ТЕМА.
Праздничная народная одежда.ЦЕЛЬ.
Ознакомить с образным строем костюма, его структурой, символикой орнамента и цвета.Формировать эстетических вкус, развивать творческое воображение учащихся.
Воспитывать уважение, любовь к народным традициям.
ТИП. Интегрированный.
ТЕХНИКА. Смешанная (гуашь, аппликация).
ОСНАЩЕНИЕ.Репродукция картины И.П. Аргунов “Портрет неизвестной в русском костюме”, трафареты костюмов, иллюстрации с изображением крестьян в праздничной одежде, проигрыватель, запись народной музыки (учитель).
Цветная бумага, картон, ножницы, клей, гуашь, кисти, емкость для воды (учащиеся).
СЛОВАРЬ. Юбка понева, сарафан, кичка, кокошник, душегрея, телогрея, косоворотка, кафтан, штаны-порты.
ХОД УРОКА.
I.Организационный момент.
II. Этап изучения нового материалы.
1. Сообщение темы, цели.
2. Сообщение уч-ся “Символика цвета и орнаментов в одежде”.
1 Ученик. Русский народный костюм отличает богатая красочность - многочисленные оттенки красного: червонный, багряный, рудый, алый с вкраплениями синего, огненно – красный, и другие цвета.
Цвет в русском народном костюме всегда был символичным: красный цвет жизнь, огонь, кровь; желтый – огонь (немного); зеленый – (очень мало); синий, черный – тьма, горе; белый – свет, праздник; охра – земля; голубой, серый – надежда.
2 Ученик. Служил костюм людям не только защитой от холода, жары и всякой невзгоды, но и был оберегом, потому что в его цвете, в узорах зашифрованы магические (колдовские) знаки – обереги, вышитые красными и черными нитями по подолу, вороту, на рукавах и груди.
Костюм нес космическую символику: знаки плодородия – ромбы с точками по средине, сложные ромбы; дерево жизни с предстоящими фигурами Матери – земли; образы прорастания одной формы в другую (семантический смысл роста и цветения). Узоры включают солярную символику: круги, кресты, ромбы, зигзаги – символы солнца, земли, дождя, образ животного мира: павы, кони, барсы.
Дерево жизни и птицы. Русский Север, XIX в.3. Учитель.
На протяжении многих веков большинство населения России составляли крестьяне.
Историческая справка.
КРЕСТЬЯНСТВО, социальная группа, возникшая в процессе разложения первобытного общества и выделения семейного парцеллярного хозяйства. Крестьянам, ведущим индивидуальное хозяйство собственными средствами производства и силами своей семьи, свойственны приверженность традиции в производстве, быту и сознании, местная замкнутость, раздробленность. С прогрессом производительных сил и общественного разделения труда крестьянство, занятое в основном сельскохозяйственным производством, вовлекается в социально-экономические связи, создаваемые товарно-денежными отношениями, и постепенно подвергается социальному расслоению. В XIX веке крестьянство составляло 90% население российской империи. Они жили примерно в 100тыс. деревень и сел. Крестьяне делились на помещичьих и государственных. Государственные крестьяне имели не только больше земли, но и испытывали меньший гнет и произвол чем крепостные крестьяне, которые были полностью бесправные и завесили от своего помещика, который относился к ним как вещам, мог продать, проиграть в карты, сослать в ссылку.
Крестьянская одежда соответствовала особенностям климата, в ней ярко выразились миропонимание, обычаи, характер, вкус русского народа. В каждой местности веками бытовали свои собственные традиции, поэтому по форме, расцветке и узорам одежды можно было узнать, откуда человек родом.
Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить невежу,
По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим древнерусскую одежду:
Не правда ли проста и хороша!
В русской деревне вышивками, аппликациями, бисером и речным жемчугом любили украшать праздничную одежду. Верхняя часть костюма связана с образом неба. На головных уборах часто изображали солнце и звезды. К кокошнику могли быть подвешены на лентах различные украшения у висков и над плечами. Эти вертикальные ленты, затканные бисером, выражали идею дождя, падающего с неба. Вышитым узорочьем украшали рубахи, сарафаны, головные уборы, рукавицы, полушубки и даже обувь. Женский костюм русского Севера часто называют “сарафанным комплексом”, так как основные его части - рубаха и сарафан. В старину рубахи шили из ценного полотнища льняного хоста. Рукава, плечи и ворот рубахи, не закрытые сарафаном, обычно расшивали красными нитками. Часто украшали и подол. Узоры на особых покосных рубахах вышивали со значением. Они играли роль оберегов. Рубаха была порой единственной одеждой. Поэтому так и ценились в народе люди, готовые отдать “последнюю рубаху”. Основной костюм дополняла парчовая душегрея, собранная на спине красивыми складками. Такая душегрея с рукавами называлась епаничка, а без рукавов и на лямках коротенькая. Костюм южных губерний заметно отличался. Основу его составляла понева, которую укрепляли на талии, причем полы ее не сходились и в просвете была видна рубаха.
