Личностно-коммуникативное обучение в преподавании географического краеведения
“Недостатки традиционной педагогической технологии – это слабое внимание к личности ученика. Преодолеть этот недостаток можно, если включить индивидуальный подход и в этап постановки цели, и в этап обучения, и особенно в этап оценки результата”.
И.И.Баринова.
Личностно-коммуникативное обучение особенно актуально в наше время. Над этим вопросом работает МОУ СОШ № 73 г. Ульяновска, где я являюсь преподавателем географии.
Целью моей работы является анализ личностно-коммуникативного обучения, выбор методов и приемов, приемлемых для преподавания краеведения.
Для написания своей работы я использовала следующие методы: статистический, аналитический, исследовательский, метод работы с литературой.
Задачи моей работы: изучить технологию личностно-коммуникативного обучения, определить сущность и содержание понятия личностно-коммуникативного обучения в преподавании краеведения, разработать серию уроков по этой теме.
Важнейшим подходом в конструировании курса географии является краеведческий, базирующийся на привнесении в учебный предмет конкретности, образности, личного социального опыта школьника, основанного на изучении родного края. Любовь к родному краю питает любовь к Родине. Познать свой край, изучить его – значит полюбить его еще более глубоко. Цели реализации краеведческого подхода направлены на развитие личности в условиях национально региональных традиций, воспитание личной сопричастности к культуре своего края. Изучение своей малой Родины служит воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к Российскому Отечеству, экологической культуре личности. Многие десятилетия краеведению отводилась незавидная роль. И только в наши дни “малая” география российских провинций начинает обретать достойное место. Важность изучения родного края определяется и тем, что территория, где проживает человек, побуждает его познавать, оценивать окружающий мир, совершать конкретные практические дела, осваивать и принимать традиции. Изучение природных, социально-экономических, исторических, культурных особенностей родного края, своей связи с предшествующими и последующими поколениями (народные традиции, творчество, ценности) комплексно воздействует на все сферы сознания: интеллектуальную, эмоционально-ценностную, волевую.
Изучение родного края является важнейшим фактором формирования системы ценностей школьников, на его основе происходит их интекоризация. Это – реальное микро-, мезо-, и макроокружение, в котором протекает жизнь школьника, его семьи. Конкретизация общечеловеческих ценностей на краеведческом уровне осуществляется по следующим направлениям: сохранение природы края и здоровья его населения, лимитирование потребностей в ресурсах, культ предков, национальных традиций, семейного уклада жизни, готовность к трудовой деятельности и т. д.
Родной край-пространство, границы которого являются границами жизнедеятельности учащихся. Школьники субъективно “вычисляют” родной край из целого своей страны, противопоставляют его ей, обозначая тем самым ограниченность края.
Границы родного края крайне динамичны и постоянно расширяются в процессе деятельности учеников. Причем деятельность понимается нами весьма широко: познавательная (прочитал, стал лично значимым); практическая (изучал определенную территорию на экскурсии, в походе); исследовательская (проведение опытов экспериментов в кружке). Однако границы родного края чаще всего имеют предел "расширения" до границ области, края, республики. Своеобразным ограничителем в этом случае является историческое формирование территории, традиции своего народа. Мы определяем Родину как единство человека и среды, единство, которому человек в ходе своей практической деятельности придал ценностное содержание и которое наделил знанием. Следует отметить, что родной край рассматривается учащимися как личностная ценность. Они наделяют его такими значениями, как "моя прекрасная Родина", “самое красивое место”.
Успешное усвоение содержания краеведческого материала осуществляется в предлагаемой технологии личностно-коммуникативного образования. Существенной в этой технологии является личность школьника. Личность ученика при этом выступает в качестве субъекта деятельности, носителя субъективного опыта, складывающегося за долго до влияния специально организуемого обучения в школе. Обмен ценностями между школьниками и отдельными группами учеников предполагает взаимодействие и коммуникацию.
