Цель:
- профилактика и предупреждение возможности возникновения детских неврозов.
Задачи:
- повысить родительскую компетентность в понимании природы внутренних переживаний и потребностей ребенка дошкольного возраста;
- формировать у родителей умение смотреть на мир глазами ребенка;
- помочь родителям осознать собственную воспитательную позицию в ситуации затруднительного общения с ребенком.
Участники:
- ведущая - старший воспитатель Петрова А.Я., выступающая – старшая медсестра Смирных Н.А.
- родители дошкольников.
- библиотекарь Комоцкая Н.К.- ИКТ (интерактивная доска)
Регламент - 1 час
Классификационные характеристики тренинга:
- организационно-деятельностная;
- с материализованным результатом (игровые рисуночные упражнения);
- в игровом времени;
- с использованием ИКТ (интерактивная доска);
- коммуникативная (устная, письменная, визуальная);
Методическое обеспечение
Методы активного обучения:
- неимитационные (дискуссия);
- неигровые методы (анализ конкретных ситуаций. Действие по инструкции, решение ситуативных задач);
Реквизит:
- анкета «Что вас тревожит в собственном ребенке?»;
- визуальный материал на интерактивной доске (схематические рисунки ситуаций неправильного поведения родителей, фраза «Истерика взрослого - это, как правило, способ манипулирования и эмоционального шантажа, а истерика ребенка...», тезис «Детские истерики как воспитательное средство для родителей, развивающее у них выдержку, терпение и мудрость», рисунок «100 указаний в день»)
- листы бумаги для проведения рисуночных, графических упражнений (4 листа)
Информационный банк:
1. Виноградова Н.Ф., Т.А. Куликова. Дети, взрослые и мир вокруг – М.: Просвещение, 1993 г.;
2. журнал «Управление ДОУ» № 8-2005;
3. Островская Л.Ф., Почему ребенок не слушается - Москва: Просвещение, 1977 г.;
4. Файнберг С.Г., Почему ребенок стал нервным – Ленинград: Медицина, 1975 г.
Сценарный план
Теоретическая часть
1. Почему ребенок растет нервным? (презентация рисунка на интерактивной доске «100 указаний в день» [1; стр. 22-23]) (старший воспитатель Петрова А.Я.)
2. Что такое неврозы и неврозоподобные состояния? (старшая медсестра Смирных Н.А.)
3. Опросник для родителей «Что тревожит вас в собственном ребенке?»
Практическая часть - ведущий старший воспитатель Петрова А.Я.
1. Составление портрета ребенка, который сводит взрослого с ума.
(родители проговаривают характеристики, ведущий или сами родители пишут на интерактивной доске - по возможности некоторые научные определения характеристик зачитываются из словаря по семейному воспитанию.)
2. Разрешение ситуаций затруднительного и неправильного поведения родителей при общении с ребенком (презентация схематических рисунков, обсуждение по подгруппам)
[4; стр. 3, 4-5, 10-11, 19, 23, 29-30]
3. Игровые рисуночные упражнения: «Что я разрешаю своему ребенку?», «Что я запрещаю своему ребенку?», «Что я запрещаю своему ребенку, но иногда уступаю?», «Что я разрешаю, но ставлю условия?»
(каждой подгруппе передаются листы бумаги с данными надписями, родители рисуют или пишут одним словом, затем результаты вывешиваются на мольберте. Обсуждение пунктов памятки «О правилах жизни ребенка в семье»)
4. Выскажите свое мнение:
Истерика взрослого это, как правило, способ манипулирования и эмоционального шантажа, а истерика ребенка...
Вспомните, когда вы последний раз позволяли себе бурную вспышку эмоций? (на интерактивной доске)
5. Придумайте метафору взаимодействия взрослого с ребенком в состоянии истерики.
6. Обсуждение тезиса:
«Детские истерики как воспитательное средство для родителей, развивающее у них выдержку, терпение и мудрость»
7. Кривая истерики на доске:
- концентрация эмоциональной энергии
- эмоциональный выброс
- спад эмоциональной энергии
Как при этом лучше вести себя взрослому?
8. Игра «Связующая нить»
(во время игры родители высказываются о том, какое у них впечатление от тренинга, что могут пожелать).
Ведущий обращает внимание на то, что искренность ответов и доброжелательный настрой сделали данную встречу интересной и познавательной.
Обратная связь. Анкета.
Почему ребенок растет нервным?
(выступление старшего воспитателя)
Причины:
-
Ошибки в воспитании;
-
Неправильное воспитание в раннем детстве;
-
Слабая нервная система.
Отчего происходит нервный срыв?
И.П.Павлов и его ученики установили, что невроз развивается:
- при перегрузке процесса возбуждения;
- при перегрузке тормозного процесса;
- перенапряжение их подвижности, т.е. «сшибки» возбуждения и торможения.