Цель:
- закреплять знания таблицы умножения и деления;
- совершенствовать умение решать задачи на нахождение площади и на кратное сравнение;
- развивать долговременную память;
- воспитывать интерес к математике.
Оборудование: картинки с изображениями корабля, животных (обезьяны, жирафов, попугая, дельфинов), Бонифация, пальмы с кокосами, “апельсинов” с примерами, “апельсинов” и “бананов” с отметками, “ананасов” с домашним заданием, карточки с цифрами от 0 до 10 у каждого ученика, билеты в форме корабликов; аудиозапись песни “Чунга-Чанга”.
Ход урока
Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
Ребята, у нас сегодня необычный урок. Чем он необычный мы узнаем, если выполним следующее задание: нужно заполнить таблицы, используя ключ.
35:5 | 36:6 | 9:9 | 24:8 | 25:5 | 42:7 | 16:8 |
35:7 | 8:8 | 16:4 | 80:10 | 81:9 |
Вот ключ к заданию:
1 – Р | 6 - О |
2 – Й | 7 - М |
3 – С | 8 - И |
4 – У | 9 - З |
5 – К |
Итак, мы с вами отправимся в морской круиз.
Что такое морской круиз? (путешествие) На улице настоящая зима, а мы побываем на теплых островах. Сегодня у нас урок – путешествие на корабле.
Устный счет.
Чтобы плыть на корабле, нам нужны билеты. Билет я дам тому, кто решит пример (учитель называет примеры на умножение и деление, записанные на “билетах” в форме кораблика).
12:1 | 18:3 |
11:1 | 15:3 |
20:2 | 20:5 |
27:3 | 27:9 |
32:4 | 14:7 |
14:2 | 5:5 |
Итак, у каждого есть билет со своим номером. Нас ждет интересное и немного опасное путешествие, но оно по силам сообразительным и находчивым. А поможет нам в пути таблица умножения и деления.
Таблица умножения
Достойна уважения.
Она всегда во всем права.
Чтоб ни случилось в мире,-
А все же будет дважды два
По – прежнему четыре.
(С.Маршак)
На пути – Остров обезьян. Хозяйка острова просит помочь ее подругам:
3 веселые подружки,
Обезьянки – хохотушки
Собрались купить игрушки.
Чтобы было чем играть,
Игрушек нужно им по 5.
Посчитай игрушки
Малышкам – хохотушкам.
(5Х3=15)
5 обезьянок рано на заре
Бананы чистят, сидя на песке.
Начистили 20 штук.
Как делить забыли вдруг.
Сколько же бананов
Взять каждой обезьяне?
(20:5=4)
Помогите обезьяне выбрать самые вкусные плоды. На каждой пальме найдите пару чисел, записанных на кокосах, произведение которых равно числу на стволе пальмы. [На доске изображены 3 пальмы, на них – “кокосы” с числами: 1-ая пальма: 1,3,5,6,7,24,4,2,8 (произведение - 24); 2-ая пальма: 9,5,6,36,5,4,2,1,6 (произведение - 36); 3-ая пальма: 10,9,5,6,18,2,1,8,3 (произведение - 18)].
Работа по теме урока.
Решение задачи.
Итак, мы помогли обезьянкам и можем двигаться дальше. Впереди – Остров жирафов. Жирафы в замешательстве: им нужно найти площадь прямоугольника со сторонами 4 см и 6 см, а они не знают, какой формулой им воспользоваться:
S = a x b
P = (a+b) x 2
Поможем жирафам найти площадь прямоугольника. Какая формула нам нужна? [Ответы детей].
Что обозначает “a”( “b”)? Выполняем самостоятельно.
Работа по учебнику.
На пути нам встречаются пираты. Дельфины покажут нам дорогу, чтобы избежать встречи с ними, если мы выполним задания из учебника (М.И. Моро, М.А.Бантова. Математика 3 класс, ч. 1):
- с. 88 №5 (1,2 столбики)
- с. 88 №2 (задача)
Мы успешно выполнили задания, данные дельфинами, а они помогли нам уйти от пиратов.
Физминутка (под песенку “Чунга - Чанга”).
Продолжение работы по теме урока.
На нашем пути – Остров попугаев. Попугаи приготовили для нас задание. Покажите с помощью карточек число, которое:
- в 4 раза меньше 20;
- на 4 меньше, чем 20;
- в 5 раз больше 7;
- на 5 больше 7.
Мы попали на остров к Бонифацию. Он жонглирует апельсинами. Он хочет оценить вашу работу. Сложите апельсины так, чтобы ответы располагались в порядке возрастания.
Итог урока.
- Наше путешествие подходит к концу. Понравился ли вам урок?
- Чем мы занимались на уроке?
- Чем помогла нам таблица умножения?
Оценивание: все дети получают “апельсины” и “бананы” с отметками.
Домашнее задание.
Бонифаций приготовил вам домашнее задание на “ананасах”: каждому из вас нужно будет решить по одной задаче и примеры.