Интегрированный урок музыки и ИЗО "Русские узоры"

Разделы: Начальная школа


Цели: 

  • закрепление знаний детей о характерных особенностях росписи изделий Полхова-Майдана, Хохломы, г. Городец, г. Жостово, Дымки;
  • продолжать формировать приемы рисования декоративных листьев, ягод, цветов;
  • развивать творческое воображение; осуществлять межпредметную связь урока декоративного рисования с музыкой;
  • воспитывать любовь к народному творчеству.

Оборудование: изделия хохломской, городецкой, полхов-майданской, жостовской, дымковской росписи, а также рисунки и поделки детей; шаблоны матрешки, карточки с частушками, фонограмма русской народной песни «Барыня»; акварель, кисти, баночки для воды.

ХОД УРОКА

1. Вступление.

Звучит музыка. Дети исполняют танец «Барыня». Остальные дети играют на ложках и поют.

II. Беседа учителя с детьми

Учитель. Здравствуйте, гости дорогие! Откуда к нам пожаловали, кто такие будете?

Дети. Мы – ансамбль русской народной песни и пляски «Русские узоры». Мы привезли вам подарки.

1-й ученик. Мы приехали к вам из города Городец Нижегородской губернии. Наши мастера украшают своими узорами детскую мебель, посуду, прялки, кухонные доски, разного рода сувениры.

2-й ученик. А мы привезли вам жостовские подносы. Полюбуйтесь!

3-й ученик. А у нас в Полхове-Майдане делают разные сувениры – матрешки, чашки для фруктов, сахарницы и многое другое. Эта декоративная роспись создает поистине праздничное настроение.

4-й ученик. А мы привезли вам показать знаменитые сказочные, неповторимые дымковские игрушки.

5-й ученик. Всем известна хохломская роспись по дереву. А это изделия наших хохломских умельцев.

Учитель. Что ж, спасибо вам за ваши дорогие подарки. Ну, а сами вы что-нибудь умеете?

Дети. Конечно, умеем.

Учитель.  А вот мы сейчас посмотрим. А кто из вас стихи сочинять умеет?

Дети. Мы (6 человек).

Учитель. Вы у нас будете маленькими поэтами (рассаживает их по 3 человека за 2 стола). Остальные будут сегодня художниками (дети делятся на 2 группы).

III. Сообщение задания

Учитель показывает матрешку, читает стихи.

Матрешка на окошке
Под ярким сарафаном,
И вся семья в матрешке,
Как в доме деревянном.
Поют матрешки в хоре,
Живут не зная горя,
И дружно, и счастливо,
И весело на диво.

Учитель. Вы, наверное, догадались, что главной героиней нашего урока будет Матрешка. Давайте поиграем. Наша игра называется «Наряди Матрешку». Каждая творческая группа должна расписать узорами костюм для для своей матрешки (это сарафан и платок).

Учитель раздает шаблоны сарафана и платка, которые дети должны расписать узорами.

Учитель. Творческих вам успехов, фантазии! А вы, творческие подгруппы - поэты, вы найдете свое задание в Матрешке. Посмотрите, что там.

Дети раскрывают матрешки, стоящие у них на столе.

Учитель. Что вы там увидели?

Дети. Частушки. Только они незаконченные.

Учитель.  Верно. Последние слова в каждой строке пропущены. Ваша задача - написать недостающие слова и попытаться спеть эти частушки. Творческого вам вдохновения!

IV. Самостоятельная работа учащихся

(Звучит музыка).

V. Защита проектов

(Дети наряжают матрешек и поют частушки).

1-я группа:

Мы – матрешки, мы – матрешки,
Не видны под платьем ножки.
Очень длинный сарафан,
А на нем большой карман!

2-я группа:

Мы – матрешки, мы – матрешки,
Мы в кармане носим ложки,
Чтобы весело плясать,
Громко ложками стучать!

VI. Подведение итогов

Учитель читает стихи:

Давно известно всем на свете
Искусство русских мастеров.
В них – красота родной природы
И мудрость древняя веков.

– Вы сегодня проявили творческое воображение, мастерство. Спасибо вам! Молодцы!