Приемы работы с бумагой и картоном на уроках трудового обучения

Разделы: Начальная школа


Задачи.

  1. Формирование у учащихся эмоционально – художественной выразительности.
  2. Закрепление приёма вырезания по шаблону.
  3. Освоение приёма вырезания «окошка» с помощью ножниц.
  4. Закрепление приёмов работы с ножницами и клеем (разметка от руки, с помощью шаблона).
  5. Учить экономному расходованию материалов, приёмам аккуратного приклеивания деталей из бумаги.
  6. Развитие пространственного мышления, сообразительности.

Оборудование.

  • Готовая поделка.
  • Шаблоны деталей.
  • Ножницы, клей, карандаш, тряпочка, подкладной лист, цветная бумага, цветной картон.
  • Дополнительный материал к уроку.

Ход урока

I. Организация начала урока.

- Вступительное слово учителя:

(Под музыку учитель читает стихотворение Николая Заболоцкого «Признание» из цикла «Последняя любовь»)

Признание

Зацелована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!

Не весёлая, не печальная,
Словно с тёмного неба сошедшая,
Ты и песнь моя обручальная,
И звезда моя сумасшедшая.

Я склонюсь над твоими коленями,
Обниму их с неистовой силою,
И слезами и стихотвореньями,
Обожгу тебя, горькую, милую.

Отвори мне лицо полуночное,
Дай войти в эти очи тяжёлые,
В эти чёрные брови восточные,
В эти руки твои полуголые.

Что прибавится – не убавится,
Что не сбудется – позабудется…
Отчего же ты плачешь, красавица?
Или это мне только чудится?

- «Любить – значит делать добро» - говорил известный писатель Л.Н.Толстой.

- Как вы понимаете слово любить?

- Что значит делать добро?

II. Чтение наизусть стихов А.С.Пушкина учащимися класса.

«Я вас любил: любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим».

(Встаёт на колено и дарит девочке букет роз.)

«Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой… Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит – оттого,
Что не любить оно не может».

(Берёт руку девочки и целует её)

III. Рассказы детей о празднике влюблённых - «Дне Святого Валентина».

«День Святого Валентина во всём мире отмечается 14 февраля как праздник влюблённых. Своё название он получил в честь христианского мученика Валентина. С давних времён существует легенда, которая рассказывает, что в годы гонений на христиан его заточили в темницу, где узник постоянно тосковал о своей возлюбленной».

«Так случилось, что тюремщиком Валентина оказался отец его любимой девушки, и через него приговорённый к смерти мученик послал записку, в которой объяснился девушке в любви.

Позднее христианская церковь причислила Валентина к лику святых, а влюблённые стали считать его своим покровителем».

«Распространившийся практически повсеместно праздник Святого Валентина в некоторых странах приобрёл местный колорит. Так, в Японии 14 февраля стал, по сути, мужским днём. Женщины дарят своим знакомым мужчинам подарки, а те в свою очередь одаривают их ровно через месяц, т.е. 14 марта, в женский праздник под названием «Белый день».

«Вы знаете, что в 17 веке в некоторых странах был такой обычай: девушка, отправляясь вечером спать в День Святого Валентина, должна была съесть яйцо вкрутую и приколоть к подушке пять лавровых листьев. И тогда во сне ей должен был привидеться суженый».

«В день Святого Валентина можно дарить самые разнообразные подарки: конфеты и духи, машины и дома, украшения и драгоценности. Но лучшим подарком всегда был подарок, сделанный своими руками».

IV. Беседа по вопросам.

- Что такое любовь?

- Кого можно любить?

- Какие чувства говорят о том, что вы любите?

V. Сообщение темы и цели урока.

- Для своих любимых к празднику влюблённых мы сделаем поделку.

(Рисунок 1)

1. Анализ поделки.

- Назовите главные детали поделки.

(сердце, птички, веточка дерева с листочками, шляпа, бантики)

(Рисунок 2)

- Каким видом бумаги мы воспользуемся?

(Красным, жёлтым, коричневым, чёрным картоном; зелёной, красной, белой тонкой бумагой.)

2. Правила работы с инструментами.

- Какие инструменты нам понадобятся для работы?

(Ножницы, карандаш, клей, тряпочка.)

- Назовите правила работы с ножницами; шаблонами.

Правила работы с ножницами.

1) Не держи ножницы концами вверх.
2) Не оставляй ножницы в открытом виде.
3) Передавай ножницы только в закрытом виде, кольцами в сторону товарища.
4) При работе следи за пальцами левой руки.
5) Линия разметки должна оставаться на вырезаемых деталях.
6) При вырезании окружности, поворачивай бумагу по ходу часовой стрелки.

(Рисунок 3)

Правила разметки с помощью шаблонов.

1) При обводке шаблона следи, чтобы он не смещался.
2) Экономно размечай материал.

(Рисунок 4)

(Дети называют правила, а учитель вывешивает схемы-таблицы к этим правилам.)

3. Разметка и вырезание деталей поделки.

- Что спряталось внутри сердечка?

(Валентинка – письмо для любимого.)

«А вы знаете, что самое первое письмо - «валентинку» изготовил в 1415 году герцог Орлеанский. Заточённый в лондонский Тауэр, он написал любовное послание в стихах своей супруге, находившейся в тот момент во Франции».

- На ней мы потом напишем слова любви тому, кого хотим поздравить с праздником влюблённых.

4. Склеивание деталей поделки.

- Теперь нам надо склеить детали поделки.

- Назовите правила работы с клеем.

Правила работы с клеем.

1) Нанеси клей на наклеиваемую деталь.
2) Нанеси клей равномерно тонким слоем.
3) Положи деталь на определённое место.
4) Накрой приклеенную деталь чистым листом бумаги и тщательно притри.

(Рисунок 5)

(Дети называют правила, а учитель вывешивает схемы-таблицы к этим правилам.)

5. Составление композиции.

(Учитель вывешивает детали поделки на доску, дети собирают на местах.)

VI. Подведение итогов урока.

- Посмотрите сами на поделку, покажите товарищу по парте и всему классу.

- Разрешите мне признаться вам в любви и послать вам свою Валентинку.

«В день Валентина
В праздник всех влюблённых,
Желаю Вам я радостных побед!
Счастливым быть, весёлым и любимым,
Забыть невзгоды всех минувших лет».