Способы обогащения словарного запаса.
Изучение любого иностранного языка – это
длительный и кропотливый труд. Подобно тому, как
можно привести лошадь к воде, но нельзя заставить
ее напиться, так и нельзя научить иностранному
языку, если вы сами его учить не будете. Приступив
к изучению, каждый сразу убеждается, насколько
этот процесс многообразен и сложен. Это и
интонация, и произношение слов, и грамматика,
которую по праву сравнивают с фундаментом
здания, т.к. она включает законы построения
предложений и слов, и многое, многое другое.
Заучивание новых слов – один из важнейших
аспектов изучения английского языка. Ведь из
всех 2700 языков мира английский – один из самых
богатых. Сравните, например, английский, немецкий
и французский языки: английский содержит около
500 000 слов, немецкий – 185 000, а французский –
менее 100 000. Если вы допустите грамматическую
ошибку в речи, это прозвучит неверно, но чаще
всего вас все-таки поймут. Но если вы не знаете
нужного слова, то это вызовет непонимание у
собеседника и огорчение у вас. А как досадно,
когда, читая текст, наталкиваешься на слово,
которое ни о чем тебе не говорит и без него никак
не клеится предложение! Хороший уровень знаний –
это, прежде всего богатый словарный запас. В этом
же нас убеждают и задания Единого
Государственного Экзамена.
Итак, лексика или словарный состав английского
языка – это около 500 000 слов. Цифра огромная, но
не стоит пугаться. Даже такие великие писатели
как Пушкин и Пастернак, чей язык по праву
считается самым богатым, не использовали всех
слов русского языка. В среднем, у писателей
насчитывают от 7 до 8 тысяч слов в произведениях.
Разнообразием лексики в речи был особенно
знаменит Уинстон Черчилль. Сколько же, по вашему
мнению, слов использовал британский
премьер-министр в письменной речи?
А) 10 000 | Б) 60 000 | В) 100 000 | Г) 120 000 |
А сколько слов нужно среднему англичанину в повседневной жизни?
А) 2 500 | Б) 5 000 | В) 7 500 | Г) 10 000 |
И еще один вопрос. Сколько слов составляют 45% от всего, написанного по-английски?
А) 50 | Б) 250 | В) 1 000 | Г) 2 500 |
Проверьте себя. Черчилль – 60000 (!)
Средний англичанин – 5000.
И лишь 50 слов составляют почти половину
написанного.
Курс средней школы в России предполагает знание 3
тысяч слов, что не так уж мало для иностранца.
Почему же так мало выпускников школ в состоянии
общаться на этом языке, не говоря уже о понимании
радио- и телепередач. Кстати, еще одна цифра: 76%
произносимого по телевидению (на BBC) – это всего
лишь 1,5 тысячи слов.
Надеемся, что приведенная статистика поможет вам
согласиться с нами в том, что существует
множество слов, которые нам учить вовсе не стоит,
и другие слова, которые достаточно понимать при
чтении или разговоре, а не употреблять, в своей
речи. И, наконец, есть слова, которые
действительно надо знать и уметь правильно
употреблять самому.
Недавно мы провели эксперимент. Учащиеся увидели
на доске 10 новых слов с переводом. Учительница
спросила каждого, сколько времени понадобится,
чтобы запомнить эти слова. Вместе решили, что 5
минут будет достаточно. Через 5 минут перевод
стерли, и предложили учащимся перевести слова
самостоятельно. Из 12 человек 10 написали перевод
всех слов, 1 ученик – 8 слов и 1 – 6. На следующем
уроке учащиеся вновь получили свои слова. Теперь
их надо было перевести с русского языка на
английский. Только 4 ученика справились
полностью. Трое допустили орфографические
ошибки, трое написали лишь половину слов. Еще
через неделю преподаватель попросила нас
записать те же слова по памяти. К удивлению
класса, 10 слов вспомнили двое, 9 слов – три
ученика, а пять учеников вспомнили менее 5 слов, а
употребить новые слова в собственных
предложениях без ошибок не удалось никому! Самое
интересное, что в этом нет ничего удивительного.