Завершат ансамбль русского костюма головной убор. Замужняя женщина, по древним обычаям, должна была прятать волосы от постороннего взгляда. Девушка могла не покрывать волосы. Отсюда возникли и формы головных уборов: кокошник, “сороки”, “кички”. Девушки до замужества обычно носили на голове разнообразные повязки, венки, ленты.
Вышитая женская рубах. Русский Север 19 в. Женская праздничная одежда. Московская гурния XIX в. Девушка в праздничном тверском костюме. Начало XIX в.
Костюм замужней женщины. Женские головные уборы – кокошники. XVIII в. Нижегородская губерния XIX в.
Основа мужского костюма – рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посредине или сбоку (косоворотка). Ее украшали вышивкой. Носили ее на выпуск и обязательно подпоясывали. Плетеные пояса, свисавшие до колен, могли быть украшены на концах головами ящеров, символизирующих нижний подземно – подводный мир. На Руси никогда не ходили без пояса, так как считалось, что он оберегает от бед. Штаны (порты), широкие, которые завязывались шнурком вокруг талии. Порты заправляли в сапоги. Рубахи и порты шили из холста, из пестряди, расцветка и узор которой которой были очень красивы. Это клетчатая или полосатая крашеная ткань. Клетка шла на рубахи, а полоска – на штаны, которые так и назывались – синеполосые. В холодную погоду одевали кафтан – долгополую верхнюю одежду. Зимняя шапка – малахай, летняя – войлочный колпак или шляпа с полями.
Самая незамысловатая часть костюма – обувь тоже делалась с выдумкой. Крестьяне носили легкие и удобные для работы в поле лапти, а в праздники надевали обувь кожаную – сапоги, полусапожки, башмаки, коты.
III. Этап закрепления знаний.
1. Обобщение материала.
- Как украшали русские женщины свои праздничные костюмы?
- Какое символическое значение имеют отдельные части ее костюма?
- Назовите составные части женского костюма русского Севера?
- Из каких частей состоял праздничный костюм русского крестьянина?
- Какими правами и обязанностями обладали крестьяне?
2. Беседа по картине И.П. Аргунов “Портрет неизвестной в русском костюме” 1784 г.
И.П. Аргунов, один из лучших портретистов 18 века, был крепостным богатейшего помещика, графа П.Б. Шереметьева, владельца многих поместий и сел. Из своих поместий граф отбирал одаренных крепостных, а талантами народ всегда славился. Крепостные актеры и певцы, создали лучший театр, художники и архитекторы строили и украшали дворцы в Кускове, Останкине. Многие бывшие крепостные станут знамениты, прославят русский театр, живопись, архитектуру. Эти мастера, наделенные огромным талантом, трудолюбием и умом, прекрасно осознавали, что любой человек не может быть рабом другого, что искусство и неволя не совместимы.
- К какому сословию относится героиня этой картины?
Точного имени этой женщины мы, вероятно, никогда не узнаем. Его не оставил ни автор портрета, ни историки искусства. И все-таки попытаемся понять, кем была эта незнакомка.
По нарядному русскому костюму можно с уверенностью сказать, что это простая женщина из народа, скорее всего молодая крестьянка. Создавая портрет “Неизвестной”, И. Аргунов подчеркивает в героине поэтичность, красоту, благородство, чувство собственного достоинства – лучшие черты, присущие русской женщине.
3.Физкультминутка.
4. Практическая часть.
Учащимся раздаются трафареты женского и мужского костюмов для оформления, технику выполнения дети выбирают сами.
IV. Итог урока.
1. Анализ детских работ.
2. Выставка.
Методические пособия, используемые для урока.
1. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений /Н.А Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского.- 4-е изд.- М.: Просвещение, 2005.
2. Детям – о традициях народного творчества. Осень: Учеб.- метод. пособие: В 2 ч./ Под ред. Т.Я Шпикаловой.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- Ч.2.
3. Народное искусство на уроках декоративного рисования. Пособие для учителя / Т.Я. Шпикалова. М.: Просвещение, 1974.