Задачи.
- Формирование у учащихся эмоционально – художественной выразительности.
- Закрепление приёма вырезания по шаблону.
- Освоение приёма вырезания «окошка» с помощью ножниц.
- Закрепление приёмов работы с ножницами и клеем (разметка от руки, с помощью шаблона).
- Учить экономному расходованию материалов, приёмам аккуратного приклеивания деталей из бумаги.
- Развитие пространственного мышления, сообразительности.
Оборудование.
- Готовая поделка.
- Шаблоны деталей.
- Ножницы, клей, карандаш, тряпочка, подкладной лист, цветная бумага, цветной картон.
- Дополнительный материал к уроку.
Ход урока
I. Организация начала урока.
- Вступительное слово учителя:
(Под музыку учитель читает стихотворение Николая Заболоцкого «Признание» из цикла «Последняя любовь»)
Признание
Зацелована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!Не весёлая, не печальная,
Словно с тёмного неба сошедшая,
Ты и песнь моя обручальная,
И звезда моя сумасшедшая.Я склонюсь над твоими коленями,
Обниму их с неистовой силою,
И слезами и стихотвореньями,
Обожгу тебя, горькую, милую.Отвори мне лицо полуночное,
Дай войти в эти очи тяжёлые,
В эти чёрные брови восточные,
В эти руки твои полуголые.Что прибавится – не убавится,
Что не сбудется – позабудется…
Отчего же ты плачешь, красавица?
Или это мне только чудится?
- «Любить – значит делать добро» - говорил известный писатель Л.Н.Толстой.
- Как вы понимаете слово любить?
- Что значит делать добро?
II. Чтение наизусть стихов А.С.Пушкина учащимися класса.
«Я вас любил: любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим».
(Встаёт на колено и дарит девочке букет роз.)
«Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой… Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит – оттого,
Что не любить оно не может».
(Берёт руку девочки и целует её)
III. Рассказы детей о празднике влюблённых - «Дне Святого Валентина».
«День Святого Валентина во всём мире отмечается 14 февраля как праздник влюблённых. Своё название он получил в честь христианского мученика Валентина. С давних времён существует легенда, которая рассказывает, что в годы гонений на христиан его заточили в темницу, где узник постоянно тосковал о своей возлюбленной».
«Так случилось, что тюремщиком Валентина оказался отец его любимой девушки, и через него приговорённый к смерти мученик послал записку, в которой объяснился девушке в любви.
Позднее христианская церковь причислила Валентина к лику святых, а влюблённые стали считать его своим покровителем».
«Распространившийся практически повсеместно праздник Святого Валентина в некоторых странах приобрёл местный колорит. Так, в Японии 14 февраля стал, по сути, мужским днём. Женщины дарят своим знакомым мужчинам подарки, а те в свою очередь одаривают их ровно через месяц, т.е. 14 марта, в женский праздник под названием «Белый день».
«Вы знаете, что в 17 веке в некоторых странах был такой обычай: девушка, отправляясь вечером спать в День Святого Валентина, должна была съесть яйцо вкрутую и приколоть к подушке пять лавровых листьев. И тогда во сне ей должен был привидеться суженый».
«В день Святого Валентина можно дарить самые разнообразные подарки: конфеты и духи, машины и дома, украшения и драгоценности. Но лучшим подарком всегда был подарок, сделанный своими руками».
IV. Беседа по вопросам.
- Что такое любовь?
- Кого можно любить?
- Какие чувства говорят о том, что вы любите?
V. Сообщение темы и цели урока.
- Для своих любимых к празднику влюблённых мы сделаем поделку.
1. Анализ поделки.
- Назовите главные детали поделки.
(сердце, птички, веточка дерева с листочками, шляпа, бантики)
- Каким видом бумаги мы воспользуемся?
(Красным, жёлтым, коричневым, чёрным картоном; зелёной, красной, белой тонкой бумагой.)
2. Правила работы с инструментами.
- Какие инструменты нам понадобятся для работы?
(Ножницы, карандаш, клей, тряпочка.)
- Назовите правила работы с ножницами; шаблонами.
Правила работы с ножницами.
1) Не держи ножницы концами вверх.
2) Не оставляй ножницы в открытом виде.
3) Передавай ножницы только в закрытом виде, кольцами в сторону товарища.
4) При работе следи за пальцами левой руки.
5) Линия разметки должна оставаться на вырезаемых деталях.
6) При вырезании окружности, поворачивай бумагу по ходу часовой стрелки.
Правила разметки с помощью шаблонов.
1) При обводке шаблона следи, чтобы он не смещался.
2) Экономно размечай материал.
(Дети называют правила, а учитель вывешивает схемы-таблицы к этим правилам.)
3. Разметка и вырезание деталей поделки.
- Что спряталось внутри сердечка?
(Валентинка – письмо для любимого.)
«А вы знаете, что самое первое письмо - «валентинку» изготовил в 1415 году герцог Орлеанский. Заточённый в лондонский Тауэр, он написал любовное послание в стихах своей супруге, находившейся в тот момент во Франции».
- На ней мы потом напишем слова любви тому, кого хотим поздравить с праздником влюблённых.
4. Склеивание деталей поделки.
- Теперь нам надо склеить детали поделки.
- Назовите правила работы с клеем.
Правила работы с клеем.
1) Нанеси клей на наклеиваемую деталь.
2) Нанеси клей равномерно тонким слоем.
3) Положи деталь на определённое место.
4) Накрой приклеенную деталь чистым листом бумаги и тщательно притри.
(Дети называют правила, а учитель вывешивает схемы-таблицы к этим правилам.)
5. Составление композиции.
(Учитель вывешивает детали поделки на доску, дети собирают на местах.)
VI. Подведение итогов урока.
- Посмотрите сами на поделку, покажите товарищу по парте и всему классу.
- Разрешите мне признаться вам в любви и послать вам свою Валентинку.
«В день Валентина
В праздник всех влюблённых,
Желаю Вам я радостных побед!
Счастливым быть, весёлым и любимым,
Забыть невзгоды всех минувших лет».