Специалисты утверждают, что именно через неделю
(если не возвращаться к изученному) забывается
большая часть усвоенного.
Недостаточно просто знать значение слова. Нам
также необходимо знать:
- с какими словами оно успешно взаимодействует
- имеет ли особые грамматические характеристики
- как оно произносится
Старайтесь запоминать слова не изолированно, а во фразах. Подумайте о тех сферах, которые интересуют лично вас. Вспомните, о чем вы не могли сказать на уроке и старайтесь заполнять именно эти пробелы. Не стоит делать 10 страниц за один день, а потом ничего целых три недели. Попробуйте делать одну - две страницы ежедневно. Регулярная работа поможет вам эффективно обогатить свой вокабуляр. Не просто заучивайте слова, вам надо знать, как они употребляются. Итак, вы решили обогатить свой словарный запас. Самый верный способ - это работать:
- систематически
- регулярно
- самостоятельно
Очень часто бывает, что слово, выученное однажды, мы затем забываем. Только постоянное возвращение к одним и тем же фразам поможет вам создать активный словарный запас. Когда вы читаете на английском, то понимаете каждое слово? Или большинство важных слов? Или половину? А может быть, лишь некоторые слова? На вопрос, как поступают ученики, когда встречают незнакомое слово, мы получили разные ответы.
- Просто продолжаю читать, не обращая внимания на новые слова.
- Каждый раз останавливаюсь, чтобы посмотреть слово в словаре.
- Останавливаюсь иногда, чтобы найти важные слова.
- Останавливаюсь, чтобы догадаться о значении важных слов по их окружению.
Давайте вместе проанализируем эти способы работы с новой лексикой. Первый способ опасен тем, что вы вообще ничего не поймете. Второй не эффективен, так как не все слова важны, и вы теряете массу времени! Третий нам кажется весьма полезным, но лишь после того, как вы сами попробуете предугадать хотя бы приблизительное значение слова. Последний способ – самый верный! Когда вы вновь и вновь вглядываетесь в слово и его контекст, вы гарантируете себе его запоминание. Стараясь понять значение нового слова, следуйте двум правилам:
- Сначала постарайтесь понять, какая это часть речи (существительное, глагол, прилагательное и т.д.)
- Затем просмотрите ближайшие слова и предложения до и после нужного слова.
Взгляните на бессмысленные слова в следующих примерах и попробуйте угадать их значения.
1. She nordled all her final exams because she hadn’t studied at all.
To nordle значит A) петь, Б) провалить.
2. He was wearing jeans, a T-shirt and a pair of galvies.
Galvies – это А) туфли, Б) книги.
3. Francesca is a very snorpy person. Terrible things always happen to her.
Snorpy значит А) невезучая, Б) везучая.
4. She toogled into the classroom and told everyone the news.
To toogle значит А) улыбаться, Б) бежать.
Когда мы читаем что-нибудь на английском, не
стоит заглядывать в словарь в поисках каждого
незнакомого слова или выражения, иначе вас это
быстро утомит. Ищите только то, что действительно
важно для понимания текста. А когда закончите
чтение, вернитесь к тому, что прочли, и тогда,
пожалуй, стоит посмотреть несколько слов,
которые вас заинтересовали, и записать их для
себя. Аналогично, при слушании не паникуйте, если
вы слышите незнакомые слова. Продолжайте
слушать, и общее значение текста чаще всего будет
понятным.
Во время чтения и слушания иногда можно
догадаться о значении лексических единиц, не
открывая словарь и не переспрашивая собеседника.
Сначала подумайте, какой частью речи является
слово, затем пересмотрите его ближайшее
окружение в поисках подсказки (рядом могут быть
слова-синонимы или, наоборот, антонимы; в
предложении могут быть причинно-следственные
связи; порой контекст даже дает объяснение
значения слова или хотя бы намек на него). Прежде,
чем приступить к тексту, предложенному ниже,
проверьте, знаете ли вы подчеркнутые слова.
