Цели:
1. Познакомить с буквой Х, х, согласными звуками [х], [х’].
2. Развивать фонематический слух учащихся.
3. Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Оборудование: свеча, колосья пшеницы, хлебные изделия, “золотой” мешочек, рисунок хлебного поля (на доске), конверты со звуками, звуки-шапочки, рушник, каравай, магнитофон.
Ход урока
Приветствие. ( Учащиеся приветствуют учителя и друг друга стоя, чтение стихотворения сопровождается показом).
Ходит солнышко по небу,
Поднимаясь в ранний час,
Чтобы путь продлить свой длинный
По полям и по лесам.
Мы ж, ребята, ежедневно,
Приходя учиться в класс
Обязательно к успеху,
К новым знаниям придём.
II. Ритмическая часть.
(Стук в дверь).
Учитель:
- Кто же это может быть?
Входит девочка - Хаврошечка.
Хаврошечка: - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Хаврошечка. Я пришла к Вам из сказки. Хочу пригласить Вас на хлебное поле.
1.) Учитель:
- Мы идём на прогулку и поём песню. (Учащиеся выстраиваются в большой круг. Поют песню, двигаются по кругу. Песня сопровождается показом).
Песня “Хлебное зёрнышко”. (Сл. П. Синявского, муз. Ю. Чичкова).
1.
Хлебное поле большое, как море,-
Не сосчитаешь колосьев на нём.
В дружном дозоре, в почётном дозоре,
Каждое зёрнышко мы бережём.
Припев:
Зёрнышко, зёрнышко -
Капля золотая, капля золотая
В море урожая.
2.
Зернышко мы согреем заботой
В добрых и тёплых ладонях полей.
Солнышку тоже хватает работы,
Чтобы звенели хлеба веселей.
Припев:
Зёрнышко, зёрнышко -
Капля золотая, капля золотая
В море урожая.
Хаврошечка: - Ребята, какое у нас с вами большое хлебное поле. А как мы посадим хлебные зёрнышки? (Ученики показывают движениями).
2.) Скороговорка. (Посадим зёрнышки).
Хлеб ржаной, батон и булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют
Сил для хлеба не жалеют.
(Ученики повторяют скороговорку 3 раза. Первый раз медленно, второй раз быстрее, третий раз очень быстро. При этом хлопают в ладоши и притопывают ногой).
Хаврошечка:
- Как много у нас зёрнышек, посадим их в землю. (Ученики присели). Из зёрнышек вырастет колосок, он потянется к солнышку (встаём, поднимаем руки вверх). Колоски переплетаются (руками показываем букву Х). Зёрнышки соберем, их надо перемолоть в муку. Испечём из муки каравай.
Идём по нашему полю (по кругу), повторяем стихотворение, выделяя хлебные слова
(слова, которые начинаются с буквы Х). Слова выделяем голосом и хлопком.
3.) Стихотворение с рецитацией.
Каравай земли и неба
На твоём столе –
Ничего сильнее хлеба
Нету на земле.
В каждом маленьком кусочке
Хлебные поля,
А на каждом колосочке
Держится земля.
В малом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И растёт под небом светлым,
Строен и высок,
Словно родины бессмертный
Хлебный колосок.
Учитель:
- Хлебные колоски, которые остались на поле, зимой укрыло одеяло. Какое оно?
Дети:
- Снежное.
4.) Игры:
а) Хаврошечка:
- Ребята, давайте поиграем в игру: “Зёрнышки-снежинки”. Я буду называть слоги с твёрдым согласным звуком [х] (это зёрнышки), а вы с мягким согласным звуком [х’] (это снежинки).
- ха-хя - хы-хи - хо-хе - ху-хю - хэ-хе
б) Эти слоги можно произнести в чистоговорке. Я начинаю говорить чистоговорку, а вы продолжаете.
- хи-хи-хи - сочиняем мы стихи
- ха – ха – ха - очень вкусная уха
-хо – хо – хо – я услышал эхо
- ху – ху – ху - сидит птица наверху
- ух- ух- ух - в поле вдруг запел петух.
в) Хаврошечка:
- Я принесла “золотой” мешочек, а что там мы узнаем, когда построим хлебные ворота. ( Два ученика образуют ворота, в которые будут входить дети. Поют песенку.)
