«Мы вас ждём, товарищ птица,
отчего вам не летится?»
В.В.Маяковский
Задачи урока:
- закрепить представления детей о характерных признаках весны в неживой природе;
- показать связь весенних изменений в неживой и живой природе;
- обобщить знания детей о весенних изменениях в жизни птиц;
- развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы;
- воспитание интереса и бережного отношения к природе;
- продолжить обучение работе в группе.
Организационный момент.
Вот книжки на столе,
а вот тетрадки.
Не будем мы играть сегодня в прятки.
Пусть подождёт чуть-чуть ребят
корабль бумажный.
Сегодня здесь у нас
Урок уж больно важный.
«Доскажи словечко»
Я раскрываю почки
В зелёные листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
Движения полна.
Зовут меня… весна.
Давайте вспомним, о каких изменениях в неживой природе весной шла речь на прошлом уроке.
Групповая работа. Группа №1 – создание кластера «Весенние изменения».
Установите связь между явлениями, которые мы наблюдаем весной.
Фронтальная работа. Поэтическая минутка
Послушайте эти стихотворные строчки.
Какими изменениями в природе весна заявляет о своём приходе?
Зимние дни миновали, | …Утихли метели, | …Как воздух чист! |
Ночи короткие стали. | Позванивать стал колокольчик капели. | Как ясен небосклон! |
Луч золотой разливает. | Река пробудилась, растаяли льды. | Своей лазурию живой |
Влажным теплом поддувает | Наряд белоснежный надели сады. | Слепит мне очи он. |
Ветер с раздольных полей. | ….Как высоко | |
С. Дрожжин | На крыльях ветерка | |
Ласкаясь | ||
к солнечным лучам | ||
Летают облака. | ||
Е. Баратынский |
Групповая работа. Группа №2 – распределить картинки с изображением птиц на две группы и дать каждой группе общее название (птицы перелётные и зимующие).
Повлияли ли изменения в неживой природе на жизнь растений и животных?
Проверка результатов работы группы №1.
Фронтальная работа. Загадка – формулирование темы урока.
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это… птица.
Вспомните отличительный признак птицы. (тело покрыто перьями)
По оперенью мы обычно и узнаём птицу.
А чем они ещё отличаются? (формой тела, клюва, цветом оперенья, голосом и т.д.)
Аудиоминутка. Слушаем и отгадываем птиц по голосам. Звучит грамзапись птичьих голосов (воробьи, чайки, гуси, павлин и т.д.)
Проверка результатов работы группы №2.
Каких птиц мы называем перелётными, а каких зимующими?
Какова главная причина того, что осенью многие птицы улетали от нас? (отсутствие пищи: насекомых и рыбы)
Что позволяет птицам вернуться?
Завершение работы над схемой «Весенние изменения».
Каждая перелётная птица возвращается в родные края в определённое время.
Фронтальная работа. Загадки. Сообщения детей.
Всех перелётных птиц черней, Чистит пашню от червей. Взад-вперёд по пашне вскачь. А зовётся птица …(грач). |
Грачи прилетают одними из первых. Они не боятся холодов. И пока поля не освободились от снега, грачи вместе с воронами ищут зерно и остатки пищи у жилья человека. Потом начинают строительство гнёзд. Грач приносит прутики, а грачиха строит гнездо. Потом они меняются, но не оставляют гнездо без присмотра, иначе его займёт другая пара. |
Своё гнездо он в поле вьёт, | Это птица светло-песочного цвета с тёмными пестринками. В нашей средней полосе издавна люди определяют приход весны по первой песне жаворонка. |
Где тянутся растения. | |
Его и песня и полёт | |
Вошли в стихотворения! (жаворонок) | |
На шесте – дворец, | Широким и важным шагом, беспрестанно кланяясь и озираясь по сторонам, шествует скворец за плугом, выдёргивая дождевых червей. Скворец – пересмешник. С поразительной похожестью он умеет передать всё, что услышит. В его концертах можно услышать не только голоса других птиц, но и кваканье лягушки, рычание собаки, и мяуканье кошки. |
Во дворце – певец, | |
А зовут его …(скворец) | |
Прилетает к нам с теплом, | Прилетают ласточки в середине мая. Её легко Узнать по чёрному оперению и белой грудке. И пьют и едят ласточки на лету: в их широко раскрытый клюв как будто сами залетают мухи и комары. |
Путь проделав длинный. | |
Лепит домик под окном | |
Из травы и глины. (ласточка) | |
Прилетел к нам, наконец, | Особенно хорошо поют соловьи, когда цветёт сирень. Наиболее активно соловьи поют до появления птенцов. Потом отцу семейства будет не до пения - надо помогать самке кормить птенцов. |
Самый лучший наш певец. | |
Дни и ночи напролёт | |
Он поёт. (соловей) | |
Это старый наш знакомый: | В народе считается, что аист приносит мир и счастье в дом, на крыше которого поселился. Недавно bучёные сделали удивительное открытие: оказывается аисты могут спать на лету. |
Он живёт на крыше дома. | |
Он летает на охоту | |
За лягушками к болоту. (аист) |
На первый взгляд – жизнь птиц беззаботна. Так ли это на самом деле?
