Как показывает анализ научно- методической литературы, поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Наблюдения физиологов, психологов и педагогов показывают, что многие первоклассники, привыкая к статическому положению сидя за партой, непроизвольно снижают свой, необходимый для здоровья, двигательный режим. Так же замечено общее снижение интереса к физической культуре и спорту у младших школьников. Предусмотренные программой содержание и методика физического воспитания младших школьников рассчитаны на здоровых детей и лишь частично способствуют развитию двигательных качеств, а также имеют пассивно- направленное действие на воспитание потребности в физической культуре у младших школьников.
Следовательно, процесс дальнейшего совершенствования физического воспитания первоклассников должен предусматривать создание программ, методик, организационных форм физического воспитания, направленных на усиление тренирующего эффекта занятий, учитывающих возможность дифференцировать нагрузку в зависимости от физического состояния поступивших в школу детей, на повышение активного образа жизни в школе и во внеурочное время. Технология оздоровления должна сводиться в основном к решению задач, гарантирующих здоровье ребенка, на основе воспитания физических качеств и производимых от них двигательных способностей, а так же на активном привлечении детей к здоровому образу жизни.
Работа по экспериментальной системе комплексного подхода по физическому воспитанию младших школьников в селе(1- 2 класс) (n=192) проводилось с сентября 2006 года по май 2008 года на базе двух сельских школ Ленинградской области (Ломоносовской СОШ №3, Гостилицкой СОШ) и двух школ города Санкт- Петербурга (СОШ №385, № 383 Красносельского района).
При разработке системы комплексного подхода в физическом воспитании учащихся сельских школ, направленной на формирование потребностей в физической культуре и спорте на протяжении не только школьных лет, но и в последующей жизни, мы руководствовались, прежде всего, тем, что она должна базироваться на работе всех социальных институтов, которые непосредственно взаимодействуют со школьниками, способствовать более эффективному по сравнению с традиционной программой, развитию двигательных качеств и достижению оздоровительного эффекта.
Содержание системы комплексного подхода в физическом воспитании, направленное на формирование привычки активного образа жизни было определено по результатам констатирующего эксперимента и проведенному анализу литературных данных. Система состоит из основных четырех взаимосвязанных социальных институтов, которые, на наш взгляд, должны с помощью своих подсистемных звеньев активно влиять на формирование осознанной потребности школьников в физической культуре и спорте и решать основные задачи физического воспитания. По результатам поискового эксперимента для обеспечения положительной динамики показателей физического состояния детей и выработки потребности в физической культуре и спорте определено целесообразным следующее соотношение взаимодействия социальных институтов: школа – 40%; семья – 20%; спортивные организации – 20%; СМИ – 20%. Учитывая полученную информацию в процессе анализа научно- методической литературы, мы выявили важность каждого системного звена по влиянию его на личность младшего школьника по формированию привычки активного образа жизни. В результате ранжирования системных звеньев мы выделили наиболее влиятельные: родители – 15%; учитель физической культуры – 15%; телевидение – 15%; классный руководитель – 10%; одноклассники, друзья – 10%, ДЮСШ – 10% (схема 1).
Роль каждого звена представленной системы важна в разной степени, но необходима для решительного комплексного воздействия на физическое воспитание школьника в сельской местности.
Схема 1. Формирование системы комплексного подхода в физическом воспитании младших школьников.
Без функционирования какого- либо звена или, тем более, нескольких звеньев данная система будет проигрывать в мощности своего влияния на физическое воспитание младшего школьника (табл. 1).
Таблица 1.
Функции звеньев комплексного подхода.
