Цели урока:
Формировать навык раздельного написания местоимений с предлогами.
- Развивать языковую эрудицию школьника, развивать интерес к языку и речевому творчеству.
- Воспитывать любовь к родной природе, родной земле, ее обитателям.
- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, умение контролировать себя во время работы (следить за осанкой).
Оборудование: магнитофон, кассета, книги В.В.Бианки, портрет писателя, плакат «Предлоги с местоимениями», альбомные листы, фломастеры, карточки с заданиями; конторки, схема - офтальмотренажер..
1. Организационный момент.
Приветствие.
Проверка готовности рабочих мест.
2. Знакомство с темой урока.
Учащимся предлагается прочитать стихотворение и самостоятельно определить тему урока.
Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ
При НИХ на берегу
ЕГО ловили. Но, увы:
Я плавать - не могу!
МЫ ВАМ ЕЕ, ОНА НАМ ИХ,
ВЫ ИМ, обратно НАС.
ОН с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,
А МЫ с НИМ – к НЕЙ от ВАС…
Хоть МНЕ известно, что ОНО
ИХ любит больше ТЕХ, -
Все ЭТО тайной быть должно
Для НАС и ВАС от ВСЕХ…
О чем или о ком идет речь? Поняли вы что-нибудь? А как вы думаете, почему?
Назовите местоимения, которые, встретились в стихотворении (местоимения перечисляются в начальной форме).
3. Запись темы. Каллиграфическая минутка.
Я, МЫ, ТЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ - МЕСТОИМЕНИЯ.
В. НА, ПО, ЗА, ЧЕРЕЗ, НАД, ИЗ, ЗА, ДО- ПРЕДЛОГИ.
Ребята, вам необходимо красиво и аккуратно записать эти две строки в тетрадь. Работу выполняем до тех пор, пока звучит музыка. При письме следим за осанкой.
4. Повторение изученного о местоимении.
(Почему так названа эта часть речи?) Для чего нужны местоимения в нашей речи?
Назовите местоимение 1-го, 2-го, 3-го лица. Как изменяются местоимения?
5. Новая тема.
а) «Реши примеры». (Запиши на доске.)
Прочитал (о ком?) + мест. 2- го л., ед.ч.
Играл (с кем?)+ мест. 3- го л.ед.ч.
Приехал (к кому?) + мест. 3-го л.мн.ч.
б) Работа по иллюстрации.
Цель данного задания – формирование умения правильно употреблять предлоги с
местоимениями.
Задание: замени существительное с предлогом на местоимение с предлогом.
На дереве – на нем, в дупле - в нем, перед домом – перед ним, около дерева –
около него, через мост - через него;
в) Вывод. Местоимения с предлогами пишутся раздельно. У местоимений не бывает
приставок.
Учащиеся приводят примеры: за нас, к тебе, за тобой, от меня, для нас.
6. Закрепление.
Задание: спишите текст, подчеркните местоимения с предлогами.
У нас дома есть хорошая коллекция марок. Вместе со мной марки собирает и мой брат. Мы купили для них альбом. Собирать марки – увлекательное дело. Они помогают лучше узнать жизнь разных народов.
Чем вы любите заниматься в свободное время? (Взаимопроверка)
7. Физкультминутка.
а) Минутка отдыха для глаз.
Упражнения для глаз (по схеме зрительно- двигательных траекторий в методике офтальмотренажей)
- движения глаз по золотисто-коричневым линиям (влево – вправо, вверх- вниз);
- движения глаз по красной линии (по часовой стрелке);
- движения по зеленой линии (против часовой стрелки);
- движение глаз по голубой линии (восьмерка)
(Скрытая физкультминутка.)
в) Работа по рядам « Быстрый художник».
Я читаю стихотворение – загадку Елены Кай. Ваша задача: прослушать стихотворение, отгадать и быстро нарисовать отгадки (1-й ряд на одном листе, 2-й ряд на другом листе, 3-й ряд на третьем)
Утром – так заведено – разомкнешь ресницы,
И к тебе идет оно розовой жар-птицей.А стемнеет – он придет, тоненький смущенный.
Он на цыпочках войдет, долькою лимонной.Срок прошел – плывет она в пелене тумана.
Круглолица и грустна, будто Несмеяна.
Кто же он, оно, она? (Солнце, месяц и луна)
8. Словарная работа. Повторение ранее изученного материала.
В левой части доски записаны слова, справа записаны названия орфограмм. Слова необходимо записать не горизонтально (а беспорядочно: вертикально, в перевернутом виде)
Задание: необходимо распределить и записать слова в два столбика (проверяемые и непроверяемые)
Писатель, месяц, месяц, природа, библиотека, сказки, рассказ, солнце, русский.
