Игровая программа "Знаешь ли ты историю Древнего мира?"

Разделы: История и обществознание


Цель:

  • закрепление, повторения и углубление исторических знаний;
  • актуализация уже известных учащимся знаний по истории Древнего мира;
  • развитие навыков творческо-поисковой работы, развитие навыков индивидуальной работы.

Опережающее задание:

  • повторить материал темы, изучить карту стран Древнего мира,

  • посмотреть дополнительную литературу;

  • подготовить рисунки – вопросы для участников игровой программы.

Ход игры:

Во вводной части учитель формирует задачи игровой программы, объясняет правила:

1. Участники игры за каждый правильный ответ получают один балл.

2. Отвечает на вопрос тот, кто первым поднял руку.

3. Домашнее задание (рисунок и вопрос по рисунку) оцениваются до 2 баллов.

Оборудование:

  • Карты: Древний Египет, Междуречье, Страны Древнего мира.
  • Диапроектор + слайды.
  • Рисунки по истории Древнего мира. (выставка)
  • Выставка книг по истории Древнего мира.
  • “Черный ящик” с предметами-вопросами.
  • Магнитофон.
  • Карточки – даты.

Этапы игры:

  1. Блицконкурс (разминка)
  2. Поймай дату
  3. Покажи по карте
  4. “Черный ящик”
  5. Что ели в древности?
  6. “Рассказ с ошибками”
  7. Крылатые выражения. Библейские сказания.
  8. Кто это?
  9. Что? Где? Когда?
  10. Литература – истории.

I Блицконкурс (разминка)

  1. Где возникли первые государства? (на берегах реки Тигр, Евфрат и в долине реки Нил)
  2. На чем писали египтяне? (папирус)
  3. Как называли сплав меди и олова? (бронза)
  4. Каково расстояние между Двуречьем и Междуречьем? (одна страна)
  5. Какой металл научились обрабатывать ассирийские ремесленники Х веке до н.э.? (железо)
  6. Как называется приспособление для подъема воды в Египте? (шадуф)
  7. Кто впервые стал использовать конницу в боевых действиях? (ассирийцы)
  8. Приспособление для разрушения стен крепостей. (таран)
  9. Первый правитель древнееврейского царства. (Саул)
  10. Они первыми изобрели алфавит. (финикийцы)
  11. какие часы применяли в Египте для измерения времени? (водяные)

Что лишнее? (карточки на доске)

а) Инд,

б) Нил,

в) Тигр,

г) Гималаи

(Гималаи – лишнее, т.к. это горы)

12.Первый человек по Ветхому Завету (Адам).

13.Что лишнее? (карточки на доске) а) Испания, б) Палестина, в) Сирия, г) Финикия. (Лишнее Испания, т.к. это европейская страна).

15.Библейский герой, победивший великана Голиафа. (Давид)

16.Что лишнее? Осирис, Шамаш, Гор, Ра (Шамаш – бог Междуречья)

II Конкурс – “Поймай дату!”

Показываются карточки с датами.

  • 3000 год до н.э. – образование единого государства Египет
  • 2600 год до н.э. – строительство пирамиды фараона Хеопса
  • 1500 год до н.э. – походы фараона Тутмоса III
  • 612 год до н.э. – гибель Ниневии
  • 538 год до н.э. – взятие персами Вавилона
  • 525 год до н.э. – взятие персами Египта

III Конкурс “Покажи по карте и охарактеризуй” страну:

  • Египет;
  • Двуречье
  • Индия
  • Китай
  • Финикия
  • Палестина

IV Конкурс “Черный ящик”

В нем лежат веши, первое появление которых связано с разными странами. Назовите, где впервые появились…

  • Изделия из хлопка (Индия)
  • Монета (Лидия)
  • Изделия из прозрачного стекла (Финикия)
  • Рис (Индия)
  • Шелковая ткань (Китай)
  • Папирус (Египет)
  • Шахматы (Индия)
  • Чай (Китай)

V Конкурс “Скажи, что ели в древности?”

