Система комплексного подхода в физическом воспитании учащихся младших классов сельской школы

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Как показывает анализ научно- методической литературы, поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Наблюдения физиологов, психологов и педагогов показывают, что многие первоклассники, привыкая к статическому положению сидя за партой, непроизвольно снижают свой, необходимый для здоровья, двигательный режим. Так же замечено общее снижение интереса к физической культуре и спорту у младших школьников. Предусмотренные программой содержание и методика физического воспитания младших школьников рассчитаны на здоровых детей и лишь частично способствуют развитию двигательных качеств, а также имеют пассивно- направленное действие на воспитание потребности в физической культуре у младших школьников.

Следовательно, процесс дальнейшего совершенствования физического воспитания первоклассников должен предусматривать создание программ, методик, организационных форм физического воспитания, направленных на усиление тренирующего эффекта занятий, учитывающих возможность дифференцировать нагрузку в зависимости от физического состояния поступивших в школу детей, на повышение активного образа жизни в школе и во внеурочное время. Технология оздоровления должна сводиться в основном к решению задач, гарантирующих здоровье ребенка, на основе воспитания физических качеств и производимых от них двигательных способностей, а так же на активном привлечении детей к здоровому образу жизни.

Работа по экспериментальной системе комплексного подхода по физическому воспитанию младших школьников в селе(1- 2 класс) (n=192) проводилось с сентября 2006 года по май 2008 года на базе двух сельских школ Ленинградской области (Ломоносовской СОШ №3, Гостилицкой СОШ) и двух школ города Санкт- Петербурга (СОШ №385, № 383 Красносельского района).

При разработке системы комплексного подхода в физическом воспитании учащихся сельских школ, направленной на формирование потребностей в физической культуре и спорте на протяжении не только школьных лет, но и в последующей жизни, мы руководствовались, прежде всего, тем, что она должна базироваться на работе всех социальных институтов, которые непосредственно взаимодействуют со школьниками, способствовать более эффективному по сравнению с традиционной программой, развитию двигательных качеств и достижению оздоровительного эффекта.

Содержание системы комплексного подхода в физическом воспитании, направленное на формирование привычки активного образа жизни было определено по результатам констатирующего эксперимента и проведенному анализу литературных данных. Система состоит из основных четырех взаимосвязанных социальных институтов, которые, на наш взгляд, должны с помощью своих подсистемных звеньев активно влиять на формирование осознанной потребности школьников в физической культуре и спорте и решать основные задачи физического воспитания. По результатам поискового эксперимента для обеспечения положительной динамики показателей физического состояния детей и выработки потребности в физической культуре и спорте определено целесообразным следующее соотношение взаимодействия социальных институтов: школа – 40%; семья – 20%; спортивные организации – 20%; СМИ – 20%. Учитывая полученную информацию в процессе анализа научно- методической литературы, мы выявили важность каждого системного звена по влиянию его на личность младшего школьника по формированию привычки активного образа жизни. В результате ранжирования системных звеньев мы выделили наиболее влиятельные: родители – 15%; учитель физической культуры – 15%; телевидение – 15%; классный руководитель – 10%; одноклассники, друзья – 10%, ДЮСШ – 10% (схема 1).

Роль каждого звена представленной системы важна в разной степени, но необходима для решительного комплексного воздействия на физическое воспитание школьника в сельской местности.

Схема 1. Формирование системы комплексного подхода в физическом воспитании младших школьников.

Без функционирования какого- либо звена или, тем более, нескольких звеньев данная система будет проигрывать в мощности своего влияния на физическое воспитание младшего школьника (табл. 1).

Таблица 1.

Функции звеньев комплексного подхода.

Социальный институт

Звено системы

Основные функции звена

Школа (40%)

Одноклассники, друзья (10%)

 

Классный руководитель

(10%)

 

Учитель физ. культуры (15%)

 

 

 

 

Медсестра (1%)

Администрация

(3%)

 

Работники столовой

(1%)

- здоровая атмосфера соперничества в достижении спортивных результатов;

- взаимопомощь и поддержка в решении спорт. вопросов;

- школьное и классное спортивное самоуправление

- гимнастика до урока;

- физкульт. минутки;

- подвижные перемены;

- проведение регулярных бесед по здоровому образу жизни

- час здоровья ежедневно;

- день здоровья ежемесячно;

- секции, массовые мероприятия;

инд. занятия;

- тур. слеты, походы;

- большая часть уроков на свежем воздухе;

- 1 урок в месяц образовательный;

- тестирование в начале и конце года;

- активная работа со школьниками в каникулярное время;

- инд. подход при оценке физ. подготовки и оценка реальных сдвигов;

- создание школьных и межшк. групп для детей 3- 4 СМГ;

- лектории для родителей;

- личность учителя (способности, умения, самосовершенствование)

- участие в пропаганде ЗОЖ;

- участие в лекториях для родителей

- содействие в реализации оздоровительных программ;

- введение ежедневных занятий по физ. культуре;

- поднятие престижа учителя физ. культуры

- здоровое питание;

- участие в лекториях для родителей

Семья (20%)

Родители (15%)

