Одна из основных функций учителя истории
является формирование правовой культуры
учащихся, осознание ими высшей ценности прав и
свобод человека.
В своей работе использую материалы различного
характера (Приложение 5):
– на бумажных носителях (учебная литература, педагогическая периодика, методика применения ТСО, методические разработки уроков и внеклассных мероприятий);
– на магнитных носителях (аудио- видеофонды, учебные и методические фильмы);
– на оптических СД-дисках (мультимедийные учебники);
– Интернет-ресурсы.
Считаю, что очень важно в современных условиях использовать ИКТ на уроках права. Это позволяет мне:
– реализовывать перспективны культурно-образовательные и информационно-технологические программы;
– входить в большие базы данных;
– накапливать информационные данные по различным темам и направлениям;
– создавать банк педагогической информации;
– комбинированный мультимедийный подход, основанный на восприятии учащимися не просто информации, а информации в форме образов позволяет учащимся получать более глубокие знания.
Изучение прав человека в школе может осуществляться в виде отдельно проведённых тематических мероприятий на такие темы: «Изучаем права человека», «Как люди пришли к осознанию того, что права человека надо защищать», «Равенство всех прав», «Права и обязанности человека от рождения и на всю жизнь», «Хочу стать президентом, «Выборы», «Я, ты, он, она – вместе дружная семья», «Может ли личность противостоять произволу, царящему в обществе?», «Адвокат комментирует », Основные положения «Закона о гарантиях прав ребёнка в РФ от 24.06.1998 г». и т. д. Разработки этих мероприятий собраны в методическую папку «Право».Сами названия перечисленных тем говорят о важности поставленных вопросов. Эти мероприятия рассчитаны на изучение детьми в процессе бесед, правовых ассамблей, деловых и ролевых игр, КВНов. Выбор темы зависит от цели мероприятия, возраста учащихся и других условий.
В течение нескольких лет работаю с детьми по теме «Мир права вокруг нас» и собираю самую необходимую информацию о праве. Учащиеся старших классов постоянно пополняют новыми находками сборник афоризмов о праве «В мире мудрых мыслей» (Приложение 6), книгу словарь правоведческих терминов «Шпаргалка» (Приложение 7).Составлен буклет «Права ребёнка» (Приложение 11) . Эти книжки создаются по инициативе старшеклассников. Благодаря подключению школы к сети Интернет мы можем собирать эти материалы не по крупицам, как раньше, а быстро, мобильно и в большом объёме.
Из разных данных мы составили Календарь правовых дат (Приложение 8) и Краткий перечень основных прав ребёнка (Приложение 3).
В работе обязательно применяются тексты основных документов, принятых мировым сообществом по защите прав ребёнка. (Приложение 1, Приложение 2).
В своём развитии человечество не сразу пришло к осознанию того, что ребёнок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их заменяет. Понадобились демократические преобразования, последовавшие за революциями в Европе в прошлом веке, чтобы возник вопрос об отдельном рассмотрении прав детей. Права детей тогда рассматривались, в основном, в качестве мер по защите от: детского труда, рабства, торговли детьми, произвола родителей, проституции несовершеннолетних, экономической эксплуатации.
В 1948 г. была принята Всеобщая декларация прав человека. Статья 11 декларации практически без изменений содержится в ст.49 Конституции РФ и отображает один из главных принципов юридической ответственности – презумпцию невиновности.
В 1989 г. ООН приняла Конвенцию о правах ребёнка и её подписала 61 страна, где говорится, что ребёнок должен быть воспитан в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности. Положение Конвенции вошли в Семейный кодекс РФ и Закон об образовании.
В бесправном государстве не может быть разговора о каких-то правах ребёнка. Россия подписала Конвенцию о правах ребёнка, Президент подписал Постановление «Об основных направлениях государственной политики по улучшению положения детей», есть программа президентская «Дети России»…
Проблем в стране очень много. Никогда ещё в истории России, даже в военные годы, не было таких страшных цифр! Треть всех детей, попадающих в дома ребёнка, «отказники»! Матери отказываются от родного дитя своего из-за нищеты или пьянства, дети голодают, побираются, увеличивается число ребят, не посещающих школу из-за отсутствия одежды, обуви, школьных принадлежностей. В стране от 2 до 4 млн. (по различным данным) беспризорных, 1,5 млн. ребят школьного возраста безграмотны. В основном это дети, попадающие в колонии. Больше половины этих детей больны, больше половины истощены. Никто из них за свою короткую жизнь не встретил взрослого, которому мог бы довериться, обратиться за помощью. Подростки не верят никому, и после освобождения не идут на контакт с государственными структурами. Они пытаются создавать свои организации из таких же, как они сами.
Конвенцию о правах ребёнка должны знать дети всего мира. Конвенция потому и существует, что все взрослые люди прекрасно понимают, что из бесправного запуганного ребёнка может вырасти только бесправный запуганный взрослый. Изучить этот важный документ можно замечательным образом по книге Шабельника Е.С. «Ваши права», которой в школе у нас 20 экземпляров. К ней прилагается рабочая тетрадь, где учащиеся выполняют различные практические задания. После проведения занятия учащимся предлагается нарисовать рисунки о правах человека и сочинить стихи и загадки.
