Задачи:
- Познакомить детей с укладом жизни лесных ненцев;
- Воспитывать чувство толерантности и уважения к другим культурам;
- Воспитывать чувство любви и гордости к своей Родине.
- Предварительная работа:
- Создать презентацию урока (подготовить слайды для просмотра);
- Подготовить детей-рассказчиков.
Вступительное слово учителя.
Велик Ямал: на юге раскинулась обширная тайга, а на севере — полярная тундра, граничащая с Северным Ледовитым океаном. Много на Ямале озёр и рек. На реке Пур, в её верхнем и среднем течении, издавна живет малочисленный народ — лесные ненцы. Тундровые ненцы зовут их “пян хасава” — “лесные люди”. Сами себя они называют “неща”, то есть “люди”.
Первое упоминание о лесных людях появилось очень давно, ещё в XIII веке. В 1246 году глава Римско - Католической церкви Папа Иннокентий IV отправил своих послов через Южную Русь к Великому монгольскому хану. Возглавил это посольство итальянский монах Плано Карпини. Во время путешествия он вёл подробные записи, а позже опубликовал их у себя на родине. Описание путешествия было настолько интересным, что разошлось по миру в переводах на разные языки. В своих записках Карпини упоминает о “самоедах” (так раньше называли ненцев, нганасан, селькупов): “А эти люди, как говорят, живут только охотами, палатки и платье их также сделаны из шкур зверей”. Лесные ненцы — охотники, рыбаки, оленеводы. Это удивительно дружелюбный, спокойный, отважный, трудолюбивый и выносливый народ, живущий одной жизнью с природой. Первые звуки, которые слышит малыш, рождённый в чуме лесных ненцев, — потрескиванье дров в печи, ласковый шелест листвы, хорканье оленей.
Первые его ощущения — тепло оленьей шкуры, прохлада речной воды, шелковистость травы и мха. Первые запахи — запах оленя и оленьей шкуры, запах оттаивающей земли, кедровой, сосновой, лиственничной смолы. Первые краски — белизна снега, синева неба, зелень травы.
Природа сурова и добра. С ней связаны и верования лесных ненцев. Бог Создатель у них — бог Неба, Пум. Женщинам покровительствует Дя-Немя, Мать-Земля. А всё окружающее населено добрыми и злыми духами. Есть духи огня, духи рек и озёр, дух ветра. “Не плюй в воду, — учат неща своих детей, — дух воды рассердится”; “Не плюй в огонь — дух огня разозлится”; “Не суй ножик в огонь — глаз огню повредишь”; “Не ломай ветки...” “Не мусори в лесу...”.
К животным и растениям лесные ненцы относятся, как к сознательным, способным понимать человека существам. Природа для них дважды живая.
“Не убивай зверя и птицу больше, чем нужно твоей семье”, — говорит отец сыну; “Не лови рыбы больше, чем нужно для еды”. Все это повторяется детям в течение сотен лет. А иначе, наверное, лесные ненцы и не выжили бы.
Как и в стародавние времена, кочуют неща в поисках пастбищ для оленей и живут в традиционном жилище — чуме. Этот маленький, народ (чуть более тысячи человек) почти в неприкосновенности сберёг свой быт, обычаи, предания и язык. До недавнего времени о лесных ненцах знали очень мало. О тундровых ненцах написаны книги, сняты кинофильмы, на их языке выходят газеты, а вот лесные ненцы даже своей письменности не имели. Меж тем язык их настолько своеобразен и отличен от языка тундровых ненцев, что они с трудом понимают друг друга.
У нас сегодня в гостях тундровые ненцы: девочка Хомани и мальчик Хомаку, которые приехали, чтобы рассказать вам о своем удивительном народе. Послушайте и скажите, что нового вы узнали о жизни этого народа и как мы должны относиться к народам, которые живут рядом с нами.
Дети в национальных костюмах рассказывают об образе жизни, обычаях, традициях своего народа. Во время рассказа демонстрируются слайды.