Личностно-коммуникативное обучение по усвоению учащимися предметного содержания осуществляется на основе взаимодействия по следующим пяти линиям: ученик–учитель, ученик–ученик, ученик–ученический коллектив, ученик-учебник и другие средства учебно-методического комплекса, ученик–окружающая среда, учитывая при этом, что субъектом освоения этого опыта изначально является, а не становится ученик. В процессе взаимодействия развиваются специфические явления: содействие, сопереживание, сочувствие, соревнование, реализуемое в таких формах, как эмоциональный и интеллектуальный контакт, сотрудничество интимно-личностное общение, деловое общение. Причем если три первые линии взаимодействия осуществляются непосредственно в словесной форме, то взаимодействие по линиям ученик–окружающая среда, ученик–учебник опосредованно, часто сначала неосознанно, с помощью рефлексии. Технология личностно-коммуникативного образования, как считают ученые – педагог В. В. Сериков и психолог И. С. Якиманская, учитывает две взаимосвязанные составляющие – обучение и учение. Моделируя данную педагогическую технологию с позиции учения, мы выделяем в ней компоненты.
Первый компонент – цель, ориентирующая ученика на различные действия по усвоению содержания курса географии своего края. Цель рассматривается как осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие ученика. Причем образ предвосхищаемого результата приобретает побудительную силу, становится целью, начинает направлять действие, лишь связываясь с мотивами. Обязательным условием целеполагания является закладывание в него субъективного опыта учащихся. В этом случае цели будут приняты учеником как собственные. В процессе целеполагания школьники выделяют предмет деятельности, осуществляется мотивация.
Вторым компонентом личностно-коммуникативного образования является мотивация как совокупность различных побудителей к совершению действия. Мотивация помогает создать у учащихся определенный настрой, направленность на учебную деятельность. Для формирования мотивации у школьников учитель моделирует учебную ситуацию. Она может быть в виде проблемной ситуации, парадокса, интересного факта и так далее. На этапе мотивации и целеполагания, образующих мотивационный компонент учения, главным является сознание того, для чего необходимо изучать этот материал и готовы ли учащиеся к его изучению.
Следующим компонентом личностно-коммуникативного образования является учебная ситуация, создаваемая в различных формах. Вхождение учителя и ученика в личностно-ориентированную ситуацию предполагает своеобразную инверсию всех параметров обучения: то, что было внешним по отношению к их общению (цель, содержание учебного процесса), задавалось внешними социальными институтами, меняет свой источник, делается внутренним стимулом, результатом интимного согласия и сотрудничества субъектов. Борьба мотивов, столкновение смыслов и ценностей здесь становятся осязаемым полем межличностного общения. При создании учебной ситуации учитель опирается на социальный опыт школьников.
Особую группу занимают задачи, связанные с рефлексией, направленной на осознание, осмысление значимости собственных действий. Решение учебной задачи осуществляется в специально организованной коллективно распределенной деятельности.
Итак, способом решения учебных задач являются учебные действия – следующий компонент педагогической технологии. Знание способов действия позволяет осмысленно решать учебные задачи, поэтому учитель обращает внимание на их планирование, осознанное применение учащимися.
Необходимым компонентом данной технологии является оценка, переходящая в самооценку. В этот процесс включаются как эмоционально волевые, так и рациональные действия, связанные с предпочтением и выбором.
Личностно-коммуникативная технология исходит из особенностей ценностных отношений, построенных на условиях диалога, гармонии, сотворчества, при которых признается независимость, суверенность не только другого человека, но и природы.
Первым шагом диалогичности на уроках является стремление учителя развивать в ученике способность высказывать свое “Я”, выражать человеку свое мнение. “Я думаю...”, “Мне кажется...”, “Я считаю...” – вот формы диалогической установки, выводящей человека на диалог с другим.
Технология личностно-коммуникативного обучения, рассчитанная на потенциальных возможностях личности, осуществляется при всем многообразии методов и форм обучения. Однако наиболее предпочтительными являются коммуникативные игры, дискуссии, семинары, групповая работа. Особенность их заключения в индивидуальном способе общения, в ходе которого происходит обмен ценностями, придающий изучаемому содержанию личностно значимый смысл.
Рефлексивное управление в личностно – коммуникативной технологии
Процесс усвоения содержания географического материала является объектом не только познания, но и управления. В этой связи попытаемся раскрыть особенности управления учебной деятельностью в процессе усвоения предметного содержания курса.