Например, дети сочиняют:
В школе я учусь с трудом
И работаю при том.
Только есть одна забота:
Сколько можно мне работать?
(Для учащихся 14–16 лет – 2 часа 30 мин., 16–18 лет – 3 часа 30 мин.)
Трудовой кодекс Р.Ф. ст. 94
Детские творчество (рисунки, стихи, загадки, рассказы) представляются на выставках для общешкольного обозрения и обсуждения под названием «Права человека глазами ребёнка» или «Декларация нарушения прав ребёнка».
Изучение прав человека – процесс долгосрочный. Его реализацию следует начинать с младшего школьного возраста. В шутливой игровой форме на доступном уровне детям преподносим серьёзные истины человечества, которые могут пригодиться в любое время.
Например, занятие «Ребёнок имеет право на своё мнение» (Г.Х Андерсен «Голый король») Повторяем изученное право. Пишем свои рассказы.
«Дети имеют право жить со своими родителями и никому не позволено их разлучать».
Читаем и обсуждаем сказку Г.Х.Андерсена «Снежная королева».
«Никто не имеет права читать чужие письма» – А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане..».
Человечество давно пришло к осознанию того, что права человека надо защищать. Дети должны знать не только свои основные права, но и способы их защиты. В правовом уголке помещаем плакат, он называется «Защити себя!» (Приложение 4), где помещены все телефоны и адреса служб, способных ребёнку оказать помощь. Мы оставляем маленькие визитки на стенде и убеждаемся, что они исчезают, а это значит – в них нуждаются! Ребёнок, ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения.
В классе проводится анкетирование учащихся «Право и мы», с учётом результатов анкеты планируется дальнейшая работа классных руководителей, социального педагога, психолога. (Приложение 10).
Обязательным справочным пособием для всех
участников образовательного процесса (учителей,
учащихся и родителей) являются материалы
«Правовые основы участников образовательного
процесса» (Приложение 9).
Здесь есть выдержки из российских и
международных правовых документов не только о
защите прав ребёнка, но и обязанности родителей
за их воспитание, а также ответственности
несовершеннолетних по гражданскому,
административному, уголовному праву.
Главные защитники прав ребёнка – это их
родители, к этому их обязывает семейное право, но
они не всесильны, им трудно обойтись без помощи
государства. В случае злоупотреблений со стороны
родителей или лиц, заменяющих их, ребёнок может
самостоятельно обратиться в органы опеки и
попечительства, а по достижении 14 лет – и в суд.
На многие вопросы помогает ответить детям
материал «Адвокат комментирует «Основные
положения Закона о гарантиях прав ребёнка в РФ от
24.06.1998 г.»
На мероприятия, проводимые по защите прав
человека, желательно приглашать специалиста с
юридическим образованием. Это очень хорошо, что
дети задают интересующие их вопросы
профессионалам.
Во всех странах мира есть дети, живущие
исключительно в трудных условиях, и такие дети
нуждаются в особом внимании. Это:
– Дети, оставшиеся без попечения родителей
– Безнадзорные и бездомные дети
– Дети-инвалиды
– Дети с особыми нуждами (с имеющимися
недостатками в психическом и физическом
развитии)
–Дети-жертвы вооружённых и межнациональных
конфликтов, экологических, техногенных
катастроф, стихийных бедствий (в том числе дети,
вынужденные переселенцы и дети-беженцы)
– Дети-жертвы насилия
– Дети, отбывающие уголовное наказание за
совершение преступления в местах лишения
свободы
– Дети, оказывающиеся в иной трудной жизненной
ситуации, которую они преодолеть самостоятельно
не могут.
Нужно сделать всё возможное, чтобы привить подрастающему поколению уверенности в своих силах, своих созидательных способностях. То есть, чтобы дети учились с детства делать осмысленный выбор власти, президента, государственного строя. Чтобы знали, чего они хотят добиться в жизни как для страны, так для себя лично. Важно помочь детям уже сейчас учиться управлять государством, создавать законы и уметь пользоваться ими, то есть занимать активную гражданскую позицию. Дети должны чувствовать ответственность за судьбу своей страны.
К ребёнку должно прийти понимание того, что я – основа всего. Понимание того, что права человека – священны, поможет построить семью, отношения с друзьями, заставит уважать окружающих нас людей.
Моя душа и мысли – это тайна
Я их открываю только Богу
Волнения, сердечную тревогу
Таю в себе от зрителей случайных.
В моей душе весь мир и целый космос,
Соприкоснуться с ней не так-то просто.
И лишь тому, кому я доверяю
Откинуть я завесу позволяю.
Да, тайна личной жизни – это свято.
Никто не вправе вторгнуться туда,
Где прошлое таится без возврата,
Где с бытом уживается мечта.
Чужую жизнь и ты не разрушай
И тайну личной жизни уважай!