ОХОТА
Хомаку: Новый год у лесных ненцев принято встречать дважды. Один раз — в середине октября, в начале зимы, когда снег ложится. Второй раз — в середине мая, весной, когда он исчезает под весенним солнышком. Зимний год для лесных жителей — сезон охоты. Мужчины уходят в тайгу на лыжах, а если собираются далеко и надолго, — едут на оленях. Промышляют обычно белку, соболя, зайца и выдру, ставят силки на куропатку, капканы на горностая, лисицу и песца. Зимой песец меняет шкурку на белую и становится очень красив.
В старое время вместо винтовок и ружей у охотников были луки. Их делали из двух пород дерева, а тетивой служили скрученные оленьи жилы. У стрел были оперение и костяные, деревянные или железные наконечники разной формы. Для крупного зверя служили стрелы с гранёными наконечниками. Для дичи — с раздвоенными. Для белки и других мелких зверьков — с тупыми.
Раньше самой важной и распространённой была охота на дикого оленя. Нынче она запрещена, потому что оленей осталось мало. Зато сохранилось много рассказов об этом промысле.
Дикий олень очень пуглив и не подпускает к себе. Охота на него шла ранней весной, когда наст ещё крепок, а стада покидают зимние пастбища и тянутся на север. Способов охоты было много: гнали оленя на засаду, настораживали на него луки-самострелы, преследовали на нартах.
Отец рассказывал мне, как охотился на дикого оленя мой дед. Собак он с собой не брал. Чтобы животные не учуяли его, дед подползал к ним с подветренной стороны, а чтобы не увидели, — толкал перед собой деревянный щит, прибитый к полозьям. Прячась за щитом, он приближался на расстояние выстрела, а потом просовывал дуло ружья в специальное отверстие и стрелял по оленям. Стрелял он метко. Знал: если промахнётся, олени убегут и придётся снова долго выслеживать стадо и подкрадываться к нем.
КОГДА ПРИЛЕТИТ СТРЕКОЗА
Хомани: Я хочу рассказать о насекомых, которые живут рядом с нами. Мне нравятся муравьи, потому что они трудолюбивые, бабочки, потому что очень красивые, а шмели, потому что добродушные, занимаются своим делом, к человеку не пристают, не то что оса. Но осы тоже хорошие, если не вьются у чума. Они искусные строители, дома их похожи на шары с круглыми отверстиями, а внутри них — соты. Мне нравятся даже пауки, потому что они замечательные ткачи. По утрам усыпанная капельками росы их сеть сверкает как алмазная.
Но есть насекомые, которые мне не нравятся. Это кровососы — комары, оводы, слепни и прочая мошкара, которые терзают и людей, и животных. Зато птицы с удовольствием едят комаров, а рыбы, особенно мальки, — их личинок. Ленивые утки и гуси сидят, повернув головы в сторону ветра и разинув клювы, чтобы комары и мошки сами залетали им в клювы. Вот и получается: для одних — польза, для других — вред.
Когда же кончится эта напасть? Взрослые говорят: когда прилетит стрекоза. Когда появляются стрекозы, тогда и комар идёт на убыль. А как окончится комариная пора, оленей отпустят в тайгу на вольный выпас. Будут они сами искать еду и заботиться о себе. В это время им почти никто не угрожает: волков нет, а медведь — сытый.
РЫБАЛКА
Хомаку: Рыбалка, так же, как и охота, очень важна для моего народа. Летний чум всегда стоит поблизости от реки или озера. У моей бабушки, мамы и Хомани есть маленькие и большие металлические иглы для шитья. У отца тоже есть игла, но игла эта особенная — деревянная. Отец плетёт ею рыболовные сети. Поплавки он выстругивает из дерева, а грузила делает из камней.
Ещё мой отец мастерит из ивовых прутьев плотные изгороди. Они называются запоры, потому что “запирают” небольшие речки, перегораживают их. В такую изгородь отехя вставляет плетённые ловушки - морды. Запоры - тоже рыболовная снасть, перегораживает ими речку в нескольких местах. А ещё у отца есть выдолбленная из кедра лодка-калданка.