Итак, переориентация во взаимодействии учителя и учащихся, переход на полисубъектное
(диалогическое) общение в
личностно-коммуникативной технологии требуют
иного управления учебным процессом. Я считаю, что
основой управления учебной деятельностью
школьников по усвоению материала курса
географии Ульяновской области в 9-ом классе
станет рефлексивное управление. Понятие
“рефлексия” рассматривается многоаспектно. Его
понимают как
концентрированное самоотражение,
самоосмысление, самонаблюдение, самосознание.
Рефлексия выражает осознание человеком своего
собственного состояния, поведения, деятельности.
Рефлексия, как отражение самого себя, своих потребностей, интересов, мотивов включает отражение собственных действий.
Различают предметную, процессуальную, личностную рефлексию. Предметная рефлексия направлена на осмысление предметных оснований задачи. Процессуальная мыслительная деятельность по поводу решения учебной задачи. Личностная рефлексия – обращение мыслей ученика на себя, свой внутренний мир, психическое состояние, личностные качества. Рефлексивное управление призвано помочь в разработке комплекса мер, обеспечивающих успешное усвоение материала курса.
Основные формы личностно-ориентированного обучения
Особое место отводится уроку – главной форме обучения. Урок направлен на развитие личности, воспитание географической культуры. Среди многих типов урока личностно-ориентированную направленность имеют уроки рефлексии, связанные с предметной, процессуальной и личностной рефлексией. Такие уроки позволяют осознавать опыт внутреннего переживания, воспитывать чувства эмпатии и амплификации. На таких уроках используются слайды, репродукции картин, фрагменты музыкальных произведений, обсуждаются проведенные социологические исследования. Так, на уроке по теме “Путешествие по памятникам природы Ульяновской области” учащиеся ощущают единство с природой.<Приложение 1 >.
Другим вариантом является урок-обобщение, на котором осуществляется оценка и самооценка учащихся. Как правило, вначале они оценивают себя сами, проставляя себе баллы, затем в ходе обсуждения результатов самооценки происходит корректировка полученных результатов. Так это происходит на уроке-зачете “Климат. Природные ресурсы Ульяновской области” <Приложение 2>.
Лекции впервые систематически начинают вводиться с 9-го класса. Эта форма обучения имеет результативность при соблюдении учителем ряда условий: познавательная мотивация учебной деятельности, четкая формулировка целей лекции, отбор учебного материала с выделением в нем основного и второстепенного, продуманность плана с вычленением в нем ключевых вопросов лекции, четкая формулировка заданий учащимся для осуществления обратной связи, продуманность дополнительных вопросов, подбор заданий для оценки эффективности лекции.
Этот алгоритм деятельности учителя позволит подготовить качественную лекцию.
Семинар – такая форма организации обучения, при которой источником информации являются сами ученики. На семинаре, в результате предварительной работы над программным материалом школьники и учитель в обстановке непосредственного общения, в процессе выступления учеников решают задачи познавательного, развивающего и воспитательного характера. На семинаре, как правило, высокий уровень самостоятельности учащихся. Роль учителя здесь заключается в организации и руководстве деятельностью школьников. Необходимо четко сформулировать вопросы для семинара, обдумав их объем и сложность, задание творческой деятельности в виде рефератов, исследовательских проектов, интервьюирование местных жителей. По уровню познавательной активности школьников можно выделить традиционные и проблемные семинары.
На первом, ученики выступают с сообщениями и обсуждают их. При этом высокая самостоятельная активность наблюдается лишь у выступающих учеников. Проблемные семинары дают возможность каждому ученику отстаивать свою точку зрения, принимать решения.
Игра. Рассматривая игру учащихся как феномен общечеловеческой культуры, считаем, что она направлена на взаимодействие друг с другом по обсуждению различных географических проблем, обмен ценностями в диалоге. Игра позволяет школьникам усваивать социальный опыт вследствие ролевой деятельности. В результате в игре осуществляются два взаимодополняющих процесса – освоение ценностей и их переоценка. Как правило, игры с географическим содержанием позволяют учащимся моделировать деятельность специалистов в конкретной области, принимать важные решения и делать выводы, проектировать различные объекты. Усваивать основные правила поведения в природе и обществе. При всем многообразии ролевых игр в географическом образовании их можно объединить в две большие группы:
-игры на освоение социального опыта в конкретной деятельности: игры-экспедиции, игры по созданию и экспертизе проектов, пресс-конференции, игры-драматизации. Причем игровой сюжет может быть как реальный, так и фантастический. <Приложение 4 >. <Приложение 5 >.