A tortoise is a shelled reptile famed for its slowness and longevity. The Giant Tortoise of the Galapagos may attain over 1.5 metres in length and have a lifespan of more than 150 years. Smaller tortoises from Southern Europe and North Africa make popular pets. They need to be tended carefully in cool climates and must have a warm place in which they can hibernate.
Какие из отмеченных слов вы смогли понять из
контекста (или подтвердить свою догадку)? Вот
видите. Многие новые, на первый взгляд, слова
оказываются вполне понятными в контексте. Теперь
можно и проверить себя по словарю. Но не все слова
поддаются догадке. В таких случаях и следует
прибегать к словарю или спросить учителя.
Накопление словарного запаса, равно как и
изучение английского языка – процесс
длительный. Чтобы выучить, например, 12000 слов
понадобится лет восемь. Планомерность и система
могут ускорить работу и повысить качество
запоминания.
1. Сколько слов и словосочетаний вы намерены заучивать каждую неделю?
а) 5;
б)10;
в)15;
г) более 15.
2. Где и когда вы собираетесь учить слова?
а) по пути в школу;
б) перед обедом;
в) перед сном;
г) другое.
3. Как часто вы собираетесь повторять пройденное?
а) 1 раз в неделю;
б) 1 раз в месяц;
в) перед контрольной;
г) 1 раз в год.
Ответы, конечно, будут разными. Но исследования
по проблеме изучения иностранных языков
убеждают, что в среднем от 10 до 20 слов в неделю –
вполне реальная цифра. Конечно, она может быть
увеличена, если вы готовитесь к экзамену, или
наоборот уменьшена по обстоятельствам. Не имеет
особого значения, где вы будете учить слова, а вот
систематичность, напротив, очень важна: гораздо
лучше заниматься понемногу, но чаще, чем редко
браться за большой объем. Повторение тоже должно
быть регулярным (например, каждую неделю). При
этом надо повторять не только слова, выученные на
этой неделе, но и за весь предыдущий месяц.
Как организовать повторение? Если вы
самостоятельно занимаетесь по какому-то
учебнику или повторяете школьную программу,
делайте упражнения карандашом. Проверьте свои
ответы по ключу или с учителем. Затем сотрите
ответы. Некоторое время спустя, сделайте
упражнения вновь. Для работы со словарной
тетрадью изготовьте карточку. Ею вы сможете
закрыть перевод или, наоборот, само слово и
проверить, сможете ли вы его восстановить по
памяти. Некоторые специалисты советуют
повторять ежедневно минут по пять. Это, пожалуй,
лучше, чем полчаса каждую неделю. Но полчаса
еженедельно лучше, чем два часа один раз в месяц.
Как и во время заучивания, так и во время
повторения не будьте пассивны. Изучения языка –
активный процесс. Используйте маркер для
выделения самых важных мест. Тренируйтесь в
произнесении слов без голоса (про себя), а также
вслух, хорошо, если кто-нибудь будет вас при этом
слушать. Записывайте свою речь на магнитофон, а
затем прослушивайте. Говорите перед зеркалом.
При повторении не обязательно соблюдать тот же
порядок, что и при изучении материала. Напротив,
можно поменять местами упражнения или даже
составить себе новый план: в воскресенье –
повторить произношение, в понедельник -
устойчивые словосочетания с существительными,
затем – все изученные глаголы или
прилагательные и т.д.