 

 

Ребенок (5%)

- проверка домашнего задания;

- собственный пример

ЗОЖ;

- организация спорт. уголка

- ведение дневника самоконтроля;

- активное участие в спортивных мероприятиях;

- ответственное выполнение домашнего задания;

- основной объем двиг. активности дома;

- учет индивидуальных особенностей

Спортивные организации

(10%)

ДЮСШ (10%)

Детский лагерь (5)

Дома пионеров (3)

Детские спортивные площадки (2%)

- Приобщение к спорту;

- выступления, соревнования;

- отбор в спорт. резервы страны;

- увеличение подвижного образа жизни;

- увеличение количества спортивных секций;

- новые возможности в проведении активного отдыха

СМИ (20%)

Пресса (3%)

Телевидение (15%)

Радио (2%)

Реклама, пропаганда, примеры ЗОЖ, спортивная жизнь страны

В экспериментальной системе решались следующие задачи: воспитание устойчивого интереса к выполнению физических упражнений; приобретение необходимых знаний по вопросам здорового образа жизни; развитие двигательных качеств, наиболее значимых для здоровья младших школьников (общей и силовой выносливости, гибкости, быстроты и координации); воспитание потребности в подвижном образе жизни; оздоровление организма (табл. 2).

Таблица 2.

Определение средств и методов по решению основных задач системы комплексного подхода в физическом воспитании младших школьников.

Задачи

Пути решения

Средства и методы, направленные на их решение

Воспитание устойчивого интереса к выполнению физических упражнений

Подбором форм стимулирования

 

 

 

 

 

 

 

Воспитание волевых качеств, настойчивости, целеустремленности

- школьная спортивная доска почета (информация, фото и результаты) и оформление спортивного уголка в классе с «книгой рекордов»;

- награждение в конце четверти и года знаками отличия;

- использование игровых организационно- методических
приемов и подвижных игр;

- образное название упражнений, объединение серий упражнений сюжетной основой;

- соревнования, спортивные праздники, выставки на спорт. темы;

- организация активного отдыха с выездом в город и соседние окрестности;

- многократное выполнение упражнений (поточным
способом);

- самостоятельное выполнение упражнения по заданию
преподавателя (метод индивидуальный или групповой;
круговая тренировка).

Формирование потребности в физических упражнениях и спорте

Формирование привычки активного образа жизни

- активное участие в спортивных мероприятиях;

- ответственное выполнение домашнего задания;

- гимнастика до урока, физкультминутки;

- подвижные перемены;

- проведение регулярных бесед по теме ЗОЖ;

- ежемесячно день здоровья;

- посещение секций, индивидуальных занятий;

- проведение тур. слетов, походов;

- активная работа в каникулы

Приобретение знаний по вопросу ЗОЖ

Формирование навыка правильной осанки

 

Овладение

школой движений

 

 

 

 

 

Воспитание чувства ритма

 

 

Формирование понятия здоровья средствами физической культуры

Обучение правильно выполнять различные упражнения

- упражнения, способствующие формированию мышечно- двигательных ощущений правильной осанки ("стрела", "цунами");

- уточнение осанки с помощью преподавателя и словесных инструкций (возле зеркала, возле стенки и т.п.);

- упражнения в ходьбе и беге (скрестным шагом, спиной вперед, с изменением темпа и направления движения); прыжках
(на месте и с продвижением, со сменой ног и др.); лазании (по
канату, по гимнастической стенке, скамейке, по рукоходу);
метаниях и ловле ("попади в цель", "игра с камушками", "мяч
на волнах");

- подвижные игры с использованием основных движений("караси и щука", "удочка", "охотники и утки" и др.;

- выполнение упражнений комплекса под музыку, предварительное воспроизведение ритма хлопками, музыкально- ритмические игры, танцы - способствуют умению воспроизводить ритм движением

- создание представления о пользе ЗОЖ;

- обучение методам самоконтроля;

- обучение психорегулирующим упражнениям, помогающим создать позитивный настрой на предстоящую работу;

- упражнения, позволяющие проявлять быстроту в простых и сложных двигательных реакциях;

- эстафеты и подвижные игры, выполнение упражнений комплекса в сочетании с заданиями на быстроту реагирования, выполнение несложных упражнений в быстром темпе - воспитывая умение выполнять скоростную работу в максимально возможном темпе;

- упражнения силового характера с отягощением собственным весом и незначительными внешними отягощениями в сочетании с произнесением звуков на выдохе - обучая выполнению силовых упражнений и без задержки дыхания;

- серийно- поточный способ выполнения упражнений - развивая умение выполнять упражнения с многократным количеством повторов (Новоселова О.А.);

- упражнения, выполняемые с изменением темпа, амплитуды, различной степенью напряжения мышц и упражнения на расслабление - воспитывают умение различать темп и амплитуду движений, степень напряжения и расслабления мышц, временные и пространственные интервалы;

- выполнение упражнений на гибкость в сочетании с произнесением различных звуков на выдохе и упражнениями на расслабление - способствуют умению выполнять упражнения с большой амплитудой без натуживания и задержки дыхания.