-игры на освоение социального опыта, связанные с общением учащихся друг с другом на основе решения экологической проблемы. В данном случае ученики играют не конкретную роль, а роль-маску: докладчика, критика, пропагандиста, конформиста, оптимиста и т. д. <Приложение 3>.
Дискуссии. Отличительной особенностью личностно-ориентированных технологий является ориентация на диалогические способы общения. Диалог – всегда обмен взглядами, чувствами между двумя и более учащимися, когда выражается свое “Я” и отношение к чему-то. Основными особенностями диалога является проблемность, присущая географическому содержанию, ставшему предметом диалога, значимость для ученика проблемной ситуации; интерес к содержанию, а также процессу диалога субъектам общения; незавершенность диалога как способа реализации потребностей учащихся, готовность школьника к обмену ценностями и его ориентировка в системе многообразных ценностей.
Диалог является основной формой общения в дискуссиях, например, при обсуждении какого-либо спорного вопроса, проблемы с целью нахождения способа его решения, обмена ценностями. Любая дискуссия включает в себя четыре взаимосвязанных компонента: мотивационный, познавательный, операционно-коммуникативный, эмоционально-оценочный.
Урок-диалог. Уроки-диалоги занятия, которые строятся на неожиданных для учащихся вопросах в отличие от семинаров, когда они известны за две три недели. Роль этих уроков значительна, так как на них формируется умение задавать вопросы, развивается диалогическая речь, формируется культура общения, стимулируется мышление, учащиеся овладевают знаниями в новой учебной ситуации. Если учитель планирует провести урок-диалог с помощью специально отобранной группы, то задания дается за два месяца и более; группе необходимо ознакомиться с разными источниками, отобрать наиболее важные географические данные, составить вопросы, подготовит иллюстрации.
Остальным учащимся учитель предлагает за одну– две недели подготовить интересующие их вопросы, сам проводит отбор наиболее интересных в географическом плане, хотя значительная часть вопросов остается неизвестна учителю (экспромт на уроке).
Удачные вопросы поощряются. Для оценки вопросов и ответов учитель выделяет “ группу учета”, “группу анализа”. Уроки-диалоги необходимо завершить не только коллективным обсуждением итогов их проведения, но и заданиями на обобщение материала.
Урок-зачет. Функции контроля самые разнообразные – обучающие, развивающие, воспитывающие. Для учителя он важен и тем, что позволяет критически оценить свою деятельность, в случае плохих результатов, находить более рациональные пути в учебно-воспитательном процессе. Урок-зачет требует более глубокой подготовки. К нему учитель готовит учащихся в длительный срок. В помощь учителю создается группа актива. Вместе с ней определяется количество постов проверки знаний и умений, продумывается оформление рабочих мест, составляются вопросы и задания. <Приложение 2>.
Какие бы новаторские замечательные приемы и пути работы на уроке не предлагались, сами по себе они не приведут к желаемому результату. Любое педагогическое совершенствование даст действительный результат, лишь реализовавшись в творческой энергии самого учителя, в глубине и самобытности его мышления, в умении свободно распоряжаться учебно-воспитательными средствами, в обаянии и интеллигентности его поведения и общения, в его дидактическом искусстве разжигать воображение школьников, стимулировать их умственную инициативу, в умении “эмоционально зарядить” ученика.
Когда урок заставляет сильней биться радостью сердце ученика – учитель всемогущ.
Литература
- Баринова И.И. Современный урок географии. Методические разработки уроков. М., 2001.
- Душинина И.В., Таможня Е.А., Пятунин В.Б. Методика и технология обучения географии в школе. М.,2004.
- Николина В.В., Алексеев А.И. Методическое пособие по географии населения и хозяйства России. М., 1997.