Паспорт программы
Наименование программы | Программа воспитания «Мы - дети, мы - личности» на 2007 – 2011 годы. |
Основание для разработки программы |
Программа разработана в соответствии с основными направлениями воспитания обучающихся школы, с Программой развития воспитательной системы школы |
Заказчик | Администрация школы №11 |
Разработчик программы | Юдина Ю.Г., классный руководитель |
Цели программы |
Личностное развитие воспитанников, обладающих нравственной культурой, интеллектуальным, творческим и физическим потенциалом. |
Задачи программы |
1) создавать условия для проявления творческой индивидуальности каждого воспитанника; 2) способствовать формированию основ культуры поведения, общения, построения межличностных и деловых отношений; 3) воспитывать высокие моральные качества; 4) воспитывать эстетический вкус; 5) воспитывать патриотизм и интернационализм, терпимость и уважительное отношение к окружающим; 6) развивать навыки самоуправления в классе, школе, проявление инициативы; 7) создавать условия для полноценного физического развития школьников, формировать ценности здоровья и навыки здорового образа жизни; 8) воспитывать стремление стать образованным и культурным человеком; 9) формировать представление об общечеловеческих нормах морали; 10) формировать потребность участвовать в коллективных творческих делах класса; 11) привлекать родителей к совместному досугу, способствуя укреплению семьи; 12) способствовать профессиональному определению учащихся. |
Сроки реализации программы | 2007 -2011 годы |
Исполнители основных мероприятий программы | Ученический коллектив 6 класса «Г» МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11», Родительский комитет класса, учителя, работающие в классе |
Источники финансирования |
Благотворительные средства родителей |
Ожидаемые результаты |
В результате осуществления программы нравственный уровень учащихся должен достигнуть высокого показателя, должно быть сформировано патриотическое и гражданское сознание и самосознание, коммуникативная толерантность, позитивная социализация выпускников, должна появиться потребность творческой и интеллектуальной самореализации, а также самореализации в спорте посредством участия в конкурсах, смотрах, викторинах, соревнованиях школьного и городского значения. |
Пояснительная записка
Личность – это тот,
кто приближается к
разгадке своего
бытия.
Р. Эмерсон
Воспитание культурного человека – это воспитание человека не только и не столько успешно обучающегося и образованного, сколько воспитание человека нравственного, способного сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества и использовать их в повседневной жизни, демонстрируя это своим поведением, общением, деятельностью.
В настоящее время это достаточно непросто, нравственные приоритеты теряют свою значимость и привлекательность. Именно поэтому основой всякой воспитательной системы школы становится воспитание нравственности.
Воспитание – целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказания им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении. Исходя из определения воспитания в традиционной педагогике основу любой воспитательной системы как процесса составляет создание условий для развития и становления ребенка, его лучших человеческих качеств. Основу содержания процесса нравственного воспитания составляет личностный опыт воспитанника, в котором есть свои ценности, умения и способности, социальные навыки и способы поведения. Воспитатель, зная особенности личностного развития учащихся, должен использовать их для дальнейшего самосовершенствования и саморазвития.
Создание условий для личностного развития воспитанников осуществляется через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, труде.
Воспитательная работа в классе строится на следующих принципах:
- принцип открытости
Основной целью воспитательной работы в классе является личностное развитие воспитанников, обладающих нравственной культурой, интеллектуальным, творческим и физическим потенциалом.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- создавать условия для проявления творческой индивидуальности каждого воспитанника;
- способствовать формированию основ культуры поведения, общения, построения межличностных и деловых отношений;
- воспитывать высокие моральные качества;
- воспитывать эстетический вкус;
- воспитывать патриотизм и интернационализм, терпимость и уважительное отношение к окружающим;
- развивать навыки самоуправления в классе, школе, проявление инициативы;
- создавать условия для полноценного физического развития школьников, формировать ценности здоровья и навыки здорового образа жизни;
- воспитывать стремление стать образованным и культурным человеком;
- формировать представление об общечеловеческих нормах морали;
- формировать потребность участвовать в коллективных творческих делах класса;
- привлекать родителей к совместному досугу, способствуя укреплению семьи;
- способствовать профессиональному определению учащихся.