Ай, лю - ли, ай, лю - ли
Наши руки мы сплели.
Мы их подняли повыше
Получилась красота,
Получились непростые,
Хлебные ворота.
Проходите, кто хотите,
И слова вы проносите.
Хаврошечка:
- Надо достать из “золотого” мешочка хлебное изделие, назвать его и составить с ним словосочетание. ( В мешочек можно положить хлеб, батон, булочку, печенье, пирожное, пирожок, ватрушку, пряник, вафли, бублик, сушку). (Дети составляют словосочетания, проходят через ворота по букве Х (буква написана на полу мелом), садятся на своё место, повторяют словосочетания).
Все слова сказали дружно,
Ворота закрыть нам нужно.
III . Основная часть урока.
Учитель:
- Какой звук мы чаще всего произносили и слышали? ([х]). Хотите послушать сказку? Её рассказала мне Хаврошечка. Называется она “Хлебное зёрнышко”.
Свечка, свечечка зажгись,
Ярким светом загорись.
Сказка в гости к нам явись.
Свечка зажигается,
Сказка начинается.
(Учитель накидывает на плечи платок, зажигает свечку и начинает рассказывать сказку).
1). Сказка.
Заболела однажды Хаврошечка, ничего не ела и почти не спала. Врач никак не мог определить причину болезни. Он приходил к девочке, давал разные лекарства, но всё это не помогало. “Попробуйте приготовить для Хаврошечка что-то необычное и питательное, чтобы у неё проснулся аппетит, и тогда она поправится”, - сказал доктор маме. Мама не знала, что хочет Хаврошечка. Она открыла шкаф с разными продуктами и вдруг заметила маленькое хлебное зёрнышко. Мама взяла зернышко, оно пошевелилось и стало горячим. “Испеки из меня лепёшку”, - вдруг сказало зёрнышко. “Как же из такого маленького зёрнышка можно испечь целую лепёшку?”.
- Я зёрнышко непростое. Во мне скрыта великая тайна жизни. Я могу помочь тому, кто даже в самый тяжёлый момент не перестаёт надеяться и верить. “Хорошо”, - сказала мама. Она положила хлебное зёрнышко в воду, оно проросло, затем посадила в горшок, и через некоторое время стал расти колосок. Он подарил маме горсточку хлебных зёрен. Вдруг ей показалось, что зёрнышки в её ладони были горячими, как маленькие сердечки. Мама испекла лепёшку и принесла Хаврошечке. Девочка съела кусочек лепешки, щечки её порозовели, и она улыбнулась. Так, благодаря маленькому хлебному зёрнышку Хаврошечка поправилась. И сегодня она пришла к нам в гости.
Сказка затихает,
Свечка потухает.
(Рассказывая сказку, учитель показывает зёрнышко, колоски, лепёшку).
Вопросы:
- Понравилась сказка?
- Какие чувства возникли, когда слушали сказку?
- Как звали девочку в сказке?
- Какой звук живёт в начале этого слова?
- В каких словах услышали этот звук?
2). Знакомство с буквой. Проживание буквы.
Учитель:
- Звуки [х],[х’] обозначаются буквой Х.
Х – у этой буквы весёлый характер, она никогда не бывает хмурой, очень любит хохотать. Она спряталась в наш рисунок.
(Дети показывают, где спряталась буква. Учитель красным мелом обводит букву Х.
Дети повторяют сказку “Хлебное зёрнышко”.)
3.) Физкультминутка.
Учитель: - Давайте покажем букву Х (Переплетают руки над головой, образуют букву Х).
Хлебушко, хлебушко,
Мы тебя любим,
Ты, словно солнышко
Нужен всем людям.
4). Игра “Живые звуки”.
Учитель:
- Испекли мы хлебушек. Один - хлеб, много – хлеба. Произнесём слово, сколько звуков в слове хлеба? (Учитель вызывает 5 человек. Они – “живые” звуки. Ученики надевают шапочки-звуки. Составляют схему слова хлеба. Остальные ученики работают индивидуально за партами).
Наши звуки встали в ряд
И сейчас заговорят.
(Выходит каждый звук и рассказывает о себе).