При работе со словарями тоже можно
систематически повторять. Когда вы ищете нужное
слово впервые, поставьте на полях словаря рядом с
этим словом галочку карандашом. Каждый раз, когда
вы вновь откроете эту страницу, быстро взгляните
на отмеченное слово, чтобы убедиться, что вы его
помните. Если вы смотрите незнакомое слово в
двуязычном словаре и видите, что в русском языке
оно имеет несколько значений, посмотрите это
слово в англо-английском словаре. Это поможет вам
понять, какой перевод ближе всего подходит по
контексту. Помните, что многие слова имеют
несколько значений, и первое значение в словаре
не всегда то, которое вам нужно, поэтому
обращайте внимание и на другие значения. Иногда
эти значения схожи, но иногда слово может иметь
несколько совершенно разных значений.
Сколько значений следующих слов вам известно?
Значения, мне известные | Значения по словарю | |
1. grave | 1) могила 2) мрачный |
1) могила, 2) гравировать 1) серьезный; 2) угрожающий; 3) авторитетный; 4)печальный; 5) низкий (о тоне); 6) очищать подводную часть судна |
2. light | 1) свет 2) зажигать 3) светлый 4) легкий |
свет, светлый, зажигать, легкий, легко неожиданно натолкнуться |
3. drive | 1) вести машину 2)проезд |
катание, езда; везти (в машине); ехать в
автомобиле гнать, преследовать; вбивать, вколачивать проводить, прокладывать; совершать, вести |
4. see | 1) видеть | видеть (осматривать, понимать,
навестить, придерживаться взглядов, выяснять, консультироваться (у врача), провожать, позаботиться)… епархия, престол |
Такая работа со словарем помогает найти
дополнительную информацию о, казалось бы, уже
известном, и, возможно, сократит те случаи, в
которых мы не знаем, какое слово надо употребить.
Зачастую мы учим слово, не обращая внимания на
других «членов его семьи». А ведь многие слова
имеют разные грамматические формы с одним
корнем.
bright brighten brightness brightly
doubt (n) doubt (v) doubtful doubtfully
vary variation variable variability
Работая с «семьями слов», вы заметите, что суффиксы часто повторяются, а приставки, наоборот, могут меняться. Создайте в своем словаре страницы для суффиксов отдельно для каждой части речи и для приставок тоже и регулярно пополняйте их.
-able |
-ible |
-ous |
-ful |
-ive |
Excitable |
Terrible |
Poisonous |
Careful |
Attractive |
Changeable |
Horrible |
Famous |
Wonderful |
sensitive |
Un- |
In- |
Im- |
Il- |
Ir- |
Unplesant |
Independent |
Impossible |
Illegal |
Irregular |
Unusual |
Incorrect |
Impatient |
Illiterate |
irresponsible |
Замените привычные три столбика в словаре
(английское слово – транскрипция – перевод)
новыми способами организации лексики. Хорошие
англо-русские словари, например, словарь
В.К.Мюллера и англо-английский словарь, например,
для начала English Study Dictionary (MACMILLAN) или Essential English
Dictionary (LONGMAN) предоставят вам всю необходимую
информацию об интересующем слове. Двуязычный
словарь, конечно, привычнее, и легче и быстрее для
нас, но монолингвальный словарь может дать
больше необходимой информации о слове или
словосочетании, к тому же, работая с ним, вы
всегда находитесь как бы в английской среде.
Один из способов обогащения своего словаря -
организация слов по темам. Озаглавьте страницу
(например, «Одежда» или «Спорт» и запишите слова,
которые по этой теме вы знаете. Их, в свою очередь,
можно организовать по частям речи, отдельно
записать и словосочетания. Позже вы сможете
добавлять на эту страницу новые слова.
Следующие пункты важны, но не обязательно
записывать их все для каждого слова.
Что? |
Как записать? |
Примеры |
Значение | А) перевод Б) определение или объяснение В) синонимы или антонимы Г) картинка Д) предложение-пример |
Remember A pond is an area of water smaller than a lake Awful =
terrible; ugly =/= beautiful |
Произношение | Фонетические значки или ваша собственная система | Ache /eik/ (like “make”) |
Часть речи | Глагол, сущ., прил. … | Gloves (n), remember (v), awful (adj), ache (v,n) |
Грамматика | Особенности + пример | Enjoy +ing form: I enjоy going to parties. Weather (U) We had wonderful weather in Italy. |
Слова-партнеры | Словосочетания или предложения | Make a mistake; make a decision; make a mess |
Стиль речи | Формальный, разговорный, сленг… | Purchase (fml); kids (infml) |
Записывайте существительные в словосочетаниях с глаголами, прилагательными.
miss a person, a lesson, a train
tell a story a joke, a lie, the truth
heavy traffic, rain
Записывайте слова вместе с их предлогами.