Групповая работа. Группа №3. Весенние заботы птиц. Сделать выбор.
Птицы весной:
высиживают птенцов |
строят хатки |
строят гнёзда |
уничтожают вредных насекомых |
запасают еду |
готовятся к отлёту |
откладывают яйца |
учат птенцов |
ложатся в спячку |
Физкультминутка.
Капли звонко капали, (прыжки на месте)
Все сосульки плакали. (качаем головой, прижав руки к щекам)
Солнце светит ярко, (руки вверх, потягиваемся)
Нам, сосулькам, жарко. (обмахиваемся).
С нас течёт уже вода, (наклон вниз)
Мы растаем навсегда. (выпрямляемся)
Фронтальная работа.
Люди с давних времён с большим уважением, любовью и заботой относятся к птицам. Много загадок, сказок, потешек и небылиц живут в народе. Давайте послушаем некоторые из них.
Где ты, где ты, ласточка,
Целый день летала?
Солнцу золотому косу заплетала.Дрозд метёлкой двор метёт -
Дрозд гостей сегодня ждёт,
У него на день рожденья
Червяки на угощенье.Нашей Любице не спится –
Прилетай к нам, аист-птица,
С тихой дрёмой, с крепким сном,
Угостим тебя зерном,
Напоим водицей.
Прилетай к нам, аист-птица.
Проверка результатов работы группы №3.
Птицы весной
Был на Руси праздник – встречали в этот день весну. Пекли печенье в виде жаворонков. Забирались на крыши изб и пели: « Уж вы жаворонки, жавороночки, прилетите вы к нам, принесите вы нам лето тёплое, весну красную».
А сейчас каждый год мы празднуем День Птиц. Празднуем в конце марта – перед прилётом скворцов.
Летать как птица, но знать, любить и беречь природу как человек, который, живя в городе или деревне, живёт в общем доме - на планете Земля.
Какова роль человека в жизни птиц? Человек – сторонний наблюдатель или активный помощник?
Что может сделать человек для птиц и чего он делать не должен?
Ответы детей.
Следующая часть урока может быть перенесена на вторую половину дня.
Пришла весна.
Из дальних стран домой вернулись птицы:
Трещат дрозды, кричат клесты, синицы.
Давно пора ложится спать, а птицы тараторят.
Не просто так кричат – себе жилища строят.
Инсценировка «Случай»
Этот случай был в апреле,
С юга птицы прилетели.
Тает снег, а воробья
Выгоняют из жилья.
- Убирайся вон, задира,-
Просвистел ему скворец.
- Ни за что, моя квартира,
Я не временный жилец!
Я тут вьюги и мороз
Терпеливо перенёс.
А сейчас, под этой кровлей
Для семьи гнездо готовлю
И не тронусь, хоть убей!-
Прочирикал воробей.
- Не упрямься! Мне в наследство
Этот дом достался с детства.
Вылетай.
Мой клюв остёр
А не то…
Но тут во двор
Со скворечней Миша вышел,
Быстро с нею влез на крышу,
Тут же крепко привязал
И приветливо сказал:
- Я, друзья, сердечно рад,
Охраняйте вместе сад.
Только Миша слез долой,
Воробейка удалой
В новый дом переселился
И с соседом помирился.
Сборка скворечника. Приложение №3.
Решение проблемы: как прикрепить скворечник к дереву?
Угощение всем участникам урока. (Попробуем урок на вкус)
Итог урока. Игра «Ассоциации». Птицы – красота, тайна, свобода, забота, полёт, песня…