Развитие двигательных качеств:

 

проведение уроков тренирующего типа: развитие

- выносливости

- быстроты

- ловкости

 

 

- гибкости

 

 

 

- силы

- серии беговых и прыжковых упражнений, подвижные игры, выполнение комплексов упражнений поточным методом, круговая тренировка и др.)

- выполнение быстрых движений отдельными звеньями тела, бег, прыжки, подвижные игры

- сложнокоординационные упражнения комплекса
("морская звезда", "у штурвала", "морская азбука");

- упражнения для развития вестибулярного аппарата
("юла", "цапля", танцевальные шаги);

- упражнения на расслабление

- упражнения, способствующие развитию гибкости в суставах ("шмель", "чайки", "волны ")

- упражнения с увеличением амплитуды движений (кобра", "ракушка")

- упражнения, направленные на укрепление всех мышечных групп опорно- двигательного аппарата (Новоселова О.А)

Оздоровление организма

Профилактика нарушений осанки

 

 

 

 

 

Предупреждение плоскостопия

 

 

 

 

Гармоничное развитие опорно- двигательного аппарата

Улучшение функциональных возможностей кардио- респираторной системы, повышение работоспособности

Повышение психоэмоциональной устойчивости, совершенствование функций нервной системы

выполнение от 40 до 60% упражнений комплекса в положении разгрузки позвоночного столба (лежа, сидя,
стоя на коленях);

- упражнения, направленные на укрепление мышц,
участвующих в удержании позвоночника ("рыбка",

"лодочка");

- упражнения корригирующего характера ("стрела",
"морская азбука");

- различные варианты ходьбы (на носках, на пятках, на
внешней, на внутренней стороне стопы, пружинный шаг
и т.п.);

- упражнения укрепляющие мышцы стоп ("елочка",
"гармошка");

- лазание по гимнастической стенке, упражнения с гимнастической палкой;

- упражнения, способствующие укреплению различных мышечных групп ("шмель", "чайки", "сметанка");

- выполнение упражнений комплексов поточным методом без остановок, после их предварительного разучивания и закрепления;

- прыжково- беговые серии упражнений;

- круговая тренировка, подвижные игры;

- дыхательные упражнения, упражнения на
расслабление

- упражнения на овладение навыком произвольного расслабления ("солнышко и тучка", "муха");

- упражнения в равновесии ("переправа", "карусель");

- командные игры и эстафеты (Новоселова О.А.).

Различия полученных результатов очевидны, учащиеся экспериментальной сельской группы намного опережают как сельскую, так и городскую контрольную группу. В сводной таблице №3 отразим результаты контрольной городской группы и экспериментальной сельской.

Таблица 3.

Результаты теста в 1- х классах.

5,1

 

 

X±Sx

σ

Достоверность различий

Челночный бег, 3*10м.

Город

9,8±0,2

0,8

Г

Pv=2,7 Е-8

Село

6,3±0.1

0,4

Поднимание туловища за 15 с.

Город

10±0,6

2,6

Г<С

Pv=0,0002

Село

12,9±0,5

2,2

Подтягивание на перекладине (мальчики/девочки)

Город

1,5±0,7 /

10,3±1,7

2,7

Г<С

Pv=0,02 /

Г<С

Pv=0,01

Село

3,7±1,6 /

19,1±3

4,9

10,3

Многоскок

Город

10,7±0,2

0,8

Г<С

Pv=0,002

Село

17±0,6

1,0

Прыжки в длину с места

Город

117±4,5

18,5

Г<С

Pv=0,003

Село

133±2,8

13,3

Результаты обрабатывались с помощью компьютерной программы по обработке статистических данных Statgraphics plus, где X- среднее арифметическое значение, Sx- ошибка среднего арифметического, σ- среднеквадратическое отклонение.

Преимущество в активном и здоровом образе жизни сельских школьников перед городскими школьниками можно представить следующим образом: расстояния, преодолеваемые в процессе прогулок между детскими площадками крупного села превышают расстояние 2- 3 близлежащих дворовых площадок в городе; расположение в селе более 7 видов спортивных секций в ДЮСШ, ДК и СОШ. Жители села достаточно хорошо знают друг друга, результатом этого является раннее выявление негативных факторов в жизни сельских школьников. Большинство родителей старается найти работу в поселке, что в свою очередь дает более строгий контроль над ребенком. Все представители школы – это местные жители, которые владеют относительно полной информацией о каждом ученике сельской школы. Для проведения уроков физической культуры и здоровья, внеклассных спортивных мероприятий можно использовать территорию поселка – близлежащие парки, лес, стадионы при школе и ДЮСШ, разнообразные детские и спортивные площадки.

Согласно приведенной выше комплексной системе, активная работа по формированию потребности в физических упражнениях и занятиях спортом должна вестись на всех ее уровнях в течение учебного года и на протяжении всего обучения ребенка в школе, преобразуясь в зависимости от перехода учащегося из одной возрастной категории в следующую.

Приведенная система будет иметь аналогичный успех и при внедрении в городские школы с небольшой доработкой, учитывающей особенности стереотипов социального поведения жителей города.