1. Пояснительная записка
Цели обучения математике в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека.
Исторически сложились две стороны назначения математического образования: практическая, связанная с созданием и применением инструментария, необходимого человеку в его продуктивной деятельности, и духовная, связанная с мышлением человека, с овладением определенным методом познания и преобразования мира математическим методом.
Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения – от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте людей, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие научных знаний, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться общеупотребительной вычислительной техникой, находить в справочниках и применять нужные формулы, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.
Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И, наконец, все больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и многое другое). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом.
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления, воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач – основной учебной деятельности на уроках математики – развиваются творческая и прикладная стороны мышления.
Использование в математике наряду с естественным нескольких математических языков дает возможность развивать у учащихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические) средства.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в ее современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, что включает понимание диалектической взаимосвязи математики и действительности, представление о предмете и методе математики, его отличиях от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания дает возможность пополнить запасы историко–научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.
Роль математической подготовки в общем образовании современного человека ставит следующие цели обучения математике в школе:
- овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
- интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
- формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.
В основе модифицированной программы лежит типовая программа “Математика 5-11 кл”, составитель Г.М. Кузнецова.
Структура программы оставлена без изменений. Имеются различия в содержании модифицированной программы.
Модифицированная программа по алгебре составлена для гимназических классов. Программа включает в себя углубленное и расширенное содержание образования: включены темы, которые позволяют расширить и углубить материал отдельных разделов. Гимназическое образование будет отличаться от программного материала изучением некоторых вопросов и требованиями к уровню подготовки обучающихся. В тексте эти отличия выделены курсивом.
Учащиеся обучаются по учебникам “Алгебра, 7”, авт. К.С. Муравин, Г.К. Муравин, О.В. Муравина.
Цель программы:
- создать условия для расширенного изучения материала, удовлетворения познавательных интересов и развития способностей, учащихся в соответствии с основными темами.
Задачи программы:
- формировать у учащихся сознательное и прочное овладение системой математических знаний, умений, навыков;
- развивать математические способности учащихся;
- способствовать вовлечению учащихся в самостоятельную исследовательскую деятельность.
Срок реализации программы 1 год.
Содержание программы
Алгебра 7
Математический язык
Основная цель – систематизировать и обобщить сведения о преобразовании выражений и решений уравнений с одним неизвестным, полученными учащимися в 5-6 классах; выработать умения в решении систем уравнений.
Теоретический раздел программы
Числовые выражения. Выражения с переменными. Выражения, содержащие модули. Математическая модель текстовой задачи. Решение уравнений. Линейные уравнения с двумя переменными. Решение систем линейных уравнений с двумя переменными способом сложения. Арифметический микрокалькулятор.
Функция
Основная цель – сформировать основные функциональные понятия и знания о графике и свойствах функций y=kx и y=kx+b.
Теоретический раздел программы
Понятие функции. Таблица значений и график функции. Пропорциональные переменные. График функции y=kx. Определение линейной функции и её график. Графики этих функций, содержащих модули. График линейного уравнения с двумя переменными.
Степень с натуральным показателем.
Основная цель – сформировать у учащихся умения выполнять действия со степенями с натуральными показателями.
Теоретический раздел программы
Тождества и тождественные преобразования. Определение степени с натуральным показателем. Свойства степени. Одночлены. Сокращение дробей.
Многочлены
Основная цель – сформировать умения выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение многочленов на множители, применять формулы сокращённого умножения в преобразованиях.
Теоретический раздел программы
Понятие многочлена. Преобразование произведения одночлена и многочлена. Вынесение общего множителя за скобки. Преобразование произведения двух многочленов. Разложение на множители способом группировки. Формулы сокращенного умножения: квадраты суммы и разности, разность квадратов, куб суммы и разность кубов.
Вероятность
Основная цель – сформировать представления учащихся о вероятностном характере многих явлений окружающего мира, о вероятности события и научить школьников решать несложные задачи на вычисление вероятностей. Познакомить школьников с правилом произведения, а также с формулами числа перестановок, размещений и сочетаний.
Теоретический раздел программы
Понятие вероятности. Равновероятные возможности. Достоверные и невозможные события. Вероятность события. Число вариантов.
Повторение
Основная цель – систематизировать и обобщить знания, полученные в 7 классе.
Теоретический раздел программы
Выражения. Функции и графики. Тождественные преобразования. Уравнения и системы уравнений.
Календарно – тематический план
Алгебра 7
Всего 123 часов. В неделю I четверть – 5 ч, II, III, IV – 3 ч.
