Мальвина).
3.Друг Вини – Пуха,(Пятачок).
4.Мальчик с луковицей на голове, (Чиполлино).
5.Главные герои произведений Дж. Толкина, (Хоббит).
6.Герой А.Толстого – деревянный человечек, (Буратино).
Учитель:
Следующая станция, на которую прибыл наш ковёр самолёт: “Авторская”.
(Вы должны по отрывку из сказки, угадать её автора).
- “… Муми – троль побежал прямо на музыку и внизу у реки увидел Снусмумрика. Тот сидел на перилах моста, нахлобучив на лоб свою старую шляпу, и болтал над водой ногами…” Дети: -Туве Янсон, рассказывают об авторе подготовленные дети.
- “…И вдруг из – за спины у него появился здоровенный паук. Он – тои начал обматывать его паутиной, пока тот дремал. Он видел его глаза, чувствовал, как притрагиваются мохнатые лапы, паук трудился на совесть, опутывая и опутывая Бильбо своими мерзкими нитями..” Дети: - Дж.Толкин, рассказ об авторе.
- “… Следы шли вокруг маленькой ольховой рощицы… и, значит два Буки, если это были они, тоже шли вокруг рощицы, и, понятно, они тоже пошли вокруг рощицы…” Дети: - Алан Милн.
- “…Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой жужелице, он схватил кофейник и выпил всё какао из носика…” Дети: - А.Толстой.
- “…После отъезда хозяина собака немножко погуляла перед домиком взад и вперёд, высунув от жары язык и обмахиваясь хвостом, как веером…” Дети: - Дж. Родари.
- “…Затем он быстро перекинул через подоконник одну за другой свои маленькие толстенькие ножки и очутился в комнате…” Дети: - А. Линдгрен.
Учитель: - Обратите внимание на следующий слайд, это поэт и переводчик Б.В. Заходер,который переводил большинство сказок зарубежных писателей.
Афанасий:
Мы прибыли на станцию: “Избушка сказочного героя”.
Работа по учебнику: (найдите и зачитайте отрывок из сказки, где есть описание жилища героев).
- Жилье Хоббита.
- Жилье Карлсона.
(Ребята зачитывают описания жилья сказочного героя.)
Учитель: - Ну, а эта станция потребует от вас актёрского мастерства, она называется: “Творческая”.
(Вы должны стать артистами театра “Пантомима”, и показать отрывок из предложенной сказки).
- “Сказка о рыбаке и рыбке”.
- “Теремок”.
- “Серебряное копытце”.
Какая сказка здесь лишняя и почему?
Дети: “Серебряное копытце”, потому что её написал автор.
Афанасий: - следующая станция “Угадайка”.
Вы должны угадать по описанию, что лежит в изумрудном ларце.
Назовите предмет и скажите, в какой сказке он присутствует?
- Этот предмет бывает разного цвета, летний и
осенний, и с давних пор повелась традиция, когда
человек входит в дом - то этот предмет снимал,
показывая тем, что человек пришел с добрыми
намерениями!
Дети: - шляпа. - Этот предмет съедобный, используется людьми при
профилактике некоторых заболеваний.
Дети – лук.
Учитель: - и последняя станция, сама весёлая и музыкальная, она называется: “Угадай мелодию”.
В каких экранизациях популярных сказок, прозвучали следующие песенки? (Показ отрывков из мультфильмов и прослушивание музыкальных композиций).
- Буратино
- Песенка “Черепахи Тортилы”
- Песенка Винни - Пуха
- Красная шапочка
- Мы в город Изумрудный
- №12 песенка кота Базилио
Итог урока.
Учитель: – Что понравилось?- Какие моменты урока запомнились особенно? Делаем вывод: “ Опыт – Мудрость”.
Афанасий. В следующем разделе вы познакомитесь со сказочными богатырями и не только с ними. И на прощание я дарю вам как великим мудрецам самый ценный подарок КНИГУ.
Литература.
1.Тутабалина Н.В, Познавательные викторины для детей младшего школьного возраста. Ростов н/Д:“Феникс”, 2006.
2. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Внеклассные мероприятия. М: “Вако”,2006
3.Жиренко О.Е., Обухова Л.А., Праздник – ожидаемое чудо! М: “Вако”,2006.