Урок-аукцион по теме: "Повторение и обобщение учебного материала о предельных, непредельных и ароматических углеводородах"

Разделы: Химия


Цель урока:

  • Закрепить знания об углеводородах.

Задачи урока:

Образовательные:

  • формировать представление о генетической взаимосвязи аренов с другими углеводородами.

Развивающая:

  • развить познавательный интерес к точным наукам на основе создания проблемных ситуаций.

Воспитательная:

  • -воспитать активность, самостоятельность и интерес к предмету.

Планируемый результат:

  • различать гомологические ряды углеводородов;
  • установление генетической связи между углеводородами.

За неделю до урока довести до сведения детей о данном уроке, чтобы они были готовы к нему. На стенде “Сегодня на уроке” вывешиваются вопросы для подготовке.

1.Какие вам известны классы углеводородов? Их общие формулы.

2.Химические свойства углеводородов всех гомологических рядов.

3.Какие виды изомерии присущи алканам, алкенам, аренам?

4.В каких углеводородах встречается sp-гибридизация? Sp2 -и sp3-гибридизация?

5.Для каких углеводородов характерны реакции замещения? Каков механизм этих реакций?

6.Каким углеводородам свойственны реакции присоединения? Каков механизм этих реакций?

7.Напишите уравнения реакций по схемам:

а) метан ацетилен     бензол нитробензол

б) С СН4  СН3СLC2H6 C2H2  CH3-COH

8.С помощью, каких реакций можно распознать бензол, гексен, гексан.

9.Какой объем ацетилена следует взять для получения 100г бензола, если массовая доля выхода составляет 89%?

Структура урока:

1.Организационный момент

2.Аукцион

3. Итоги

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ ( ознакомление с правилами аукциона, получение в банке первоначального капитала)

Правила аукциона.

В течение аукциона учащиеся проходят три тура: открытый, полузакрытый и закрытый.

  • Открытый тур – лоты не зашифрованными вопросами, которые сразу представлены на розыгрыш и сообщается первоначальный балл, за правильный ответ. Ученик, оценив свои знания в данном вопросе, может предложить более высокий балл. Между ребятами идет состязание, кто больше даст баллов за этот вопрос.
  • Полузакрытый тур – это лоты, в которых обозначается только определенная тема вопроса (химические свойства углеводородов). Ученику, который выиграет, читается вопрос.
  • Закрытый тур – это лоты, в которых вопросы полностью зашифрованы от учеников. Ученик сам должен решить пойти на риск и взять этот вопрос или нет.

Каждому ученику в начале аукциона дается стартовое количество баллов – 15. В течение урока это количество может меняться, так как за каждый правильный ответ ученик к первоначальным баллам прибавляет те баллы, за которые он купил вопрос. В случае неправильного ответа баллы вычитаются из исходных. Выигрывает тот, кто к концу урока- аукциона наберет максимальное количество баллов.

II. АУКЦИОН

I тур – открытый

Лот 1 Записать общие формулы углеводородов и выписать в 4 столбика формулы 10 алканов, алкенов, алкинов, аренов (10 баллов)

С6Н6,
C2Н4,
С3Н8,
С2Н2,
С4Н10,
С6Н5-СН3,
С5Н10,
С2Н6,
С8Н14,
С7Н14,
С6Н52Н5

Лот 2 Из приведенных ниже формул веществ выпишите в 2 столбика и назовите (10 баллов)

а) алкены

б) алканы

СН4,
С4Н8,
С5Н12,
С3Н6,
С7Н16,
С6Н12

Лот 3 Запишите формулы следующих углеводородов (10 баллов)

2,4,5 – триметилгексан; 3,3 – диметилбутен –1; 4- метилпентин –1.

II тур –полузакрытый

Лот 1 Химические свойства алканов (15 баллов). В какие реакции вступает этан:

а) изомеризации;

б) замещения;

в) присоединения;

г) дегидрирования.

Лот 2 Химические свойства алкенов (15 баллов). С какими веществами не реагирует этен:

а) хлором;

б) диоксидом углерода;

в) фтороводородом.

Лот 3 Химические свойства алкинов (15 баллов). Какие вещества образуются из ацетилена по реакции Кучерова:

а) уксусная кислота;

б) этанол;

в) ацетальдегид;

г) этиленгликоль.

Лот 4 Химические свойства аренов (15 баллов). Какое вещество не обесцвечивает бромную воду:

а) толуол;

б) пропин;

в) бутадиен – 1,2;

г) этилен.

III тур – закрытый

Лот 1 Какие реакции следует использовать для распознавания трех жидкостей : гексена, гексана и бензола (20 баллов).

а) замещения с участием бромной воды;

б) замещения с участием брома на катализаторе;

в) термического разложения;

г) присоединения водорода на катализаторе.

Лот 2 Напишите уравнения реакций (25 баллов).

            А              Б                      В                               Г                       Д                   Е
Бутан этан хролэтан 1,1 – дихлорэтан  ацетилен бензол  нитробензол.

IV ИТОГИ

Определить сумму наличных

Определить величину подоходного налога (13%)

Вернуть в банк кредит

Объявить победителей.