В гости к весне. Птицы весной

Разделы: Начальная школа


«Мы вас ждём, товарищ птица,
отчего вам не летится?»
В.В.Маяковский

Задачи урока:

  • закрепить представления детей о характерных признаках весны в неживой природе;
  • показать связь весенних изменений в неживой и живой природе;
  • обобщить знания детей о весенних изменениях в жизни птиц;
  • развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы;
  • воспитание интереса и бережного отношения к природе;
  • продолжить обучение работе в группе.

Организационный момент.

Вот книжки на столе,
а вот тетрадки.
Не будем мы играть сегодня в прятки.
Пусть подождёт чуть-чуть ребят
корабль бумажный.
Сегодня здесь у нас
Урок уж больно важный.

«Доскажи словечко»

Я раскрываю почки
В зелёные листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
Движения полна.
Зовут меня… весна.

Давайте вспомним, о каких изменениях в неживой природе весной шла речь на прошлом уроке.

Групповая работа. Группа №1 – создание кластера «Весенние изменения».

Установите связь между явлениями, которые мы наблюдаем весной.

Фронтальная работа. Поэтическая минутка

Послушайте эти стихотворные строчки.

Какими изменениями в природе весна заявляет о своём приходе?

Зимние дни миновали, Утихли метели, …Как воздух чист!
Ночи короткие стали. Позванивать стал колокольчик капели. Как ясен небосклон!
Луч золотой разливает. Река пробудилась, растаяли льды. Своей лазурию живой
Влажным теплом поддувает Наряд белоснежный надели сады. Слепит мне очи он.
Ветер с раздольных полей. ….Как высоко
С. Дрожжин На крыльях ветерка
Ласкаясь
к солнечным лучам
Летают облака.
Е. Баратынский

Групповая работа. Группа №2 – распределить картинки с изображением птиц на две группы и дать каждой группе общее название (птицы перелётные и зимующие).

Приложение №1

Повлияли ли изменения в неживой природе на жизнь растений и животных?

Проверка результатов работы группы №1.

Фронтальная работа. Загадка – формулирование темы урока.

Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это… птица.

Вспомните отличительный признак птицы. (тело покрыто перьями)

По оперенью мы обычно и узнаём птицу.

А чем они ещё отличаются? (формой тела, клюва, цветом оперенья, голосом и т.д.)

Аудиоминутка. Слушаем и отгадываем птиц по голосам. Звучит грамзапись птичьих голосов (воробьи, чайки, гуси, павлин и т.д.)

Проверка результатов работы группы №2.

Каких птиц мы называем перелётными, а каких зимующими?

Какова главная причина того, что осенью многие птицы улетали от нас? (отсутствие пищи: насекомых и рыбы)

Что позволяет птицам вернуться?

Завершение работы над схемой «Весенние изменения».

Каждая перелётная птица возвращается в родные края в определённое время.

Фронтальная работа. Загадки. Сообщения детей.

Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперёд по пашне вскачь.
А зовётся птица …(грач).
Грачи прилетают одними из первых. Они не боятся холодов. И пока поля не освободились от снега, грачи вместе с воронами ищут зерно и остатки пищи у жилья человека. Потом начинают строительство гнёзд. Грач приносит прутики, а грачиха строит гнездо. Потом они меняются, но не оставляют гнездо без присмотра, иначе его займёт другая пара.
Своё гнездо он в поле вьёт, Это птица светло-песочного цвета с тёмными пестринками. В нашей средней полосе издавна люди определяют приход весны по первой песне жаворонка.
Где тянутся растения.
Его и песня и полёт
Вошли в стихотворения! (жаворонок)
   
На шесте – дворец, Широким и важным шагом, беспрестанно кланяясь и озираясь по сторонам, шествует скворец за плугом, выдёргивая дождевых червей. Скворец – пересмешник. С поразительной похожестью он умеет передать всё, что услышит. В его концертах можно услышать не только голоса других птиц, но и кваканье лягушки, рычание собаки, и мяуканье кошки.
Во дворце – певец,
А зовут его …(скворец)
 
Прилетает к нам с теплом, Прилетают ласточки в середине мая. Её легко Узнать по чёрному оперению и белой грудке. И пьют и едят ласточки на лету: в их широко раскрытый клюв как будто сами залетают мухи и комары.
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (ласточка)
   