Социальный институт |
Звено системы |
Основные функции звена |
Школа (40%) |
Одноклассники, друзья (10%)
Классный руководитель (10%)
Учитель физ. культуры (15%)
Медсестра (1%) Администрация (3%)
Работники столовой (1%) |
- здоровая атмосфера соперничества в достижении
спортивных результатов; - взаимопомощь и поддержка в решении спорт. вопросов; - школьное и классное спортивное самоуправление - гимнастика до урока; - физкульт. минутки; - подвижные перемены; - проведение регулярных бесед по здоровому образу жизни - час здоровья ежедневно; - день здоровья ежемесячно; - секции, массовые мероприятия; инд. занятия; - тур. слеты, походы; - большая часть уроков на свежем воздухе; - 1 урок в месяц образовательный; - тестирование в начале и конце года; - активная работа со школьниками в каникулярное время; - инд. подход при оценке физ. подготовки и оценка реальных сдвигов; - создание школьных и межшк. групп для детей 3- 4 СМГ; - лектории для родителей; - личность учителя (способности, умения, самосовершенствование) - участие в пропаганде ЗОЖ; - участие в лекториях для родителей - содействие в реализации оздоровительных программ; - введение ежедневных занятий по физ. культуре; - поднятие престижа учителя физ. культуры - здоровое питание; - участие в лекториях для родителей |
Семья (20%) |
Родители (15%)
Ребенок (5%) |
- проверка домашнего задания; - собственный пример ЗОЖ; - организация спорт. уголка - ведение дневника самоконтроля; - активное участие в спортивных мероприятиях; - ответственное выполнение домашнего задания; - основной объем двиг. активности дома; - учет индивидуальных особенностей |
Спортивные организации (10%) |
ДЮСШ (10%) Детский лагерь (5) Дома пионеров (3) Детские спортивные площадки (2%) |
- Приобщение к спорту; - выступления, соревнования; - отбор в спорт. резервы страны; - увеличение подвижного образа жизни; - увеличение количества спортивных секций; - новые возможности в проведении активного отдыха |
СМИ (20%) |
Пресса (3%) Телевидение (15%) Радио (2%) |
Реклама, пропаганда, примеры ЗОЖ, спортивная жизнь страны |
В экспериментальной системе решались следующие задачи: воспитание устойчивого интереса к выполнению физических упражнений; приобретение необходимых знаний по вопросам здорового образа жизни; развитие двигательных качеств, наиболее значимых для здоровья младших школьников (общей и силовой выносливости, гибкости, быстроты и координации); воспитание потребности в подвижном образе жизни; оздоровление организма (табл. 2).
Таблица 2.
Определение средств и методов по решению основных задач системы комплексного подхода в физическом воспитании младших школьников.
Задачи |
Пути решения |
Средства и методы, направленные на их решение |
Воспитание устойчивого интереса к выполнению физических упражнений |
Подбором форм стимулирования
Воспитание волевых качеств, настойчивости, целеустремленности |
- школьная спортивная доска почета (информация, фото и результаты) и оформление спортивного уголка в классе с «книгой рекордов»; - награждение в конце четверти и года знаками отличия; - использование игровых организационно- методических - образное название упражнений, объединение серий упражнений сюжетной основой; - соревнования, спортивные праздники, выставки на спорт. темы; - организация активного отдыха с выездом в город и соседние окрестности; - многократное выполнение упражнений (поточным - самостоятельное выполнение упражнения по заданию |
Формирование потребности в физических упражнениях и спорте |
Формирование привычки активного образа жизни |
- активное участие в спортивных мероприятиях; - ответственное выполнение домашнего задания; - гимнастика до урока, физкультминутки; - подвижные перемены; - проведение регулярных бесед по теме ЗОЖ; - ежемесячно день здоровья; - посещение секций, индивидуальных занятий; - проведение тур. слетов, походов; - активная работа в каникулы |
Приобретение знаний по вопросу ЗОЖ |
Формирование навыка правильной осанки
Овладение школой движений
Воспитание чувства ритма
Формирование понятия здоровья средствами физической культуры Обучение правильно выполнять различные упражнения |
- упражнения, способствующие формированию мышечно-
двигательных ощущений правильной осанки ("стрела", "цунами"); - уточнение осанки с помощью преподавателя и словесных инструкций (возле зеркала, возле стенки и т.п.); - упражнения в ходьбе и беге (скрестным шагом, спиной вперед, с
изменением темпа и направления движения); прыжках - подвижные игры с использованием основных движений("караси и щука", "удочка", "охотники и утки" и др.; - выполнение упражнений комплекса под музыку, предварительное воспроизведение ритма хлопками, музыкально- ритмические игры, танцы - способствуют умению воспроизводить ритм движением - создание представления о пользе ЗОЖ; - обучение методам самоконтроля; - обучение психорегулирующим упражнениям, помогающим создать позитивный настрой на предстоящую работу; - упражнения, позволяющие проявлять быстроту в простых и сложных двигательных реакциях; - эстафеты и подвижные игры, выполнение упражнений комплекса в сочетании с заданиями на быстроту реагирования, выполнение несложных упражнений в быстром темпе - воспитывая умение выполнять скоростную работу в максимально возможном темпе; - упражнения силового характера с отягощением собственным весом и незначительными внешними отягощениями в сочетании с произнесением звуков на выдохе - обучая выполнению силовых упражнений и без задержки дыхания; - серийно- поточный способ выполнения упражнений - развивая умение выполнять упражнения с многократным количеством повторов (Новоселова О.А.); - упражнения, выполняемые с изменением темпа, амплитуды, различной степенью напряжения мышц и упражнения на расслабление - воспитывают умение различать темп и амплитуду движений, степень напряжения и расслабления мышц, временные и пространственные интервалы; - выполнение упражнений на гибкость в сочетании с произнесением различных звуков на выдохе и упражнениями на расслабление - способствуют умению выполнять упражнения с большой амплитудой без натуживания и задержки дыхания. |