Отец берёт меня на рыбалку, чтобы я присматривался и учился. А Хомани помогает расправлять сети на вешалах, чтобы они просушились, но главное её занятие - помогать маме чистить и готовить рыбу.
БАБУШКИНА АПТЕКА
Хомани: У меня и Хомаку есть очень хорошая и добрая бабушка. Когда кто-то из родственников болеет, всегда зовут нашу бабушку. Она залечит болячку медвежьей желчью, ожог — медвежьим салом. Рану она промывает настоем ягеля. Если рана загноилась, у неё раствор багульника припасён. А если фурункул вскочил, бабушка прикладывает лепёшку из внутреннего оленьего сала со смолой лиственницы. И всё проходит. Подстрелит отец глухаря — бабушка желудок его высушит и истолчёт. Это — лекарство для желудка. А ещё от боли в животе — кора черёмухи и морошка.
Каждую весну мы с бабушкой собираем мать-и-мачеху (от кашля), смолу сосны, лиственницы, пихты (чтобы зубы были белыми и крепкими). А ещё бабушка вместо чая даёт нам настои, которые помогают быть здоровыми. На зиму она заготавливает весенние листья берёзы, древесный гриб, который растёт на берёзе, — чагу, иван-чай, листья княженики, смородины и брусники. Даже грибы в дело идут: настойка из мухомора — от боли в суставах.
ОЛЕНЬ
Хомаку: Олень в жизни лесных ненцев — всё. Это еда: мясо, сало, кровь, костный мозг. Это одежда, постель и жилище, для которых используют оленьи шкуры. На оленях ездят и перевозят грузы. Из полос оленьей кожи плетут главное орудие труда оленевода — аркан. Из рогов мастерят рукоятки ножей и другие нужные в хозяйстве вещи. Из сухожилий — прочные нитки, силки, сети.
Круглый год олени живут под открытым небом. Но это совсем не значит, что домашний олень не требует забот. Хороший хозяин должен следить за стадом, охранять от хищников и кочевать весной — на север, где меньше комаров и мошки, осенью — на юг: в лес, в тайгу, чтобы укрыть стадо от холодных зимних ветров. А небольшие перекочевки в поисках новых пастбищ оленеводы совершают постоянно. Основная, а зимой и единственная, пища оленя — ягель, который он добывает из-под снега.
КУКУШКА И ГРОМ
Хомани: Мне нравится узнавать о разных приметах. Вот одна из них: если кукушка прилетит раньше, чем грянет первый гром, — будет много ягод. Однажды я спросила, почему так происходит. Мама ответила: “Примета такая”. А бабушка рассказала сказку.
Собрала кукушка осенью полный туесок ягод и спрятала во мху. Прилетела она весной, нашла ягоды и радуется своей запасливости. А тут первый гром грянул. Испугалась кукушка, уронила туесок, ягоды просыпались и раскатились по всему лесу. Много было ягод в тот год.
С тех пор так и повелось: успеет первый гром прогреметь раньше прилёта кукушки — ягоды в кукушкином туеске останутся, людям не достанутся. А если гром прогремит после кукушкиного прилёта, рассыплет она ягоды по лесу для птиц, людей и зверей.
Хомаку: У нашего народа есть много других мудрых примет. Догадайтесь к какой погоде эти приметы. (Читает начало приметы- дети заканчивают)
Приметы:
- Гагара на воде кричит - дождя накликает.
- Солнце вечером краснеет - день настанет ветреный.
- Около луны звезда народилась - потеплеет.
- Звёзды сильно заблестят - к близкому теплу.
- Много грибов - много белок будет.
А какие приметы есть у вас? (Дети называют свои приметы)
Хомани: У нашего народа, как и у каждого другого, есть много пословиц. Попробуйте объяснить суть некоторых из них. (Дети работают в группах)
1.О человеке складывается мнение но упряжке его оленей.