1. Египет: ячменные лепешки, вяленая рыба, виноград, лук, пиво

2. Двуречье: финики, пшеничные лепешки, мед, вино

3. Китай: просо, фасоль, рис, яблоки, сливы, чай

VI Конкурс – “рассказ с ошибками”

Задание: найди ошибки в рассказе, рассказ читается 2 раза.

“Однажды ночью все проснулись от громкого крика: “Вставайте, вставайте! – случилось несчастье!” Открыв глаза, вижу, что хижина полна воды. Это Нил подмыл лессовый берег и началось наводнение. Гонцы Дария I уже спешат во дворец доложить царю. Хорошо, что дороги Ассирии по приказу царя Соломона были сделаны очень широкими и удобными. Гонцы, их еще называют “глаза и уши царя” быстро добрались до столицы – города Вавилона на берегу Средиземного моря и все сообщили царю.”

VII конкурс “Крылатые выражения. Библейские сказания”

Задание: Что означают эти крылатые выражения? Как они возникли? Расскажи.

  1. Ноев Ковчег
  2. Суд Соломона
  3. Иерихонская труба
  4. Великий потоп

VIII конкурс “Узнай Кто это?”

а). Его имя стало известным многим благодаря археологической находке начала XX века

б). Но в древности оно было хорошо известно на Востоке

в). Первые записанные законы носят его имя

г). Он утверждал, что “его слова превосходны, а дела бесподобны”

(Хаммурапи)

после ответов на экране изображение царя Хаммурапи

а) жила в XIII в до н.э.

б) ее имя переводится как “красавица грядеш”

в) действительно она была одной из прекраснейших женщин мира

г) Была женой фараона Эхнатона

(Нефертити)

после ответов на экране изображение Нефертити

IX Конкурс “Что? Где? Когда?”

Задания: Проанализируйте археологические данные, исторические источники и ответьте на вопросы

Какая страна описывается в этом отрывке

“…Простирается в основном (с севера) на юг и, кажется не в малой степени превосходит природной укрепленностью и красотой страны все другие местности… С запада защищена Ливийской пустыней. К востоку одни части страны защищены рекой другие пустыней, болотистыми местами… Четвертая сторона вся омывается защищающим ее морем; плавание вдоль брега крайне продолжительно, а высадка очень трудна, т.к. нельзя найти безопасной гавани”

(Египет)

О какой стране идет речь?

“…плодовые деревья там даже вообще не произрастают: ни смоковница, ни виноградная лоза, ни маслина. Что до плодов Деметры, то земля приносит их в изобилии. Листья пшеницы и ячменя достигают там целые четыре пальца в ширину. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы. Из плодов пальм приготовляют хлеб, вино и мед”

(Двуречье)

Какую информацию о жизни в Двуречье дают археологические данные?

Во время исследования захоронений в шумерском городе Уре были найдены: медные наконечники копий, вазы из глины, алебастра, наконечники стрел из кремня, золотые кубки и кинжалы; украшения (диадемы, пояса, ожерелья) из серебра, золота, лазурита и сердолика; арфы, украшенные золотом, сердоликом и перламутром; колесницы, серебряные модели лодок; изображения быков, кости ослов и волов; пластинки с изображением сцен охоты.

X Конкурс рисунков – вопросов (домашнее задание)

Каждый автор рисунка не только демонстрирует его, но и задает вопросы остальным участникам конкурса.

Жюри оценивает рисунок и вопрос максимально в 3 бала.

Звучит музыка, жюри (в его составе преподаватели, учащиеся старших классов) подсчитывают баллы, объявляют результаты и 3х победителей. Вручаются призы.

В заключительном слове ведущий благодарит всех за проявленное творчество, знания, сообразительность, культуру поведения.

На последнем оценочном этапе, после того как игра закончена, проходит анализ занятия “разбор полета”, выслушиваются оценки и самооценки участников, обсуждается сам ход и результатность игровых действий учеников