By mistake on purpose for a walk on the radio on the phone
in the evening at night by plane on strike at least
Помните, что всегда стоит оставлять место для
дальнейшей информации, вы заполните его, когда
встретите это слово еще раз или узнаете о нем
нечто интересное.
Записывайте глаголы в структурах и с
существительными, с которыми они ассоциируются.
Проверяйте себя как в предыдущем случае.
1. answer | a) a cake | 1 c |
2. bake | b) the car | 2 a |
3. blow | c) the phone | 3 d |
4. earn | d) your nose | 4 e |
5. lay | e) a salary | 5 f |
6. park | f) a carpet | 6 b |
Особую группу английской лексики составляют
фразовые глаголы, они же и представляют особую
сложность. Некоторые учащиеся считают, что
ассоциации помогают им запоминать такие глаголы
эффективнее. Отмечайте все грамматические
признаки слов, которые вы учите. Транскрибируйте
и ставьте ударение в проблематичных словах.
Помните, иногда ударение перемещается во время
словообразования: при добавлении суффиксов. Не
стоит делать длинные списки всех слов, которые вы
встречаете – планируйте и выбирайте.
Некоторые люди коллекционируют марки. Они
помещают их в альбом. Почему бы нам ни
коллекционировать слова? Один из продуктивных
способов запоминания слов – это создание карты
слов или их можно назвать деревьями, потому что
все слова как ветви дерева взаимосвязаны.
Английский язык характеризуется очень высокой
степенью сочетаемости слов. Мы обычно говорим:
сделать ошибку – “make a mistake”, а делать домашнюю
работу – “do homework”. Матрицы способствуют
запоминанию словосочетаний:
a car | a motorbike | a train | a horse | a plane | |
to fly |
|
|
|
|
+ |
to drive | + |
|
+ |
|
|
to ride |
|
+ |
|
+ |
|
Можно построить и вот такие «вилки»:
original | shoot | magnificent | kick | ||||
brilliant | edit | breathtaking | hit | ||||
unusual | idea | direct | a film | superb | view | bounce | a ball |
great | star in | … | … | ||||
excellent | review | … | … |
«Вилки» хороши, потому что их можно со временем
наращивать, и каждый раз даже непроизвольно
видишь всю группу слов, а значит, повторяешь.
Краткая запись значения слова по-английски –
тоже отличный способ, так ты постоянно
тренируешь свои умения читать и понимать на
языке, который учишь.
Оформлять свой словарь как настоящий со всей
информацией о слове, несомненно, полезно, ведь
так у нас будет полная информация о слове: и
произношение, и ударение, и значение, примеры, и
грамматические особенности. Пожалуй, так стоит
поступать со словами, в которых вы несколько раз
допустили ошибку или которые никак не
запоминаются.
Картинки в словаре помогают запомнить надолго, к
тому же это весело. Словарь может стать
произведением искусств.
Мы же отдаем предпочтение картам слов. На них
можно добавлять все новые и новые слова и
словосочетания и записывать их так, что будут
видны взаимоотношения между словами.
Литература.
- Build your vocabulary. Lower Intermediate. John Flower with Michael Berman and Mark Powell. Издательство «Титул», 2001.
- English Vocabulary in Use. Pre-Intermediate and Intermediate. Stuart Redman. Cambridge University Press, 1997.
- Opportunities Pre-Intermediate. Michael Harris, David Mower, Anna Sikorzynska. Pearson Education Limited, 2000.