№ урока |
Раздел программы. Темы уроков |
Количество часов |
Примерные сроки изучения |
Глава 1. Математический язык. |
25 |
||
§1. Выражения. |
10 |
||
1-2 |
Числовые выражения. |
2 |
3.09-7.09 |
3-4 |
Сравнение чисел. |
2 |
|
5 |
Диктант по теме: “Сравнение чисел”. Выражения с переменными. |
1 |
|
6-7 |
Выражения с переменными. |
2 |
10.09-14.09 |
8 |
Выражения с переменными. Тест. |
1 |
|
9 |
Коррекция. Выражения, содержащие модули. |
1 |
|
10 |
Контрольная работа №1 по теме: “Выражения” |
1 |
|
§2. Уравнения |
15 |
||
11 |
Коррекция. Математическая модель текстовой задачи. |
1 |
17.09-21.09 |
12,13 |
Математическая модель текстовой задачи. |
2 |
|
14 |
Математическая модель текстовой задачи. Самостоятельная работа. |
1 |
|
15 |
Коррекция. Решение уравнений. |
1 |
|
16,17 |
Решение уравнений. |
2 |
24.09-28.09 |
18 |
Решение уравнений. Тест. |
1 |
|
19 |
Коррекция. Решение уравнений. |
1 |
|
20 |
Понятие уравнения с двумя переменными. |
1 |
|
21,22 |
Системы уравнений с двумя переменными. |
2 |
1.10-5.10 |
23,24 |
Решение задач с помощью системы уравнений. |
2 |
|
25 |
Контрольная работа №2 по теме: “Уравнения” |
1 |
|
Глава II. Функция. |
26 |
||
§ 3. Функция и способы их задания. |
6 |
||
26 |
Понятие функции. |
1 |
8.10-12.10 |
27 |
Исследовательская работа №1 “Исследование S прямоугольника данного периметра” |
1 |
|
28 |
Таблицы значений функций. |
1 |
|
29 |
График функции. Исследовательская работа №2. |
1 |
|
30,31 |
График функции. |
2 |
15.10-19.10 |
§ 4. Функция y=kx. |
7 |
||
32,33 |
Пропорциональные переменные. |
2 |
|
34 |
Пропорциональные переменные. Самостоятельная работа. |
1 |
|
35 |
Коррекция. График функции y=kx |
1 |
|
36,37 |
Графики функций y=kx, y=k ·?x? |
2 |
22.10-26.10 |
38 |
Контрольная работа №3 по теме: “Функция y=kx” |
1 |
|
§ 5. Линейная функция. |
13 |
||
39,40 |
Определение линейной функции. |
2 |
|
41,42 |
График линейной функции. |
2 |
6.11-16.11 |
43,44 |
Графики функций, содержащих модули. |
2 |
|
45,46 |
График линейного уравнения с двумя переменными. |
2 |
|
47,48 |
Решение систем линейных уравнений графически. |
2 |
19.11-23.11 |
49 |
Самостоятельная работа “Линейная функция”. |
1 |
|
50 |
Коррекция. Линейная функция. |
1 |
26.11-29.11 |
51 |
Контрольная работа № 4 по теме: “Функция”. |
1 |
|
Глава 3. Степень с натуральным показателем. |
18 |
||
§ 6. Степень и её свойства. |
11 |
||
52 |
Коррекция. Тождества и тождественные преобразования. |
1 |
|
53,54 |
Тождества и тождественные преобразования. |
2 |
3.12-14.12 |
55,56 |
Определение степени с натуральным показателем. |
2 |
|
57 |
Степень с натуральным показателем. Самостоятельная работа. |
1 |
|
58 |
Коррекция. Подготовка к контрольной работе. |
1 |
|
59 |
Контрольная работа за I полугодие. |
1 |
17.12-27.12 |
60 |
Коррекция. Свойства степени. |
1 |
|
61,62 |
Свойства степени. |
2 |
|
§ 7. Действия со степенями. |
7 |
||
63,64 |
Одночлены. |
2 |
|
65,66 |
Сокращение дробей. |
2 |
14.01-18.01 |
67 |
Сокращение дробей. Самостоятельная работа. |
1 |
|
68 |
Коррекция. Подготовка к контрольной работе. |
1 |
21.01-25.01 |
69 |
Контрольная работа №6 по теме: “Действия со степенями”. |
1 |
|
Глава 4. Многочлены. |
30 |
||
§ 8. Произведение одночлена и многочлена. |
11 |
||
70,71 |
Понятие многочлена. |
2 |
28.01-1.02 |
72,73 |
Преобразование произведения одночлена и многочлена. |
2 |
|
74 |
Произведение одночлена и многочлена. Самостоятельная работа. |
1 |
4.02-15.02 |
75 |
Коррекция. Вынесение общего множителя за скобки. |
1 |
|
76-78 |
Вынесение общего множителя за скобки. Решение уравнений. |
3 |
|
79 |
Обобщение темы: “Произведение одночлена и многочлена”. |
1 |
|
80 |
Контрольная работа №7 “Произведение одночлена и многочлена” |
1 |
18.02-22.02 |
§ 9. Произведение многочленов. |
8 |
||
81 |
Коррекция. Преобразование произведения двучленов. |
1 |
|
82 |
Произведение трёхчлена на двучлен. |
1 |
|
83,84 |
Произведение двух многочленов |
2 |
25.02-7.03 |
85-87 |
Разложение на множители способом группировки. |
3 |
|
88 |
Контрольная работа №8 по теме: “Произведение многочленов” |
1 |
|
§ 10. Формулы сокращенного умножения |
11 |
||
89 |
Коррекция. Квадрат суммы, разности и разность квадратов. |
1 |
10.03-21.03 |
90 |