2. Со злом придешь - сам зло испытаешь.
3. На Родине тебе и дерево улыбнется.
4. Лентяй усталости не знает.
5. Не будь жадным и не останешься одиноким.
6. С хорошим человеком и без чума тепло.
Хомаку: А теперь попробуйте соединить начало и конец поговорок.
(Дети делятся на команды и соединяют разрезанные пословицы)
- Чем метель над тундрой злее, тем в снегу куропатке теплее.
- Выкорми пса из щенка, если хочешь иметь дружка.
- У одного ум в словах, у другого - в делах.
- Как олень гордо несёт голову свою, так же высоко держи имя своё.
- Оставленный в тундре запас и для вас, и для нас.
- Тот, кто оленя может побить, сам не уйдёт от его копыт.
- Обижать своих соседей то же, что дразнить медведей.
- Наш врожденный прищур - от снежной белизны и бурь.
- Оленю лучшая мерка - в дороге проверка.
- Олень за ягелем бежит быстрее, чем из-за хорея.
- Слово, что лжет, далеко не уйдет.
- Бело-пестрого Духа Оленя берегите из поколения в поколение.
- Стрелу и для того можно пустить, чтобы не убить, а предупредить.
- Тот законы тундры изведал, кто пояс украсил зубами волка и медведя.
- У оленя мех - камус крепок на ногах оттого, что не ленится копаться в снегах.
Хомани и Хомаку: Мы знаем, что все дети любят отгадывать загадки. Попробуйте отгадать наши.
В ночь беззвездную до чума Кто добраться вам поможет? Кто разыщет путь по ветру, Если в тундре бездорожье? (Олень) |
Посмотри, какой он рябенький И задиристый на вид, И уже на ножках слабеньких Хоть качаясь, но стоит!.. Кто? (Новорожденный олененок) |
Очень важно, чтоб охотник Знал, куда летит сова. Потому, что по науке Наших дедов и отцов, По следам совы капканы Надо ставить на ... Кого? (На песцов) |
Лес не лес, туча не туча — то по тундре кочует, то на одном месте кружится. (Оленье стадо) |
Радость пастуха-оленевода на четырех палочках бежит, обсохнет — за мамой побежит. (Новорожденный олененок) |
Олень от них убегает — а они не отстают. (Нарты) |
Четыре брата — старшему кланяются. Как вместе сойдутся — любое дело сделают. (Пальцы руки) |
Волшебник на железе посредине чума сидит — и угостить может. и укусить может. (Огонь очага) |
Лежит у порога меховое кольцо — чужого
в чум не пустит. (Собака) Бегут два брата
вперегонки, |
Один — еще только есть начинает, а
другой — уже в макодан выскочил, вслед за ветром
улетел. (Огонь и дым очага) Острым клювом в мех ныряет и подружку за собой уводит. А след остается. (Игла с ниткой) |
Не буквы, а написаны в строчку. Без языка, а охотнику все расскажут. (Следы) |
Она, как снег, от солнца прячется. А мышки—от нее... (Сова) |
Учитель: Вот и закончилось наше знакомство с этим удивительным народом. Ребята, что нового вы сегодня узнали о жизни лесных ненцев? (Дети отвечают на вопрос.) Как мы должны относиться к народам, которые живут рядом?
Правильно. У каждого народа есть свои обычаи и традиции, свой уклад жизни. Мы должны бережно относиться к их культуре, сохранять природу, которая их кормит, поит, одевает и, по существу, является их домом. Этот маленький, народ, лесные ненцы, которых чуть более тысячи человек, почти в неприкосновенности сберёг свой быт, обычаи, предания и язык. Наша задача - сохранить все это, не допустить, чтобы этот народ исчез с лица Земли. Я думаю вы сегодня очень хорошо прочувствовали важность этой проблемы. Как вы думаете есть ли будущее у малочисленных народов? Подумайте и напишите дома мини-сочинение на тему: “Будущее лесных ненцев”.