Открытый урок по химии в 11-м классе "Скорость химических реакций"

Разделы: Химия


Цели урока:

Образовательная:

  • систематизировать знания учащихся по данной теме.

Развивающая:

  • создать условия для развития навыков самостоятельной исследовательской работы, умения делать выводы, обобщать результаты.

Воспитательная:

  • воспитание ответственного отношения к учебному труду,
  • научить преодолевать трудности, настраиваться на успех в любом деле, формировать навыки сотрудничества.

Оборудование и реактивы:

1. Штативы, пробирки, медная проволока, спиртовки, спички, держалки, гранулы цинка.

2.Раствор HCl, растворы CuSO4 разной концентрации, порошок и кусочек CaCO3, перекись водорода, оксид марганца (IV).

3.Карточки с заданиями для групп.

Задание I группе.

В две пробирки налейте соляной кислоты. В одну опустите гранулу цинка, а в другую – медную проволоку.

- Сравните скорость взаимодействия различных металлов с соляной кислотой.

- в чем, по- вашему, причина различной скорости реакций кислоты с данными металлами?

Задание II группе.

В две пробирки налейте растворы сульфата меди (II) различной концентрации, определив большую или меньшую концентрацию по насыщенности цвета раствора. В каждую из пробирок поместите гранулу цинка.

- В какой из пробирок выделение меди на цинке началось быстрее?

- Как это можно объяснить с точки зрения атомно- молекулярного учения?

Задание III группе.

В две пробирки налейте раствор соляной кислоты. Одновременно в одну пробирку поместите кусочек, а в другую - порошок карбоната кальция.

- В какой из пробирок реакция пойдет быстрее?

- Как это можно объяснить с точки зрения атомно- молекулярного учения?

Задание IV группе.

В обе пробирки налейте раствор соляной и поместите в них по грануле цинка. Одну из пробирок осторожно нагрейте.

- В какой из пробирок выделение газа (какого?) протекает более бурно?

- Как это можно объяснить с точки зрения атомно- молекулярного учения?

 Задание V группе.

В две пробирки налейте перекись водорода. В одну из пробирок осторожно присыпьте несколько кристалликов оксида марганца (IV).

- В какой из пробирок наблюдается бурное выделение газа?

Какой это газ?

- Какую роль в этой реакции выполняет оксид марганца (IV)?

Ожидаемый результат:

1-й уровень: каждый ученик должен знать определение скорости химической реакции и называть факторы, влияющие на скорость химической реакции.

2-й уровень: каждый ученик должен знать определение скорости химической реакции и экспериментально выявлять факторы, влияющие на скорость химической реакции.

Типология урока: урок усвоения знаний в ходе исследования.

Основные этапы урока:

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

3. Актуализация знаний.

4. Практическая часть исследования.

5. Разноуровневое домашнее задание.

6. Подведение итогов урока.

На доске:

Тема исследования: скорость химических реакций и ее зависимость от условий протекания.

Задачи исследования:

1. Дать определение понятию скорости химической реакции.

2. Экспериментально выявить факторы, влияющие на скорость химической реакции.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учащиеся класса делятся на пять исследовательских групп и садятся так, чтобы было удобно проводить эксперимент и обсуждать вопросы вместе.

Учитель: Ребята, я рада видеть вас на нашем уроке. Мне бы хотелось узнать с каким настроением, вы пришли на урок. Помогут выяснить это такие жесты. (Очень хорошее, хорошее, все равно, плохое и очень плохое). Мне приятно, что у вас хорошее настроение, и я обещаю, что оно не испортится к концу урока.

2. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы с вами представим себя исследователями.

Бурно развивается химическая промышленность, и она ставит перед учеными-теоретиками сложные вопросы. Например, что такое скорость

реакции и можно ли ей управлять? Мы с вами сегодня попробуем ответить на эти вопросы.

3. Актуализация знаний.

Итак, перед нами две задачи:

1) дать определение понятию “скорость химической реакции”;

2) экспериментально выяснить, какие факторы влияют на скорость химической реакции.

