"Мы — дети, мы — личности". Программа воспитания

Разделы: Классное руководство


Паспорт программы

Наименование программы Программа воспитания «Мы - дети, мы - личности» на 2007 – 2011 годы.
Основание для разработки программы

Программа разработана в соответствии с основными направлениями воспитания обучающихся школы, с Программой развития воспитательной системы школы

Заказчик Администрация школы №11
Разработчик программы Юдина Ю.Г., классный руководитель
Цели программы

Личностное развитие воспитанников, обладающих нравственной культурой, интеллектуальным, творческим и физическим потенциалом.

Задачи программы

1) создавать условия для проявления творческой индивидуальности каждого воспитанника;

2) способствовать формированию основ культуры поведения, общения, построения межличностных и деловых отношений;

3) воспитывать высокие моральные качества;

4) воспитывать эстетический вкус;

5) воспитывать патриотизм и интернационализм, терпимость и уважительное отношение к окружающим;

6) развивать навыки самоуправления в классе, школе, проявление инициативы;

7) создавать условия для полноценного физического развития школьников, формировать ценности здоровья и навыки здорового образа жизни;

8) воспитывать стремление стать образованным и культурным человеком;

9) формировать представление об общечеловеческих нормах морали;

10) формировать потребность участвовать в коллективных творческих делах класса;

11) привлекать родителей к совместному досугу, способствуя укреплению семьи;

12) способствовать профессиональному определению учащихся.

Сроки реализации программы 2007 -2011 годы
Исполнители основных мероприятий программы Ученический коллектив 6 класса «Г» МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11», Родительский комитет класса, учителя, работающие в классе
Источники

финансирования

Благотворительные средства родителей

Ожидаемые результаты

В результате осуществления программы нравственный уровень учащихся должен достигнуть высокого показателя, должно быть сформировано патриотическое и гражданское сознание и самосознание, коммуникативная толерантность, позитивная социализация выпускников, должна появиться потребность творческой и интеллектуальной самореализации, а также самореализации в спорте посредством участия в конкурсах, смотрах, викторинах, соревнованиях школьного и городского значения.

Пояснительная записка

Личность – это тот, кто приближается к разгадке своего бытия.
Р. Эмерсон

Воспитание культурного человека – это воспитание человека не только и не столько успешно обучающегося и образованного, сколько воспитание человека нравственного, способного сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества и использовать их в повседневной жизни, демонстрируя это своим поведением, общением, деятельностью.

В настоящее время это достаточно непросто, нравственные приоритеты теряют свою значимость и привлекательность. Именно поэтому основой всякой воспитательной системы школы становится воспитание нравственности.

Воспитание – целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказания им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении. Исходя из определения воспитания в традиционной педагогике основу любой воспитательной системы как процесса составляет создание условий для развития и становления ребенка, его лучших человеческих качеств. Основу содержания процесса нравственного воспитания составляет личностный опыт воспитанника, в котором есть свои ценности, умения и способности, социальные навыки и способы поведения. Воспитатель, зная особенности личностного развития учащихся, должен использовать их для дальнейшего самосовершенствования и саморазвития.

Создание условий для личностного развития воспитанников осуществляется через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, труде.

Воспитательная работа в классе строится на следующих принципах:

  • принцип открытости : учащиеся участвуют в планировании жизни в классе совместно с классным руководителем, вносят коррективы в предложения воспитателя с учетом своих интересов, потребностей и желаний;
  • принцип деятельности: учащимся нужна активная, полезная и значимая деятельность, где они могли бы использовать знания, умения и навыки учебной деятельности, свои способности, таланты;
  • принцип свободы выбора: учащимся необходимо предоставлять возможность выбора задания или дела с учетом их возможностей, интересов, личных качеств;
  • принцип обратной связи: необходимо изучать мнение, настроение, степень участия воспитанников в классе, общешкольных мероприятиях;
  • принцип сотворчества: учащиеся имеют право выбора партнера по выполняемому делу, а также возможность внесения коррективов в сценарий КТД, проявления инициативы и самостоятельности;
  • принцип успешности: каждому учащемуся необходимо чувствовать собственную значимость и успешность.