Развитие двигательных качеств:
|
проведение уроков тренирующего
типа: развитие - выносливости - быстроты - ловкости
- гибкости
- силы |
- серии беговых и прыжковых упражнений, подвижные игры, выполнение комплексов упражнений поточным методом, круговая тренировка и др.) - выполнение быстрых движений отдельными звеньями тела, бег, прыжки, подвижные игры - сложнокоординационные упражнения комплекса - упражнения для развития вестибулярного аппарата - упражнения на расслабление - упражнения, способствующие развитию гибкости в суставах ("шмель", "чайки", "волны ") - упражнения с увеличением амплитуды движений (кобра", "ракушка") - упражнения, направленные на укрепление всех мышечных групп опорно- двигательного аппарата (Новоселова О.А) |
Оздоровление организма |
Профилактика нарушений осанки
Предупреждение плоскостопия
Гармоничное развитие опорно- двигательного аппарата Улучшение функциональных возможностей кардио- респираторной системы, повышение работоспособности Повышение психоэмоциональной устойчивости, совершенствование функций нервной системы |
выполнение от 40 до 60%
упражнений комплекса в положении разгрузки позвоночного столба (лежа,
сидя, стоя на коленях); - упражнения, направленные на укрепление мышц, "лодочка"); - упражнения корригирующего характера ("стрела", - различные варианты ходьбы (на носках, на пятках, на - упражнения укрепляющие мышцы стоп ("елочка", - лазание по гимнастической стенке, упражнения с гимнастической палкой; - упражнения, способствующие укреплению различных мышечных групп ("шмель", "чайки", "сметанка"); - выполнение упражнений комплексов поточным методом без остановок, после их предварительного разучивания и закрепления; - прыжково- беговые серии упражнений; - круговая тренировка, подвижные игры; - дыхательные упражнения, упражнения на - упражнения на овладение навыком произвольного расслабления ("солнышко и тучка", "муха"); - упражнения в равновесии ("переправа", "карусель"); - командные игры и эстафеты (Новоселова О.А.). |
Различия полученных результатов очевидны, учащиеся экспериментальной сельской группы намного опережают как сельскую, так и городскую контрольную группу. В сводной таблице №3 отразим результаты контрольной городской группы и экспериментальной сельской.
Таблица 3.
Результаты теста в 1- х классах.
|
X±Sx |
σ |
Достоверность различий |
Челночный бег, 3*10м. |
|||
Город |
9,8±0,2 |
0,8 |
Г>С Pv=2,7 Е-8 |
Село |
6,3±0.1 |
0,4 |
|
Поднимание туловища за 15 с. |
|||
Город |
10±0,6 |
2,6 |
Г<С Pv=0,0002 |
Село |
12,9±0,5 |
2,2 |
|
Подтягивание на перекладине (мальчики/девочки) |
|||
Город |
1,5±0,7 / 10,3±1,7 |
2,7 |
Г<С Pv=0,02 / Г<С Pv=0,01 |
Село |
3,7±1,6 / 19,1±3 |
4,9 10,3 |
|
Многоскок |
|||
Город |
10,7±0,2 |
0,8 |
Г<С Pv=0,002 |
Село |
17±0,6 |
1,0 |
|
Прыжки в длину с места |
|||
Город |
117±4,5 |
18,5 |
Г<С Pv=0,003 |
Село |
133±2,8 |
13,3 |
Результаты обрабатывались с помощью компьютерной программы по обработке статистических данных Statgraphics plus, где X- среднее арифметическое значение, Sx- ошибка среднего арифметического, σ- среднеквадратическое отклонение.
Преимущество в активном и здоровом образе жизни сельских школьников перед городскими школьниками можно представить следующим образом: расстояния, преодолеваемые в процессе прогулок между детскими площадками крупного села превышают расстояние 2- 3 близлежащих дворовых площадок в городе; расположение в селе более 7 видов спортивных секций в ДЮСШ, ДК и СОШ. Жители села достаточно хорошо знают друг друга, результатом этого является раннее выявление негативных факторов в жизни сельских школьников. Большинство родителей старается найти работу в поселке, что в свою очередь дает более строгий контроль над ребенком. Все представители школы – это местные жители, которые владеют относительно полной информацией о каждом ученике сельской школы. Для проведения уроков физической культуры и здоровья, внеклассных спортивных мероприятий можно использовать территорию поселка – близлежащие парки, лес, стадионы при школе и ДЮСШ, разнообразные детские и спортивные площадки.
Согласно приведенной выше комплексной системе, активная работа по формированию потребности в физических упражнениях и занятиях спортом должна вестись на всех ее уровнях в течение учебного года и на протяжении всего обучения ребенка в школе, преобразуясь в зависимости от перехода учащегося из одной возрастной категории в следующую.
Приведенная система будет иметь аналогичный успех и при внедрении в городские школы с небольшой доработкой, учитывающей особенности стереотипов социального поведения жителей города.