Учитель:
- Сколько слогов в слове ХЛЕБА?
- Какой слог ударный?
- Какой звук ударный?
Всё сказали, не забыли
И на место поспешили.
Учитель:
- Какой первый звук в слове ХЛЕБА? (Х).
IV. Закрепление материала.
1) Выкладывание буквы Х зёрнышками.
Учитель:- У вас на столах зёрнышки, которые собрала мама Хаврошечки. Давайте выложим букву Х из пшеничных зёрнышек.
2) Письмо буквы Х.
А теперь пора в тетрадь
Букву Ха нам написать.
Я тетрадь свою открою
И с наклоном положу,
Я, друзья, от Вас не скрою,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
(Учитель еще раз показывает на рисунке букву Х цветными мелками).
Учитель:
- Вот сплелись два колоска,
Получилась буква Ха.
(Пишем букву Х волшебными колосками (ручками). Наклонная прямая слева направо и наклонная прямая справа налево).
Написали аккуратно,
Всем в тетрадь смотреть приятно.
(Хаврошечка проходит и смотрит, как дети прописали букву).
3). Чтение слов.
а) Учитель: Буква Х очень хитрая, она спрятала слово в слове. Найдите слова, которые спрятались.
Смех - мех лопух – пух
Хлопушка – пушка
б) Любит буква Х хвастаться: “Я самая хорошая, я хочу всегда быть первой. Подкралась она к словам и решила схитрить.
САЛАТ-ХАЛАТ
Было вкусное слово салат,
Превратилось оно вдруг в халат.
ГОЛОД – ХОЛОД
Было грустное слово голод,
Оказалось вдруг зимнее холод.
ГЛЕБ – ХЛЕБ
Гулял по полю мальчик Глеб,
Глеб исчез, остался хлеб.
4) Чтение предложений.
Учитель:
- Много слов знает буква Х. Какое самое любимое её слово? (Хлеб). Тот, кто ест хлеб из пекарни буквы Х, он хорошеет, и его всегда хвалят.
Буква Х знает много пословиц.
Какая пословица спряталась среди слов?
ХЛЕБ - ПОЛЕ ВСЕМУ ЗЁРНЫШКО КОЛОСКИ ГОЛОВА
Хлеб - всему голова.
- Как понимаете эту пословицу?
- Какие ещё пословицы Вы знаете?
- Много снега – много хлеба.
- Плох обед – коли хлеба нет.
- Не шуба греет, а хлеб.
- Каждая крошка в ладошку.
- Беречь хлеб – значит беречь жизнь.
- Хлеб бросать – силу терять.
5) Рассказ о хлебе.
Хаврошечка:
- Для людей хлеб – это жизнь. Люди слагают о хлебе песни, легенды, стихи. О хлебе говорят, как о живом существе, называя его – хлеб – кормилец, батюшка. Во все времена люди берегли хлеб. И Вы, ребята, должны ценить и беречь хлеб, как самое дорогое богатство.
Когда я выздоровела, пришла к хлебному полю, поклонилась и сказала: “Спасибо, вам, колоски”. Собрала я зёрнышки, и мы с мамой испекли из зёрнышек каравай в пекарне буквы Х.
Мы гостей всегда встречаем
Пышным, круглым караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.Пышный, мягкий, пропеченный
Подрумянился слегка.
Хлеб с горбушкой золочёной
Шел он к нам издалека.С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим.
Дорогой наш гость и друг
Принимай хлеб – соль из рук!
(В. Бакалдин).
Хаврошечка:
- Я хочу угостить Вас хлебными изделиями. У Вас было хорошо, а мне пора возвращаться в сказку. До свидания, ребята!
V. Итог урока.
- Понравилось сегодня на хлебном поле? Где побывали?
- Что понравилось, запомнилось?
- Как звали нашу гостью?
- Какую букву она принесла? А какая это буква? ( Хитрая, хвастливая, хорошая, хохотушка).
Учитель:
- Мы сегодня сделали доброе дело, вырастили хлебные зёрнышки. Пусть живут с Вами всегда добрые дела.
Прощание.
Пусть живут здесь вместе с нами
Только добрые дела.
А плохие пусть уходят,
Мы их гоним со двора.