Для ответа на первый вопрос мы прибегнем к теоретическим рассуждениям.

Давайте воспользуемся принципом аналогий. Вы ведь уже сталкивались с понятием скорости? Вспомните определение скорости движения в физике. “Скорость движения показывает отношение перемещения в определенный промежуток времени”.

А сейчас, для того, чтобы провести аналогию с понятием скорости химической реакции, вашим исследовательским группам нужно будет ответить на вопросы. Обсудив их между собой. На обсужден6ие дается 3 минуты.

1) Что может изменяться при взаимодействии веществ? Например, в реакцию вступают растворы соляной кислоты и сульфата железа определенной концентрации. Почему в закрытом сосуде горящая лучинка постепенно гаснет?

Учащиеся в группах обсуждают ответ на первый вопрос, затем он выносится на общее обсуждение.

Делается вывод о том, что с течением времени в этих примерах изменяются концентрации веществ: концентрация исходных веществ уменьшается, а образующихся – увеличивается.

2) Попробуем записать формулу, выражающую скорость химической реакции с учетом изменяющихся во времени характеристик.

Сначала разберемся подробнее, в каких единицах измерения нам надо выразить концентрацию веществ при характеристике скорости реакции. Для этого ответьте на вопросы:

- Что происходит с молекулами исходных веществ и продуктов в ходе реакции?

Ученики: Количество молекул исходных веществ уменьшается, а количество молекул продуктов реакции увеличивается.

- Какая величина характеризует количество частиц? В каких единицах она измеряется?

Ученики: Количество вещества; в молях.

Учитель: Значит, для характеристики скорости химической реакции удобнее взять молярную концентрацию. Она показывает отношение количества вещества к единице объема и выражается следующей формулой:

?С = ?n/V

Единицей измерения молярного объема является моль/л.

Теперь подставим единицы измерения в формулу скорости химической

реакции: V= ?C/?t моль/л•с

Итак, первую задачу исследования мы выполнили.

Скорость реакции - величина, показывающая изменение молярной концентрации вещества в единицу времени.

Ученики записывают формулу и определение в тетради.

4. Практическая часть исследования.

- А сейчас приступим к выполнению второй задачи. Мы выясним, каким образом можно влиять на скорость реакции.

Для этого каждая исследовательская группа выполнит химический эксперимент по инструкции, записанной на карточке. Ответив на вопросы, вы самостоятельно сделаете выводы. Через 10 минут доложите о результатах своей работы.

Учащиеся выполняют на карточке задания. Учитель выступает в роли консультанта, помогает, если это необходимо, сделать выводы.

После проведения эксперимента от каждой группы выступает один ученик с докладом о результатах экспериментов. Остальные учащиеся при необходимости дополняют его ответ. Ребята из других групп записывают в тетрадь выводы, зарисовывают схемы экспериментов.

Учитель: Итак, мы справились и со второй задачей нашего исследования: выяснили факторы, влияющие на скорость химической реакции.

Они зависят от:

А) природы реагирующих веществ;

Б) температуры;

В) концентрации реагентов;

Г) площади соприкосновения реагирующих веществ;

Д) наличия специальных веществ- катализаторов.

5. Разноуровневое домашнее задание.

На “3”- §13 с.126-139, упр. 1, с. 140.

На “4”- §13 с.126-139,упр.1,2, с.140.

На “5”- §13 с.126-139,упр.4,5, с.140.

6. Подведение итогов урока.

Учитель: Сегодня мы с вами представили себя исследователями. Надеюсь, вам это понравилось.

Рефлексия:

Продолжите фразу:

“Сегодня на уроке я повторил…”

“Сегодня на уроке я узнал…”

“Сегодня на уроке я научился…”

Учитель: Мне бы хотелось узнать какое у вас настроение в конце урока. (С помощью жестов). Давайте постараемся, чтобы каждый из наших будущих уроков был таким же интересным.

Спасибо за урок.