Основной целью воспитательной работы в классе является личностное развитие воспитанников, обладающих нравственной культурой, интеллектуальным, творческим и физическим потенциалом.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. создавать условия для проявления творческой индивидуальности каждого воспитанника;
  2. способствовать формированию основ культуры поведения, общения, построения межличностных и деловых отношений;
  3. воспитывать высокие моральные качества;
  4. воспитывать эстетический вкус;
  5. воспитывать патриотизм и интернационализм, терпимость и уважительное отношение к окружающим;
  6. развивать навыки самоуправления в классе, школе, проявление инициативы;
  7. создавать условия для полноценного физического развития школьников, формировать ценности здоровья и навыки здорового образа жизни;
  8. воспитывать стремление стать образованным и культурным человеком;
  9. формировать представление об общечеловеческих нормах морали;
  10. формировать потребность участвовать в коллективных творческих делах класса;
  11. привлекать родителей к совместному досугу, способствуя укреплению семьи;
  12. способствовать профессиональному определению учащихся.

Для реализации задач воспитательная работа в классе проводится по следующим направлениям:

1. Нравственное воспитание:

  • эстетическое;
  • этическое;
  • экологическое.

2. Гражданское и патриотическое воспитание.

3. Спортивно-оздоровительное воспитание:

  • физическое воспитание;
  • навыки здорового образа жизни;
  • профилактика вредных привычек,

4. Творческое воспитание.

5. Интеллектуальное воспитание.

6. Самоуправление.

7. Трудовое воспитание.

8. Правовое воспитание.

9. Профориентационная работа.

Организация воспитательной работы в классе включает в себя следующие уровни взаимодействия:

А. Работа с коллективом воспитанников.

Б. Индивидуальная работа с воспитанниками.

В. Работа с родителями:

  • собрание родителей;
  • родительский комитет;
  • индивидуальная работа с родителями.

Г. Работа с коллективом педагогов, работающих в классе.

Д. Работа с социально-психологической службой школы.

Формы работы с коллективом воспитанников:

  • классные часы нравственного, патриотического, интеллектуального, творческого содержания;
  • проведение совместных праздников (родители, педагоги, учащиеся);
  • просмотр и создание видеофильмов, использование аудиозаписей и мультимедийной продукции;
  • экскурсии по городу и Кемеровской области;
  • участие в акциях благотворительной направленности;
  • тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия);
  • организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);
  • проведение «круглых столов», дебатов, дискуссий, деловых и ролевых игр.

Формы индивидуальной работы с учащимися:

  • беседы;
  • контроль успеваемости и посещаемости уроков;
  • вовлечение в коллективные дела класса и школы.

Формы работы с родителями:

  • организационные и тематические родительские собрания;
  • лекторий для родителей;
  • День открытых дверей;
  • проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы);
  • анкетирование и тестирование родителей;
  • индивидуальные консультации специалистов: (социального педагога, психолога);
  • совместные с родителями праздники, именины детей.

Формы работы с педагогами, работающими в классе:

  • беседы;
  • консультации для классного руководителя и родителей;
  • посещение занятий;
  • проведение совместных классных часов.

Формы работы с психологом школы:

  • диагностика и анкетирование;
  • индивидуальные консультации.

Формы работы с заместителем директора по ВР и социальным педагогом школы:

  • курирование малообеспеченных, неблагополучных и многодетных семей, учащихся, находящихся под опекой оказание социальной и материальной помощи;
  • контроль успеваемости и посещаемости подростков «группы риска»;
  • Совет профилактики;
  • рейд с милицией в семьи учащихся, находящихся на внутришкольном контроле и на учете в комиссии по делам несовершеннолетних;
  • индивидуальные консультации.

В результате осуществления программы должен повыситься нравственный уровень учащихся, патриотическое и гражданское сознание и самосознание, коммуникативная толерантность, позитивная социализация выпускников, должна появиться потребность творческой и интеллектуальной самореализации, а также самореализации в спорте.

В программу включены следующие разделы:

  1. Характеристика класса
  2. Планирование воспитательной работы с коллективом класса на четыре учебных года Приложение 1
  3. Планирование индивидуальной работы с учащимися
  4. Планирование работы с родителями
  5. Планирование работы с коллективом педагогов
  6. Планирование совместной работы с социально-психологической службой школы

Список литературы:

  1. Алоева, М.А. Классные часы в 5-7-х классах / М.А. Алоева / Под ред. Г.Н. Сибирцовой. Изд. 7-е, дополн. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 320с.
  2. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. 128с.
  3. Дереклеева, Н.И. Классные часы по теме «Нравственность»: 5 класс / Н.И. Дереклеева. – М.: «5 за знания», 2006. – 196с.
  4. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя. 5-11 классы / Н.И. Дереклеева. – М.: «ВАКО», 2002. – 192с.
  5. Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 2 / Под ред. Н.А. Алексеевой. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 144с.
  6. Классному руководителю. Учеб.-метод.пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 280с.
  7. Классные классные дела: Методические разработки воспитательных дел в классе / Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. Вып. 2. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192с.
  8. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128с.