Программа курса "Обработка древесины"

Разделы: Технология


Пояснительная записка

Обработка древесины всегда существовала в русской деревянной архитектуре и получила наибольшее распространение там, где были соответствующие условия. Развитию способствовали простота и доступность материала наличие умелых мастеров, богатые традиции. Особенно знамениты были резчики русского Севера, Урала, Сибири, Поволжской, Костромской и некоторых других губерний. Во многих музеях нашей страны хранятся изделия древних мастеров, которые с помощью пилы, топора и стамески создали уникальные произведения архитектуры и предметы домашнего быта.

Цель данной образовательной программы: Содействовать формированию социально-активной, творческой личности учащихся в процессе освоения ремесла.

Задачи:

  • формировать интерес к древесным материалам, научить учащихся правильно подбирать материалы для изделий, учитывать размеры деталей, физические и механические свойства древесины;
  • формировать навыки работы столярным инструментом, обработки древесины на станках, отделки поверхности изделий, эстетического оформления изделий;
  • формировать у учащихся знания и умения, способствующие самостоятельно разрабатывать и изготавливать собственные изделия, анализировать их преимущества и недостатки (размеры, прочность, эстетическое оформление, трудоёмкость их изготовления, доступность материалов и затраты на них и т.д.);
  • развивать творческое и логическое мышление, эстетический вкус у учащихся;
  • воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающей среде и рабочему инструменту.

Адаптированная программа отличается от типовой тем, что в ней больше времени уделяется на творческую деятельность учащихся. Если в начале обучения они изготавливают изделия по готовой технической и технологической документации, в середине обучения - сами разрабатывают технологическую документацию, то к концу обучения учащиеся конструируют изделия, разрабатывают на них технологическую документацию, изготавливают изделия и анализируют выполненную работу.

Курс обучения по данной программе рассчитан на 2 года обучения по 162 часа в год. Обучение организуется в разновозрастных группах учащихся 10-17 лет. Занятия проводятся в каждой группе 2 раза в неделю по 2-3 часа. Количество учащихся в группе зависит от количества оборудованных мест в мастерской.

Формы организации познавательной деятельности– коллективная, групповая, индивидуальная.

Формы занятий – традиционные занятия, творческие занятия, практические занятия, зачеты.

Методы обучения - словесный, объяснительно-иллюстративный, наглядный, проблемный, частично поисковый, исследовательский, репродуктивный, практический, продуктивный.

Программа предусматривает одновременное изучение технологии обработки древесины, изобразительного искусства, элементов начертательной геометрии и графики.

На начальной стадии обучения учащиеся работают по готовым чертежам и технологическим картам, повторяя действия учителя, знакомятся с произведениями мастеров декоративно-прикладного искусства прошлого и настоящего времени.

На второй год обучения учащиеся самостоятельно конструируют изделия, разрабатывают чертежи и технологические карты, подбирают необходимый материал для изготовления деталей, обрабатывают заготовки ручным и механическим способами, эстетически оформляют его и отделывают лакокрасочными материалами.

Для работы объединения требуется следующее оборудование и инструменты: станки токарные и сверлильные, дрели, электролобзик, разметочный и контрольно измерительный инструмент, верстаки, ножовки, рубанки, струбцины, отвертки, молотки, стамески, долота, наборы винтовых, пальцевых и перьевых сверл, выжигательный аппарат, шурупы, гвозди, клей, кисти, масляные и нитро лаки и краски, шлифовальная бумага, образцы пород древесины, заготовки из древесины разных пород.

В конце каждого полугодия проводятся выставки и анализируется работа объединения за этот промежуток времени. Кроме этого, по окончанию изготовления каждого изделия, проводится выставка внутри объединения и анализ работ учащихся.

К КОНЦУ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ

ЗНАТЬ:

  • Правила охраны труда в столярной мастерской.
  • Правила заготовки древесины.
  • Производство и применение пиломатериалов.
  • Породы и пороки древесины.
  • Способы соединения деталей.
  • Назначение столярного верстака, шерхебеля, рубанка, ножовки, лобзика, ручной дрели.
  • Назначение и устройство сверлильного станка.
  • Технический рисунок, эскиз, чертёж.
  • Способы зачистки поверхности древесины и древесных материалов.
  • Способы отделки поверхностей изделий.

УМЕТЬ:

  • Организовывать рабочее место.
  • Пользоваться верстаком.
  • Размечать твёрдые и мягкие породы древесины.
  • Размечать экономно заготовки.
  • Работать инструментом для ручной обработки древесины, соблюдая безопасные приёмы работы.
  • Сверлить отверстия в древесине и древесных материалах ручной дрелью и на сверлильном станке.
  • Соединять деревянные детали гвоздями, шурупами, клеем.
  • Читать технические рисунки и эскизы.
  • Составлять операционные карты.
  • Зачищать поверхность заготовки рашпилем, напильником и шлифовальной бумагой.
  • Отделывать поверхность заготовок.

К КОНЦУ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ

ЗНАТЬ:

  • Породы и пороки древесины, свойства древесины.
  • Правила чтения чертежей, эскизов и технологических карт.
  • Устройство и назначение сверлильного станка.
  • Устройство и назначение СТД – 120М.
  • Устройство и назначение переносного электроинструмента для обработки древесины.
  • Устройство и назначение штангенциркуля.
  • Разметочный и контрольно-измерительный инструмент.
  • Инструмент для ручной обработки древесины.
  • Способы художественной обработки древесины.
  • Способы отделки древесины.
  • Лакокрасочные материалы.
  • Правила ТБ при ручной и механической обработки древесины.
  • Правила ТБ при проведении отделочных и лакокрасочных работ.

УМЕТЬ:

  • Определять породы и пороки древесины.
  • Читать и чертить чертежи.
  • Разрабатывать технологические и операционные карты.
  • Работать на сверлильном станке и на СТД-120М.
  • Пользоваться штангенциркулем и контрольно-измерительным инструментом.
  • Подбирать заготовки из древесины и древесных материалов, учитывая нагрузку на них и условия эксплуатации.
  • Эстетически украшать изделия.
  • Покрывать изделия лаками и красками.

Уровень обученности и воспитанности отслеживается в процессе педагогического наблюдения, на зачетных занятиях, на выставках, конкурсах, участия учащихся в анализе работ.

Примерный учебно-тематический план