Проверяемые | Непроверяемые |
сказки | библиотека |
писатель | русский |
рассказ | природа |
солнце | месяц |
Составьте предложения, используя три слова:
1 вариант - (библиотека, русский, писатель)
2 вариант - (писатель, рассказы, природа)
Дети составляют и записывают предложения в тетрадь.
Назовите имена писателей, рассказывающих нам в своих произведениях о природе, животных.
9. Рассказ учителя. Показ портрета В.В. Бианки.
Виталий Валентинович Бианки – русский писатель, который подарил для детей очень много произведений о природе. Бианки открыл читателям удивительный, многоголосый и многокрасочный мир природы, переполненный загадками и тайнами.
Бианки – писатель, художник, натуралист.
Как вы понимаете слово натуралист?
(Если дети объяснят неточно, проверить значение по толковому словарю)
Натуралист – человек, который занимается изучением природы, естествоиспытатель. (Толковый словарь С.И. Ожегова)
10. Дифференцированная работа.
Задание «Я - корреспондент».
Журналисты, натуралисты, корреспонденты работают в полевых условиях, на ходу, стоя. Я предлагаю каждому из вас на мгновение оказаться корреспондентом. Вам необходимо подойти и выбрать для себя задание. Чем темнее цвет квадратика, наклеенного на карточку, тем задание сложнее. Каждый из вас сам определяет – какое задание он возьмет, (задания закрепляются так, чтобы у учащихся возникла необходимость дотянуться до них.)
Выполнять задания нужно стоя, используя для опоры конторки.
(Все тексты взяты из рассказов В.Бианки.)
Карточка 1.
Задание. Найди и подчеркни местоимения.
Преудивительная у нас водится птичка. Называется плавунчик.
Где бы вы ни жили летом – на Волге, на Кавказе или в жарких степях Казахстана, под Ленинградом, под Москвой или на Камчатке,- всюду вы можете этих птичек встретить.
И всегда неожиданно. А назавтра придете туда, где их видели,- их уж нет. (В. Бианки « Плавунчик»)
Карточка 2.
Задание. Найди и подчеркни местоимения. Определи падеж.
- Я,- говорит,- сидел на берегу с удочкой. Вдруг две вороны летят. Кричат, каркают. А впереди них, - смотрю, какая – то маленькая птичка мчится. Вороны ее ловят, схватить
Хотят. Она из стороны в сторону бросается, кричит. Увидела меня - и прямо - ко мне.
Примчалась и сразу в ноги мне. И сидит «Туик!» -говорит. Я сразу понял: «Защити меня» - просит. (В. Бианки. «Плавунчик»)
Карточка 3.
Задание: Найди и подчеркни местоимения. Обозначь лицо, число, падеж.
А утром Зиньку разбудил веселый, громкий крик воробьев. Она вылетела из гнезда и спросила их:
- Вы что воробьи, раскричались? И люди сегодня всю ночь шумели, спать не давали. Что такое случилось?
- Как? – удивились воробьи. – Разве ты не знаешь, какой сегодня день? Ведь сегодня Новый год, вот все и радуются – и люди, и мы. (В.Бианки « Синичкин календарь»)
11. Самостоятельная работа.
Задание выполняется в тетрадях.
На доске записан текст. Задание для учащихся. Посмотрите внимательно на доску, сформулируйте самостоятельно задание.
(Необходимо подобрать и вставить нужное местоимение.)
Виталий Валентинович Бианки – детский писатель. (…) любил родную землю, (…) дивные леса, степи, реки, горы. В Бианки написал для (…) сказки, рассказы, повести. В (…) писатель открыл удивительные тайны русской природы.
Чтение получившегося текста.
Работа в парах
. Соотнесение местоимения с нужным падежом.
(Задания прикреплены на передней или боковой стенке стола, чтобы учащимся выполнить это задание, им необходимо присесть на корточки).
Задание: Соедини линиями-стрелками местоимения и соответствующие падежи.
мне | И.п. |
на вас | Д.п. |
о нем | П.п. |
ты | В.п. |
12. Домашнее задание.
Русский язык стр.149 №3
13. Итог урока.
Мой друг.
Хорошая книга, мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг.
Ты учишь правдивым и доблестным быть.
Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу.
Без книги хорошей я жить не могу.
Что означает слово досуг?
На досуге я рекомендую почитать рассказы В.В.Бианки.
Какие секреты правописания местоимений вы узнали?
Листок контроля.
Оцени себя сам. Оцени товарища.
Оценка учителя.
Список литературы:
- Волина В. Веселая грамматика.
- Виноградова Н.Ф. Беседы с учителем
- Виноградова Н.Ф. Беседы с учителем 3класс
- Гульчевская В.Г.Педагогические основы современного образования.
- Журнал «Начальная школа» 2004 №3
- Пособие « Писатели – детям»
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М. 2005г.