Прилетел к нам, наконец, Особенно хорошо поют соловьи, когда цветёт сирень. Наиболее активно соловьи поют до появления птенцов. Потом отцу семейства будет не до пения - надо помогать самке кормить птенцов.
Самый лучший наш певец.
Дни и ночи напролёт
Он поёт. (соловей)
   
Это старый наш знакомый: В народе считается, что аист приносит мир и счастье в дом, на крыше которого поселился. Недавно bучёные сделали удивительное открытие: оказывается аисты могут спать на лету.
Он живёт на крыше дома.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
(аист)

На первый взгляд – жизнь птиц беззаботна. Так ли это на самом деле?

Групповая работа. Группа №3. Весенние заботы птиц. Сделать выбор.

Птицы весной:

высиживают птенцов

строят хатки

строят гнёзда

уничтожают вредных насекомых

запасают еду

готовятся к отлёту

откладывают яйца

учат птенцов

ложатся в спячку

 

Физкультминутка.

Капли звонко капали, (прыжки на месте)
Все сосульки плакали. (качаем головой, прижав руки к щекам)
Солнце светит ярко, (руки вверх, потягиваемся)
Нам, сосулькам, жарко. (обмахиваемся).
С нас течёт уже вода, (наклон вниз)
Мы растаем навсегда. (выпрямляемся)

Фронтальная работа.

Люди с давних времён с большим уважением, любовью и заботой относятся к птицам. Много загадок, сказок, потешек и небылиц живут в народе. Давайте послушаем некоторые из них.

Где ты, где ты, ласточка,
Целый день летала?
Солнцу золотому косу заплетала.

Дрозд метёлкой двор метёт -
Дрозд гостей сегодня ждёт,
У него на день рожденья
Червяки на угощенье.

Нашей Любице не спится –
Прилетай к нам, аист-птица,
С тихой дрёмой, с крепким сном,
Угостим тебя зерном,
Напоим водицей.
Прилетай к нам, аист-птица.

Проверка результатов работы группы №3.

Птицы весной

Приложение №2.

Был на Руси праздник – встречали в этот день весну. Пекли печенье в виде жаворонков. Забирались на крыши изб и пели: « Уж вы жаворонки, жавороночки, прилетите вы к нам, принесите вы нам лето тёплое, весну красную».

А сейчас каждый год мы празднуем День Птиц. Празднуем в конце марта – перед прилётом скворцов.

Летать как птица, но знать, любить и беречь природу как человек, который, живя в городе или деревне, живёт в общем доме - на планете Земля.

Какова роль человека в жизни птиц? Человек – сторонний наблюдатель или активный помощник?

Что может сделать человек для птиц и чего он делать не должен?

Ответы детей.

Следующая часть урока может быть перенесена на вторую половину дня.

Пришла весна.

Из дальних стран домой вернулись птицы:
Трещат дрозды, кричат клесты, синицы.
Давно пора ложится спать, а птицы тараторят.
Не просто так кричат – себе жилища строят.

Инсценировка «Случай»

Этот случай был в апреле,
С юга птицы прилетели.
Тает снег, а воробья
Выгоняют из жилья.
- Убирайся вон, задира,-
Просвистел ему скворец.
- Ни за что, моя квартира,
Я не временный жилец!
Я тут вьюги и мороз
Терпеливо перенёс.
А сейчас, под этой кровлей
Для семьи гнездо готовлю
И не тронусь, хоть убей!-
Прочирикал воробей.
- Не упрямься! Мне в наследство
Этот дом достался с детства.
Вылетай.
Мой клюв остёр
А не то…
Но тут во двор
Со скворечней Миша вышел,
Быстро с нею влез на крышу,
Тут же крепко привязал
И приветливо сказал:
- Я, друзья, сердечно рад,
Охраняйте вместе сад.
Только Миша слез долой,
Воробейка удалой
В новый дом переселился
И с соседом помирился.

Сборка скворечника. Приложение №3.

Решение проблемы: как прикрепить скворечник к дереву?

Угощение всем участникам урока. (Попробуем урок на вкус)

Итог урока. Игра «Ассоциации». Птицы – красота, тайна, свобода, забота, полёт, песня…

Приложение №4.