Квадрат суммы, разности и разность квадратов. Диктант. |
1 |
|
91,92 |
Куб суммы и разность кубов. |
2 |
|
93,94 |
Применение формул сокращённого умножения. |
2 |
|
95,96 |
Разложение на множители с помощью формул сокращённого умножения. |
2 |
1.04-11.04 |
97,98 |
Разложение на множители способом группировки. |
2 |
|
99 |
Контрольная работа №9 “Формулы сокращённого умножения” |
1 |
|
Глава 5. Вероятность |
10 |
||
100-101 |
Равновероятные возможности. |
2 |
21.04-24.04 |
102-104 |
Вероятность события. |
3 |
|
105-108 |
Число вариантов |
4 |
28.04-2.05 |
109 |
Контрольная работа №10 “Вероятность” |
1 |
|
Глава 6. Повторение |
11 |
||
110,111 |
Выражения |
2 |
5.05-8.05 |
112,113 |
Функции и графики |
2 |
12.05-16.05 |
114 |
Годовая контрольная работа |
1 |
|
115-117 |
Тождественные преобразования. |
3 |
19.05-23.05 |
118-120 |
Уравнения и системы уравнений. |
3 |
26.05-31.05 |
121-123 |
Резерв |
3 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
Алгебра 7
В результате изучения курса алгебры учащиеся должны знать:
- Определение высказывания;
- Определение уравнения и системы уравнений; корня уравнения и решения системы уравнений;
- Определение функции; разные способы задания функции: описанием, правилом, формулой, таблицей, графиком;
- Определение линейной функции, её свойства и график;
- Определение тождества;
- Понятие выражения с модулем;
- Определение степени с натуральным показателем; свойства степени;
- Определение многочлена и его степени;
- Формулы квадрата суммы и разности, разности квадратов, куба суммы и разности кубов. Двух выражений и их словесные формулировки;
Уметь:
- Устанавливать истинность математических высказываний;
- Составлять математические модели текстовых задач;
- Решать линейные уравнения;
- Решать системы линейных уравнений с двумя переменными способом сложения;
- Находить значение функции по формуле для конкретного аргумента, находить аргумент функции по известному ее значению; определять, принадлежит ли заданная своими координатами точка графику функции; строить графики функций y=kx и y=kx+b; графики функций, содержащие модуль; графически находить приближенное решение системы линейных уравнений;
- Приводить примеры тождеств; пользоваться тождественными преобразованиями для упрощения выражений;
- Формулировать свойства степени с натуральным показателем и применять их для вычислений; преобразований одночленов, сокращения дробей; пользоваться терминами: “показатель степени”, “основание степени”;
- Приводить одночлены к стандартному виду, называть коэффициент и степень одночлена;
- Приводить многочлен к стандартному виду, называть степень многочлена;
- Применять формулы сокращённого умножения для преобразования произведения многочленов и для разложения многочлена на множители.
Формы, методы, способы и средства реализации программы
Формы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Методы: практический, объяснительно – иллюстративный, частично-поисковый, наблюдение, исследование.
Технологии: традиционное, дифференцированное, проблемное, игровое, тестовое обучения.
Формы диагностики уровня знаний, умений, навыков.
Алгебра
- Самостоятельная работа - 6;
- Диктант - 2;
- Тест - 2;
- Исследовательская работа - 2;
- Контрольная работа - 11.
Учебно – методическое обеспечение
Учебник
Г.К. Муравин “Алгебра, 7”
Иллюстративный материал
- Настенные таблицы по алгебре:
- “Математика, 5-11 классы. Практикум”. Учебное электронное издание.
- Опорные конспекты (газета “Математика”)
Набор обучающих и контролирующих материалов
С.М. Саврасова “Упражнения по планиметрии на готовых чертежах”
В.А. Гусев, А.И. Медянин “Дидактические материалы по геометрии для 7 класса”.
М.Б. Миндюк, Н.Б. Миндюк “разноуровневые дидактические материалы по алгебре 7 класс”
П.И. Алтынов, “Тесты. Алгебра 7-9 класс”
Л.И. Звавич, Л.Я. Шляпочник “Контрольные и проверочные работы по алгебре, 7 класс”.
Методические рекомендации к проведению тем и уроков
“Методические рекомендации к учебнику К.С. Муравина, Г.К. Муравина, О.В. Муравиной. Алгебра 7 класс” Г.К. Муравин.
Литература
М.Ю. Шуба “Занимательные задания в обучении математике”.
Г.И. Глейзер “История математики в школе”.
И.И. Гайдуков “Абсолютная величина”.
Э.Г. Гельфман и др. “Тождества сокращённого умножения”, МПИ.