Для реализации задач воспитательная работа в классе проводится по следующим направлениям:
1. Нравственное воспитание:
- эстетическое;
- этическое;
- экологическое.
2. Гражданское и патриотическое воспитание.
3. Спортивно-оздоровительное воспитание:
- физическое воспитание;
- навыки здорового образа жизни;
- профилактика вредных привычек,
4. Творческое воспитание.
5. Интеллектуальное воспитание.
6. Самоуправление.
7. Трудовое воспитание.
8. Правовое воспитание.
9. Профориентационная работа.
Организация воспитательной работы в классе включает в себя следующие уровни взаимодействия:
А. Работа с коллективом воспитанников.
Б. Индивидуальная работа с воспитанниками.
В. Работа с родителями:
- собрание родителей;
- родительский комитет;
- индивидуальная работа с родителями.
Г. Работа с коллективом педагогов, работающих в классе.
Д. Работа с социально-психологической службой школы.
Формы работы с коллективом воспитанников:
- классные часы нравственного, патриотического, интеллектуального, творческого содержания;
- проведение совместных праздников (родители, педагоги, учащиеся);
- просмотр и создание видеофильмов, использование аудиозаписей и мультимедийной продукции;
- экскурсии по городу и Кемеровской области;
- участие в акциях благотворительной направленности;
- тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия);
- организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);
- проведение «круглых столов», дебатов, дискуссий, деловых и ролевых игр.
Формы индивидуальной работы с учащимися:
- беседы;
- контроль успеваемости и посещаемости уроков;
- вовлечение в коллективные дела класса и школы.
Формы работы с родителями:
- организационные и тематические родительские собрания;
- лекторий для родителей;
- День открытых дверей;
- проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы);
- анкетирование и тестирование родителей;
- индивидуальные консультации специалистов: (социального педагога, психолога);
- совместные с родителями праздники, именины детей.
Формы работы с педагогами, работающими в классе:
- беседы;
- консультации для классного руководителя и родителей;
- посещение занятий;
- проведение совместных классных часов.
Формы работы с психологом школы:
- диагностика и анкетирование;
- индивидуальные консультации.
Формы работы с заместителем директора по ВР и социальным педагогом школы:
- курирование малообеспеченных, неблагополучных и многодетных семей, учащихся, находящихся под опекой оказание социальной и материальной помощи;
- контроль успеваемости и посещаемости подростков «группы риска»;
- Совет профилактики;
- рейд с милицией в семьи учащихся, находящихся на внутришкольном контроле и на учете в комиссии по делам несовершеннолетних;
- индивидуальные консультации.
В результате осуществления программы должен повыситься нравственный уровень учащихся, патриотическое и гражданское сознание и самосознание, коммуникативная толерантность, позитивная социализация выпускников, должна появиться потребность творческой и интеллектуальной самореализации, а также самореализации в спорте.
В программу включены следующие разделы:
- Характеристика класса
- Планирование воспитательной работы с коллективом класса на четыре учебных года Приложение 1
- Планирование индивидуальной работы с учащимися
- Планирование работы с родителями
- Планирование работы с коллективом педагогов
- Планирование совместной работы с социально-психологической службой школы
Список литературы:
- Алоева, М.А. Классные часы в 5-7-х классах / М.А. Алоева / Под ред. Г.Н. Сибирцовой. Изд. 7-е, дополн. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 320с.
- Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. 128с.
- Дереклеева, Н.И. Классные часы по теме «Нравственность»: 5 класс / Н.И. Дереклеева. – М.: «5 за знания», 2006. – 196с.
- Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя. 5-11 классы / Н.И. Дереклеева. – М.: «ВАКО», 2002. – 192с.
- Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 2 / Под ред. Н.А. Алексеевой. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 144с.
- Классному руководителю. Учеб.-метод.пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 280с.
- Классные классные дела: Методические разработки воспитательных дел в классе / Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. Вып. 2. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192с.
- Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128с.